Следует отметить, что анализ и синтез – главные операции мышления. Остальные – являются производными от них, поскольку нет ни одного мыслительного действия, которое не включало бы в себя анализ и синтез. Каждая операция мышления выполняет определенную роль в процессе мышления и находится в тесной взаимосвязи с остальными. Проследим единство операциональных компонентов мышления на примере решения журналистом профессиональной задачи создания подборки из писем, поступивших в редакцию. При первом знакомстве с письмами корреспондент воспринимает их только глазами, он получает целостное представление о поступивших от читателей сообщениях, являющееся результатом первичного синтеза. Здесь нет еще глубокого проникновения в содержание каждого из них. В процессе дальнейшей работы с целью выявления формы и содержания происходит анализ, выделяются отдельные элементы писем, затем выявляются сходство и различие этих элементов по тематике, актуальности и т.п. Сравнение приводит к выявлению общего и различного и объединению отдельных писем в целое - подборку в соответствии с их темой, проблематикой, актуальностью и т.п. Происходит вторичный синтез, в результате которого и возникает замысел создания подборки – решение задачи.
Формы мышления
Формами мышления называются формальные структуры мыслей и их сочетания. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств однородных предметов и явлений. Именно в понятиях протекает процесс человеческого мышления. Понятие является результатом познания окружающей действительности. Оно возникает на основе последовательного перехода от ощущения к восприятию и представлению. Представление перерабатывается в сознании человека. В процессе этой переработки стираются некоторые детали образа, рельефнее выступают существенные элементы, образ схематизируется и, по существу, уже относится не к отдельному предмету, а ко многим ему подобным. Таким путем на базе представлений формируются понятия.
|
Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. В суждении выражается итог мысли: отрицание или утверждение факта. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность. Умение делать правильные суждения – предпосылка успешного решения задачи. Развитие этого умения является важным условием формирования мышления журналиста.
Умозаключение. Оно являетсяболее сложным актом мыслительной деятельности, в ходе которого происходит выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.Мышление развивается в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного — к общему, то есть на основе взаимосвязи индукции и дедукции, индуктивных и дедуктивных умозаключений:
|
- индуктивное умозаключение — это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса, т.е. при индукции мышление идет от единичных фактов к общему выводу;
- дедуктивное умозаключение — процесс мышления идет от общего к частному, т.е. происходит отражение общей связанности явлений, понимание частного случая в свете общих взаимосвязей.
Умозаключение также может протекать путем аналогии, когда вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений. Но выводы по аналогии будут правильными в том случае, если сходство между предметами и явлениями есть в главном, существенном. Чем в большем числе существенных признаков сходны объекты, тем выше вероятность их сходства и в других отношениях.
Виды мышления
Необходимым условием профессионального мастерства журналиста является развитие различных видов мышления. В психологии существует несколько классификаций мышления. Выделяют: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически отвлеченное.
В основу этой классификации положено два признака: 1-ый – форма отражения действительности субъектом, т.е. характеристика самого отражения действительности (отражение в форме непосредственных восприятий, представлений или отвлеченных понятий); 2-й – система операций, посредством которой мыслящий объект взаимодействует с внешним миром, чем он оперирует (практическими или действенными обобщениями, преобразует образы или осуществляет логические операции с понятиями).
|
Определяющее значение в практически-действенном мышлении имеют действия с предметами. На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Основным средством его реализации является уже не практическое действие, а умственный (психический) образ. Теоретически-отвлеченное мышление представляет высшую ступень мышления, оно оперирует понятиями, но сохраняет связь с практикой.
В психологии тип мышления отдельных людей разделяют на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое) мышление. Однако в различных видах деятельности у одного и того же человека на первый план выступает тот или иной вид мышления. Например, бытовые дела требуют наглядно-действенного и образного мышления, а написание статьи на научную тему – теоретического мышления.
В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление: эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта; теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей; его результат — построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека.
Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим. В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большого самообладания в напряженных условиях деятельности.