Процесс понимания обладает рядом свойств: глубиной; отчетливостью; полнотой осмысления; обоснованностью. Каждое из них дополняет собой остальные. Недостаточно четкое проявление любого из свойств заметно снижает эффективность всего процесса понимания.
Глубина понимания. Глубину понимания можно измерить и разнести по шкале, градуированной на несколько ступеней: от начальной до максимально возможной для индивидов, находящихся на определенном уровне психического развитии.
Для начальной ступени характерно предположительное отнесение предмета или явления к наиболее общей категории, о которой имеются лишь приблизительные знания. Реализуя эту закономерность, телевизионный оператор при переходе к новой сцене обычно спешит показать ее общим планом, чтобы облегчить зрителю понимание какой-то новой ситуации. Понимание остается также на начальных ступенях при пассивном внимании, с каким, например, слушают радио, занимаясь тем или иным делом.
Следующую качественную ступень глубины понимания дает уверенное отнесение предмета или явления к хорошо знакомой, хотя и достаточно обшей категории. При таком положении еще не осознается своеобразие воспринимаемого объекта, но общие его свойства, связи или отношения выступают как вполне очевидные. Эта ступень возможна при интенсификации внимания и его сосредоточении на объекте.
Осмысление не только общих, но и специфических свойств, связей или отношений воспринимаемого объекта даст следующую ступень в шкале глубины понимания. Для нее характерно четкое осознание отличий данного объекта от любых других, даже сходных с ним по ряду признаков.
Дальнейшее углубление понимания идет по пути дифференцированного осмысления частей или сторон объекта и их отношений между собой. Вместе с возрастанием степени такой дифференциации происходит и нарастание глубины понимания. Максимальная глубина понимания информации, поступающей через каналы прессы, радио и телевидения, достигается в тех случаях, когда у реципиента возникает чувство сопричастности или иллюзия участия в описываемом или передаваемом событии. Современные СМИ располагают широкими возможностями для углубления понимания предлагаемой реципиентам информации. Этой цели успешно служит фотоснимок в газете, сопровождающий текстовой материал, звуковая картина на радио, «укрупнение лица, вплоть до показа глаз», как «средство углубления мысли, за развитием которой следит телезритель», и т. д.
|
Отчетливость. Отчетливость понимания - это свойство, характеризующее степень осмысления связей и отношений воспринимаемого объекта с действительностью.
Аналогично глубине понимания отчетливость может различаться в широких пределах — от начального уровня «смутного» понимания, когда индивид как бы «чувствует» смысл воспринимаемого, но не может дать себе ответ, в чем он заключается, и оказывается не в состоянии выразить в речи его суть, до уровня предельной ясности и осмысления всех необходимых для данной ситуации связей и отношений объекта.
Высшая ступень отчетливости понимания достигается вместе с возможностью достаточно полного воспроизведения индивидом смысла воспринятой информации.
Промежуточной ступенью в этом континууме будет понимание, для которого характерно дословное воспроизведение воспринятого материала, что отнюдь не является показателем вполне отчетливого понимания.
|
Отчетливость понимания можно также определить как производную от степени точности наименования предмета, качества, действия или отношения.
Обязательность точности словоупотребления, продуманности и структурной «прозрачности» газетных текстов, текстов радио- и телепередач является важнейшим условием отчетливости понимания. Несоблюдение его приводит к двусмысленности и как следствие к снижению эффективности всего процесса информационного воздействия.
Полнота осмысления. Она в значительной степени зависит от некоторых качественных признаков сообщений, становящихся продукцией средств массовой информации. Например, плохая композиция сообщений или привлечение не относящихся к теме деталей оказываются факторами, которые неизменно снижают полноту осмысления описываемого или показываемого объекта и, следовательно, больше всего содействуют невозможности понимания материала читателем.
Из многих связей информационного воздействия, раскрываемых в ходе осмысления объекта, особую значимость имеет выявление его мотивов, поскольку расхождение между подлинными и объявляемыми мотивами деятельности коммуникатора и осознание этого расхождения аудиторией дают отрицательный эффект влияния СМИ.
Однако стремление добиться максимальной полноты осмысления аудиторией объекта понимания приводит к отрицательным результатам в тех случаях, когда журналисты пытаются выявить его новые связи по чисто формальным признакам. Так, в практике СМИ широко используются узкоспециальныепонятия конкретных отраслей науки и техники в свой повседневный обиход. И вместо увеличения полноты понимания возникают устойчивые штампы, а информация приобретает метафорическую расплывчатость и приблизительность.
|
Понимание подтекста
Полнота осмысления объекта включает в себя также понимание подтекста, т. е. того, что не выражено прямо, но, тем не менее, передает какое-то значение. Аллегория, иносказание, ирония, сатирическое осмеяние рассчитываются именно на это. Использование их в практике журналистской деятельности предполагает определенный уровень развития аудиторий, их способность вывести подразумеваемое коммуникатором значение из суммы значений, содержащихся в самой информации или в ситуации ее преподнесения. Их использование возможно также в аудиториях, имеющих достаточный опыт получения информации из данного канала, так как подмечено, что новизна канала накладывает определенные ограничения на процесс понимания, и в особенности на его полноту.
Обоснованность. Свойство понимания обоснованность – это осмысление логических оснований, которые дают индивиду уверенность в правильности своего понимания и возможность отстаивать его от любых нападок со стороны.
Наиболее обоснованным для индивида понимание становится в случаях, когда факт «он сам видел своими глазами». Есть достаточные основания предполагать, что особая действенность телевидения, соединившего в себе речевую информацию с образной, объясняется предоставлением массе реципиентов уникальной возможности «видеть факт своими глазами» и вместе с нею уверенности в логической обоснованности того, что ими понято, с чем они согласились, к чему у них возникло отношение.
Каждое из свойств процесса понимания наличествует в любом акте понимания, совершаемом человеческой психикой. Но проявляются эти свойства в различной обстановке далеко не с одинаковой интенсивностью. Увеличение интенсивности в процессе воздействия СМИ за счет учета опыта и психических потребностей аудиторий — важный резерв повышения их действенности.