Развитие творческого мышления




Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно пред­ложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все при­ходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдви­гать только хорошие идеи, то это может привести, с одной стороны, к «удушению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудов­летворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления. Дайте себе по больше времени на размышления. Некото­рые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схе­му, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разгова­ривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все эта­пы ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Психологи Папалья и Оулдс предлагают несколько советов для развития креативности.

• Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

 

• Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

• Старайтесь мыслить широко, при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (например, расовые или половые предрассудки).

• Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и по­пробуйте найти новые пути.

• Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

• Ищите объяснения странных и непонятных явлений.

• Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные спо­собы применения обычных вещей.

• Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать но­вые подходы.

• Чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозго­вого штурма.

• При оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они при­надлежат не вам, а другому человеку.

(Источник: Квинн В. Прикладная психология.

СПб.,2000



Контрольные вопросы

  1. Какие науки, кроме психологии, изучают и моделируют законы мышления?
  2. Как определяется понятие «мышление»?
  3. Что характерно для мышления как процесса решения задачи?
  4. Как происходит процесс мышления при выполнении журналистом задания редакции?
  5. Как вы понимаете выражение А.Аграновского: «хорошо пишет не тот кто хорошо пишет, а кто хорошо думает»?
  6. Что дает концепция журналистского произведения корреспонденту при сборе материала?
  7. Каковы принципы творческого мышления в группе?
  8. Какие основные мыслительные операции. Характеризуйте каждую из них.
  9. Что такое формы мышления? Раскройте особенности основных из них.
  10. Как классифицируется мышление? Какие есть виды мышления?
  11. Что характерно для творческого мышления?
  12. Какие существуют барьеры для творческого мышления?
  13. В чем специфика творческого мышления журналиста?
  14. Что дает критическое мышление для творческого процесса?
  15. Закономерности мышления и их роль в профессиональной деятельности журналиста.

 

Литература

Аграновский А. А. Давайте думать // Журналист. 1967. №2.

Аграновский В.А. Вторая древнейшая. М., 2000.

Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.,1970.

Дункер К. психология продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. А.В.Матюшкина. М., 1965.

Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

Психология мышления: Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, В.А.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова. М., 2008.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. – Л., 1958.

 

 



Речь, процессы порождения и восприятия текстов

Что такое речь?

Мышление и речь выступают в единстве. Слово выражает обобщение, отмечал С.Л.Рубинштейн, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. И мышление, и речь имеют общий элемент – слово, которое выражает обобщение, является формой существования понятия, мысли. Речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-исторического развития человечества. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться. Это общение осуществляется с помощью речи. Под речью обычно понимают процесс общения людей между собой с помощью языка.

Язык - это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и форму­лирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык - это некоторая максимально возможная система знаков, из которой каждый пользующийся этой системой использует для себя в силу своих возможностей конкретную долю. Язык и речь нераз­рывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и разви­вался в процессе речевого общения людей.

В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство речи питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения, знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Речь вместе с тем своеобразным образом размыкает для меня сознание другого человека, делая его доступным для многообразных и тончайшим нюансированных воздействий. «Включаясь в процесс реальных практических сношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него и все сознание человека, - подчеркивал С.Л. Рубинштейн. - Благодаря речи сознание одного человека становится непосредственной данностью для другого». По его мнению основная функция сознания— это осознание бытия, его отражение. Эту функцию — речь, язык выполняет специфическим образом: речь отражает бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. Речь в отличие от языка— это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка—речь это язык в действии. Речь, и единая с языком и отличная от него, является, таким образом, единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним и форма обобщенного отражения действительности или форма существования мышления.

 

Функции речи

По роли речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека различают две основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая — осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей, их об­разования и развития (интеллекту­альная функция).

В коммуникативной функции, в свою очередь, принято различать (хотя эти различия не очень точны) функцию сообщения (выражения) и функцию побуждения (воздействия). Функция сообщения, включаясь в человеческую речь, перестраивается, входя в ее семантическое содер­жание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее древних ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непос­редственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других. Сила воздействия прежде всего зависит от содержания, выразительности, экспрессивности речи. Выразительность речи зави­сит от структуры построения пред­ложений и отбора слов (важны жи­вость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интона­ции и сопровождающих речь выра­зительных движений (изменения позы, мимики лица, жестов). Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия.

При сообщении человек может указывать на какой-либо предмет (указательная, или индикативная, функция) и высказывать свои суждения по какому-либо вопросу (предикативная функция, или функция высказывания). Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вы­звать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функция побуждения к действию, или воздействия). Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т.п. Речь становится средством выра­жения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предме­ты, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семан­тической (или сигнификативной) функции речи.

Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваивая язык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими форма­ми и операциями мышления. Речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

 

Виды речи

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Речь жестов и звуковая речь. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некото­рую роль. Он часто в виде, например, указательного жеста дополняет ссылкой на ситуацию то, что не досказано или однозначно не определено в контексте звуковой речи; в идее выразительного жеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести в смысловое содержание звуковой речи новый оттенок. Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводят жест; слово и ситуация в ней иногда дополняют друг друга, образуя как бы единое целое. Но в настоящее время мимика и пантомимика являются лишь как бы аккомпане­ментом к основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомога­тельное, второстепенное значение. На ранних ступенях развития при крайней мно­гозначности первоначальных слов, жест играл несомненно значительно большую роль.

Внешняя и внутренняя речь. Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по пре­имуществу пользуемся тогда, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в речевые формулировки. Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она — «речь минус звук»; внутрен­няя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей струк­туре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразо­ванию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие за­мыкания»; она часто эллиптична, опуская то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющееся.

«Утверждение о том, что внутренняя речь — это речь с самим собой, не совсем точно, - отмечал С.Л.Рубинштейн. - И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным индивидуальным собеседником, когда она посвящена размыш­лению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории. Выраженная в слове мысль каждого человека имеет свою аудиторию, в атмосфере которой протекают его рассуждения; его внутренняя аргументация обычно рассчитана на аудиторию и к ней приноровлена; внутренняя речь обычно внутренне направ­лена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя».

 


Речь и мышление

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процес­сами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышле­нием существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное зна­чение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые по­средством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим или выражения для уже имеющейся и словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов; она интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь — не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово, служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Формируя свою речевую форму, мышление само формируется. Мышле­ние и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Постольку можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смы­словое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее пере­работанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда сразу появляется в уже готовой речевой форме, до­ступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала; имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем закон­ченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В про­цессе этой работы над речевым оформлением мысли работа над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.

В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто пережи­вание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным знанием ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т. е. выразить ее через обоб­щенные безличные значения языка по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, придти к осознанию ее объективированного значения…

Встречающееся в нашей литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличии от мышления относится только звуковой, фонетический материал речи. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усмат­ривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистиче­ской — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сво­дится к мышлению, и мышление не сводится к ней. Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а един­ство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в проти­воположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление..; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

(С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии». СПб., 2007)

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: