Идти к своему герою с мыслью и за мыслью





Журналист Валерий Аграновский утверждает, что «мысль - корень публицистики» и что в журналистской практике «действительно важно количество и качество мыслей на квадратный сантиметр текста». Он «благоговейно присоединяется» к словам своего брата Анатолия Аграновского: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает". «С мыслями "в кармане" действительно не страшно отправляться в путь. Есть возможность заранее очертить круг лиц, с которыми следует иметь дело в командировке; наметить темы бесед; выработать тактику и стратегию сбора материала, вести поиск не разбросанно, а четко, целеустремленно, без суеты; обеспечить логику будущего повествования; наконец, попросту сэкономить время, действуя не по наитию, которое бывает обманчивым, а по плану, позволяющему тщательно и спокойно собрать "урожай" до последней крупинки. Короче говоря, выигрыш налицо» - рассуждает автор.

«Позвольте спросить, что такое журналист, лишенный непосредственности, умения размышлять, да еще и с ограниченным внутренним миром? Что он может сказать своим читателям?» - на эти риторические вопросы нет ответа. В.Аграновский упоминает, что всегда осторожно относился к сенсациям, стремясь к более глубокому осмыслению происходящих событий: «Да, никакой факт, даже кричащий, сенсационный, не может «повлиять на умы», если он не осмыслен автором, не снабжен размышлениями, доводами, резоном, не обеспечен темой, имеющий свой портрет».

Интересно предположение, что «если слабая доказательность приводит к малоэффективности газетных публикаций», то это показатель растущей демократии. В таких условиях, по мнению автора, «современному читателю интересны не столько наши выводы, сколько ход наших размышлений, который и делает выводы убедительными, а все произведение достоверным». Он также добавляет, что «читателю нужны резоны и доказательства, и тогда он сам решит, как ему быть, что ему делать, за что заступаться и против чего возражать».

Далее В. Аграновский рассуждает о концепции журналистского произведения: «Концепция дает возможность газетчику идти к своему герою с мыслью,что вовсе не исключает и другой возможности - за мыслью.Да, и за мыслью! Но я полагаю истинным журналистом можно считать того, кто умеет искать и находить факты в подтверждение собственных идей, которые он намерен донести людям». Автор утверждает, что концепция должна создаваться не после, а до сбора материала. Его позиция категорична, что выражается и в следующем высказывании: «Мы или журналисты-хвостисты, идущие по следам событий, или смело шагающие впереди, опережающие события; мы или способны на повторение уже известного, или можем говорить читателю что-то новое; мы или обречены подтверждать уже сложившееся общественное мнение, или не теряем надежду будить его и формировать; мы или новички в газетном деле, или опытные документалисты, работающие профессионально».

По мнению В. Аграновского, очень важную роль в журналистской практике играют дискуссии, проводимые в кругу коллег. «Если нам есть что сказать, то нам следует обменяться опытом и сделать это публично» - заявляет он. Это дает возможность сотрудникам синтезировать новые идеи, проанализировать уже начатые проекты, выявить ошибки и промахи. Таким образом, очень важно прислушиваться к чужому мнению. Но и здесь надо быть осторожными, потому что «истинный журналист не тот, кто собирает чужие идеи, а тот, кто щедро одаривает собственными». Автор подчеркивает, что именно собственный опыт наряду с его знаниями, эрудицией, информированностью и найденными им фактами - это и есть источники возникновения замысла.

Последовательность мысли в процессе решения задачи человек часто сам не осознает.

Ему кажется порой, что решение пришло внезапно, по наитию (по внезапной догадке, подсознательно). Научиться мыслить - это значит систематически тренироваться в последовательном решении задач.



Мыслительные операции

Мыслительное движение от данного к искомому, от факта к выводам, от оценки обстановки к принятию решения происходит посредством определенных мыслительных операций, основными из которых являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация, систематизация.

Анализ – суть этой мыслительной операции состоит в разложении целого на составные части с последующим их сравнением.

Синтез – эта мыслительная операция прямо противоположна анализу. Это объединение отдельных частей в целое на основе вскрытых анализом существенных связей.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и раз­личие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Первоначально тождество и различие устанавливаются как вне­шние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобще­нием, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существен­ные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравне­ния делаются обобщения.

Обобщение — свойство мышления к объединению многих предметов или явлений по-какому-то общему признаку.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — суть этой мыслительной операции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное.

Классификация — группировка объектов по существенным признакам.

Систематизация – это мысленно е расположение множества объектов определенном порядке. В отличие от классификации онаиногда осуществляется по малосущественным признакам, но удобных в оперативном отношении.

Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!