Процесс порождения текстов




 

 


СМИ в современном обществе являются важнейшим сред­ством воздействия на когнитивную сферу человека. Они форми­руют «картину мира», отбирая, классифицируя и преподнося ин­формацию в соответствующем свете. В связи с этим весьма важ­ным представляется выявление и описание психолингвистиче­ских закономерностей порождения и восприятия текстов в СМИ.

Любой текст, в том числе и текст в СМИ, является результатом (продуктом) речемыслительного процесса, который проходит через ряд этапов и имеет свои закономерности. По мнению отечественных исследователей, «исходной точкой для речевого акта является мотив (стимул), задающий причинную обусловленность процесса речепорожде-ния и включающий его в общую картину человеческой деятель­ности. Затем возникает замысел, воплощаемый во внутреннюю программу (или план) высказывания. Далее следует этап реали­зации программы, или осуществления замысла (который, в свою очередь, возможно, состоит из нескольких стадий). И, наконец, завершается речевой акт этапом контроля и сопоставления по­лученного материала с замыслом»,- отмечает Б.Ю.Норман.

Очевидно, что исходным моментом зарождения речевого вы­сказывания служит мотив, который определяется как осознава­емая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Он лежит, как справедливо заметил А. А. Леонтьев, «за пределами психолингвистической модели как таковой; одна­ко, не вводя его, мы просто не можем понять причинной обуслов­ленности речевого поведения и в какой-то мере особенностей его структуры». Мо­тивы, обслуживающие речевую деятельность, могут быть взаи­моисключающими и взаимодополняющими — от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Моти­вы порождены определенными потребностями, в частности по­требностью в общении. Потребность активизирует сознание го­ворящего и служит ее пусковым механизмом, толчком речепорождающего процесса. Появление потребности приводит к воз­никновению замысла, который охватывает весь речевой акт, по­скольку «нельзя генерировать первое предложение текста, если не предусмотрено его смысловое движение вперед на некото­рое расстояние. Иначе появится или непонимание, или бессмыс­лица», - утверждает А.А.Залевская. На этом этапе формируются личностные смыслы, вы­бирается структура или сценарий речевого поведения, да и не­речевого тоже. Н. И. Жинкин показал, что этот этап протека­ет в предметно-схемном коде, который включает в себя обра­зы и концепты отражения действительности в виде изображе­ний, объединенных в цепь или сгруппированных. Этот универ­сальный код обобщает результаты переработки получаемой по разным каналам информации и обеспечивает связь между разнокодовыми элементами единой информационной базы челове­ка (памяти). Продукт этого процесса как начального этапа речемыслительной деятельности «представляет собой компрес­сию смысла всей предстоящей деятельности, ее квинтэссен­цию».

Следующий после этапа замысла — этап семантического структурирования. Здесь происходит разделение нерасчлененного смысла на предикаты различных порядков, устанавливает­ся иерархия зависимостей, выбирается линия движения вперед на основе полученной информации об общем замысле. Говоря­щий на этом этапе выбирает «рамку» высказывания, т. е. общий план содержания с соответствующими пропозициями. В терми­нах генеративной лингвистики это глубинные синтаксические структуры. В отличие от предыдущего этапа, выбор темы вы­сказывания уже сделан, равно как и определена общая направ­ленность его. Здесь происходит сужение замысла до смысла от­дельных элементов речевой цепи и установление их отношений, т. е. предикация смыслов. Схематически это можно представить как дерево или граф с различными вершинами, или точками пе­ресечения. По какому пути пойдет развитие высказывания, за­висит от интенции говорящего и выбранной им стратегии по­ведения. Выбранное начало «тянет» за собой соответствующее продолжение, т. е. возникают лингвистические обязательства, которые должны быть выполнены на следующем этапе — эта­пе синтаксического структурирования. Давно было отмечено, что синтаксическая структура возникает в сознании говоряще­го как единое целое, одномоментно. Н. И. Жинкин писал: «То или другое синтаксическое правило или подходит для объеди­нения слов или не подходит. <...> Следовательно, такое правило должно появляться сразу, как некоторая законченная схема со­четания слов».

Практика устной речи дает множество примеров, когда говорящий по ходу высказывания меняет син­таксическую схему, поскольку находит более адекватное реше­ние своему замыслу: 1) И вопросы... ситуация, как правило, де­лится на две части. 2) Он был представителем из... одной из государственных структур, очень крупной. 3) Необходимость пить, который... это то, что я делать не люблю. 4) Мне это очень запомнился момент (примеры взяты автором из записей устной речи на двух выставках в феврале 1999 г.).

В приведенных примерах наглядно видно, как возникающая син­таксическая схема «тянет» за собой нужные ей элементы, но по решению говорящего она меняется на другую, что и приводит к сбою и нарушениям согласования. В первом примере начало фразы должно было бы иметь продолжение И вопросы бывают двух видов (типов). Однако оно оказалось связано со словом ситуация и потребовало изменения синтаксической схемы. В чет­вертом примере говорящий, вероятно, хотел построить предло­жение Мне это хорошо запомнилось. Но слово момент потре­бовало изменения рода глагола, и вся структура должна была принять вид Мне этот момент хорошо запомнился. В резуль­тате высказывание начинается с реализации одной синтаксиче­ской схемы, а заканчивается использованием другой. Становит­ся ясно, что синтаксическое структурирование — это весьма из­менчивый и динамический процесс, при котором говорящий, исходя из общего замысла, строит конкретную схему предложения или даже словосочетания, выбирая оптимальный путь, по­путно видоизменяя уже начатое сообщение. Наличие сформиро­ванных и устойчивых структурных схем высказываний позволя­ет носителю языка делать это без видимых усилий и практиче­ски без потери времени.

На этом же этапе происходит и выбор полной формы слова, т. е. его грамматическое оформление. Выбор формы слова связан, ве­роятно, с несколькими возможностями. Во-первых, слово (и даже словосочетание) может появиться в полном и готовом виде как це­лостное образование. Так хранятся высокочастотные словесные единицы, например говорит, так сказать, сколько, когда, будет. Во-вторых, слово может храниться в свернутом виде и «собирать­ся» из составляющих его компонентов (морфем) в момент произ­несения или написания по законам словообразования в русском языке. Последний способ предоставляет прекрасные возможности для словотворчества: досиденты, социалка, коммуняки, спидоносец, нашист и т. п. В-третьих, на выбор формы слова большое вли­яние оказывают ассоциативные связи, которые организуют лекси­кон человека в единую взаимосвязанную сеть.

После завершения этапа грамматического, точнее морфоло­гического, оформления слова наступает последний этап — фо­нетической реализации высказывания. На этом этапе реали­зуется моторная программа, выбираются звуковые последова­тельности, реализуется слуховой контроль. Весьма важным для нас представляется и то, что говорящий сознательно стремится только к тому, чтобы произнести тот или иной осмысленный от­резок речи (предложение, синтагму, слово), не думая при этом об отдельных фонемах и тем более не отдавая себе отчета в том, как он при этом артикулирует. Все необходимые для звукообра­зования движения произносительных органов совершаются ав­томатически.

Таким образом, речемыслительный процесс, результатом которо­го является устный текст, включает в себя следующие этапы.

1. Мотивирующий этап, который определяется внутренними потребностями личности в общении.

2. Этап формулирования общего замысла высказывания, включающего в себя наиболее общие интенции говорящего. На этом этапе реализуются национально-ориентированные сцена­рии развития ситуации, существующие в социально-культурном опыте говорящего.

3. Этап семантического структурирования, на котором проис­ходит переход от замысла к отдельным смыслам (предикация). Говорящий приписывает значения отдельным элементам выска­зывания до их реализации в звучащей речи.

4. Этап синтаксического структурирования, на котором отби­раются синтаксические структуры, отвечающие замыслу выска­зывания. Говорящий прогнозирует их развитие с самого начала и может легко производить любые замены в случае неадекват­ности.

5. Этап выбора слов, на котором слова создаются из неполных форм, хранящихся в памяти в виде слухоречемоторных образов, связанных между собой сетью ассоциаций. Слова с высокой ча­стотностью используются в виде целостных образов.

6. Этап внешней речи, или артикулирование, когда происхо­дит реализация моторной программы в соответствии с приняты­ми нормами языка и опытом говорящего. Этот этап по времени совпадает с предыдущим этапом, т. е. выбор форм слов, и их фо­нетическая реализация происходит одновременно.

Необходимо отметить, что практически на всех этапах порож­дения (кроме мотивационного этапа) действует механизм кон­троля, который позволяет говорящему вносить исправления и уточнения в свою речь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: