Информационная и психологическая теории мышления




В информационной теории мышления главной посылкой объяснения человеческого мышления на уровне обработки информации считается положение, что сложные процессы мышления составля­ются из элементарных процессов манипулирования символами. В общем виде элементарные процессы обычно описываются так: прочтите символ, напи­шите символ, скопируйте символ, сотрите символ и сопоставьте два символа. Нетрудно заметить, что «элементарные информационные процессы» или «элементарные процессы манипуляции символами» есть не что иное, как элементарные операции в работе счетной машины. Таким образом, требование изучать мышление «на уровне элементарных информационных процессов» фактически расшифровывается как требование объяснить человеческое мышление исключительно в системе понятий, описывающих работу вычислительного устройства

Основными рабочими понятиями в рамках анализируемой концепции явля­ются: 1) информация, 2) переработка информации, 3) информационная модель Информация — это, по существу, система знаков или символов; переработка ин­формации — различного рода преобразования этих знаков по заданным прави­лам («манипулирование символами», как говорят некоторые авторы); информа­ционная модель (или «пространство проблем», в отличие от среды задачи) — све­дения о задаче, представленные или накапливаемые (в виде кодового описания) в памяти решающей системы.

Что значит мышление психологически? Описывает ли информационный подход действительные процессы человеческого мышления или же он абстраги­руется от таких его характеристик, которые как раз и являются наиболее сущест­венными? Ответы на эти вопросы мы извлекаем не из опыта моделирования психических процессов, а из опыта теоретического и экспериментального ана­лиза процессов мышления.

Психологически мышление часто выступает как деятельность по решению за­дачи, которая определяется обычно как цель, данная в определенных условиях. Однако цель не всегда с самого начала «дана»: даже если она ставится извне, то бы­вает достаточно неопределенной, допускающей неоднозначное толкование, по­этому целеобразование или целеполагание есть одно из важнейших проявлений деятельности мышления. С другой стороны, условия, в которых поставлена цель, не всегда являются «определенными», их еще необходимо выделить из общей об­становки деятельности на основе ориентировки, анализа этой обстановки. Задача как данная цель в определенных условиях еще должна быть сформулирована. Сле­довательно, мышление — это не просто решение, но и формирование задачи.

Что входит в условия задачи или с чем имеет дело человек, решающий задачу? Это могут быть реальные предметы, вещи, наконец, люди, если мы рассмат­риваем случаи так называемого наглядно-действенного мышления. Это могут быть знаки, если мы рассматриваем случаи речевого мышления. Достаточно ли сказать про речевое мышление человека, что оно «оперирует знаками», чтобы выразить существенные стороны мышления? Нет, не достаточно. Следуя за Вы­готским, мы выделяем при анализе речевого мышления собственно знак, пред­метную отнесенность и значение знака. «Оперируя знаками», человек оперирует значениями, а через них, в конечном счете, предметами реального мира. Таким образом, если мы будем описывать человеческое мышление только как манипу­лирование знаками, то мы отвлечемся от важнейшего психологического содер­жания мышления как деятельности реального человека. Именно это и делает информационная теория мышления.

Реальные предметы, или предметы называемые, входящие в условия задачи, обладают такой важной характеристикой, как ценность, разной ценностью обла­дают также действия с этими предметами, т.е. преобразования ситуации. Суще­ствуют разные источники образования ценностей одного и того же элемента си­туации и разные взаимоотношения между этими ценностями. Формальное пред­ставление условий задачи (например, в виде графа или перечня знаков), отражая некоторую реальность, отвлекается вместе с тем от таких объективных (заданных субъекту) характеристик условий задачи, как соотношение различных ценностей элементов и способов преобразования ситуации, как замысел составителя задачи. Эти утрачиваемые при формальном представлении характеристики не только реально существуют, но и определяют (иногда в первую очередь) течение деятельности по решению задачи. Таким образом, психологическая и информа­ционная характеристики структуры задачи явно не совпадают.

Объектом психологического анализа мыслительной деятельности человека могут являться: характеристики операционального смысла ситуации для решаю­щего, смысла конкретных попыток решения, смысла переобследования, смысла отдельных элементов ситуации, в отличие от их объективного значения; харак­теристики процессов возникновения и развития смыслов одних и тех же элемен­тов ситуации и всей ситуации в целом на разных стадиях процесса решения за­дач, соотношение невербализованных и вербализованных смыслов различного рода образований в ходе решения задачи; процессы взаимодействия смысловых образований в организации исследовательской деятельности, определении ее объема (избирательности) и направленности; процесс возникновения и удовле­творения поисковых потребностей; изменение субъективной ценности, значи­мости одних и тех же элементов ситуации и действий, выражающееся в измене­нии эмоциональной окраски (при константной мотивации); роль меняющейся шкалы субъективных ценностей в организации протекания поиска; формирова­ние, динамика личностного смысла ситуации задачи и его роль в организации деятельности по решению задачи.

При решении мыслительных задач человеком такие реальные функциональ­ные образования, как смысл (операциональный и личностный) и ценность объ­ектов для человека, не просто соположены («нейтральны») с информационной характеристикой материала, но непосредственно участвуют в процессах управления деятельностью по решению задачи. Именно этот капитальной важности факт и создает, прежде всего, качественное своеобразие мыслительной деятельно­сти по сравнению с процессом переработки информации. Учет или не учет этого факта различает психологическую и информационную теории мышления.

Дифференциация информационной и психологической теорий мышления является необходимым условием развития последней, которая прежде всего должна отразить специфику творческих процессов, обычно отличающихся от ру­тинных, шаблонных, уже сложившихся. Но разработка собственно психологиче­ских проблем мышления не только не закрывает путь для сотрудничества психо­логов и кибернетиков, она делает такое сотрудничество продуктивным.

(Тихомиров О.К. «Структура мыслительной деятельности человека»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: