Свойства процесса понимания




Процесс понимания обладает рядом свойств: глубиной; отчетливостью; полнотой осмысления; обоснованностью. Каждое из них дополняет собой остальные. Не­достаточно четкое проявление любого из свойств заметно снижает эффективность всего процесса понимания.

Глубина понимания. Глубину понимания можно измерить и разнести по шкале, градуированной на несколько ступеней: от началь­ной до максимально возможной для индивидов, находя­щихся на определенном уровне психического развитии.

Для начальной ступени характерно предположительное отнесение предмета или явления к наиболее общей кате­гории, о которой имеются лишь приблизительные знания. Реализуя эту закономерность, телевизионный оператор при переходе к новой сцене обычно спешит показать ее общим планом, чтобы облегчить зрителю понимание ка­кой-то новой ситуации. Понимание остается также на начальных ступенях при пассивном внимании, с каким, например, слушают радио, занимаясь тем или иным де­лом.

Следующую качественную ступень глубины пони­мания дает уверенное отнесение предмета или явления к хорошо знакомой, хотя и достаточно обшей категории. При таком положении еще не осознается своеобразие воспринимаемого объекта, но общие его свойства, связи или отношения выступают как вполне очевидные. Эта ступень возможна при интенсификации внимания и его сосредоточении на объекте.

Осмысление не только общих, но и специфических свойств, связей или отношений воспринимаемого объекта даст следующую ступень в шкале глубины понимания. Для нее характерно четкое осознание отличий данного объекта от любых других, даже сходных с ним по ряду признаков.

Дальнейшее углубление понимания идет по пути дифференцированного осмысления частей или сто­рон объекта и их отношений между собой. Вместе с воз­растанием степени такой дифференциации происходит и нарастание глубины понимания. Максимальная глубина понимания информации, поступающей через каналы прессы, радио и телевидения, достигается в тех случаях, когда у реципиента возникает чувство сопричастности или иллюзия участия в описываемом или передаваемом событии. Современные СМИ располагают широкими возможностями для углубления понимания предлагаемой реципиентам ин­формации. Этой цели успешно служит фотоснимок в га­зете, сопровождающий текстовой материал, звуковая картина на радио, «укрупнение лица, вплоть до показа глаз», как «средство углубления мысли, за развитием которой следит телезритель», и т. д.

Отчетливость. Отчетливость понимания - это свойство, характеризующее степень осмысления связей и отношений воспринимаемого объекта с действительностью.

Аналогично глубине понимания отчетливость может различаться в широких пределах — от начального уровня «смутного» понимания, когда индивид как бы «чувствует» смысл воспринимаемого, но не может дать себе ответ, в чем он заключается, и оказывается не в состоянии выразить в речи его суть, до уровня предельной ясности и осмысле­ния всех необходимых для данной ситуации связей и от­ношений объекта.

Высшая ступень отчетливости понима­ния достигается вместе с возможностью достаточно пол­ного воспроизведения индивидом смысла воспринятой информации.

Промежуточной ступенью в этом континууме будет понимание, для которого характерно дословное воспроизведение воспринятого материала, что отнюдь не является показателем вполне отчетливого понимания.

Отчетливость понимания можно также определить как производную от степени точности наименования предмета, качества, действия или отношения.

Обяза­тельность точности словоупотребления, продуманности и структурной «прозрачности» газетных текстов, текстов радио- и телепередач является важнейшим усло­вием отчетливости понимания. Несоблюдение его приво­дит к двусмысленности и как следствие к снижению эффективности всего процесса информационного воздей­ствия.

Полнота осмысления. Она в значительной степени зависит от некоторых качественных признаков сообщений, становя­щихся продукцией средств массовой информации. Например, плохая композиция сообщений или привлечение не относящихся к теме деталей оказываются факторами, которые неизменно снижают полноту осмыс­ления описываемого или показываемого объекта и, сле­довательно, больше всего содействуют невозможности понимания материала читателем.

Из многих связей информационного воздействия, рас­крываемых в ходе осмысления объекта, особую значи­мость имеет выявление его мотивов, поскольку расхож­дение между подлинными и объявляемыми мотивами деятельности коммуникатора и осознание этого расхож­дения аудиторией дают отрица­тельный эффект влияния СМИ.

Однако стремление добиться макси­мальной полноты осмысления аудиторией объекта пони­мания приводит к отрицательным результатам в тех слу­чаях, когда журналисты пытаются выявить его новые связи по чисто формальным признакам. Так, в практике СМИ широко используются узкоспециальныепонятия конкретных отраслей науки и техники в свой повседневный обиход. И вместо увеличения полноты понимания возникают устой­чивые штампы, а информация приобретает метафориче­скую расплывчатость и приблизительность.

 

Понимание подтекста

Полнота осмысления объекта включает в себя также понимание подтекста, т. е. того, что не выражено прямо, но, тем не менее, передает какое-то значение. Аллегория, иносказание, ирония, сатирическое осмеяние рассчитываются именно на это. Использование их в практике журналистской деятельности предполагает определенный уровень развития аудиторий, их способность вывести подразумеваемое коммуникатором значение из суммы значений, содержащихся в самой информации или в си­туации ее преподнесения. Их использование возможно также в аудиториях, имеющих достаточный опыт полу­чения информации из данного канала, так как подмечено, что новизна канала накладывает определенные ограни­чения на процесс понимания, и в особенности на его пол­ноту.

Обоснованность. Свойство понимания обоснованность – это осмысление логических оснований, которые дают индивиду уверен­ность в правильности своего понимания и возможность отстаивать его от любых нападок со стороны.

Наиболее обоснованным для индивида понимание становится в случаях, когда факт «он сам видел своими глазами». Есть достаточные основания предполагать, что особая дейст­венность телевидения, соединившего в себе речевую ин­формацию с образной, объясняется предоставлением массе реципиентов уникальной возможности «видеть факт своими глазами» и вместе с нею уверенности в ло­гической обоснованности того, что ими понято, с чем они согласились, к чему у них возникло отношение.

Каждое из свойств процесса пони­мания наличествует в любом акте понимания, совершае­мом человеческой психикой. Но проявляются эти свой­ства в различной обстановке далеко не с одинаковой ин­тенсивностью. Увеличение интенсивности в процессе воздействия СМИ за счет учета опыта и психических потребностей аудиторий — важный резерв повышения их действенности.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!