Профессионально-психологические качества журналиста




В творческом труде в качестве субъекта выступает познающая личность, а субъективное – это тот присущий только данному субъекту способ оценки и толкования, который является постоянной составляющей сознания. Л. С. Выготский называет творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

В своей гражданской позиции журналист должен быть объективным, потому что его мнение и оценочные суждения формируют общественное мнение, а в конечном итоге общественное сознание. В своем творчестве журналист должен быть субъективным, так как только его индивидуальность и отличительность могут сделать его автором оригинального произведения.

В субъективном выявляется и направленность личности на тот или иной объект. Под объектом здесь подразумевается такой предмет, который независим от сознания, но является одним из полюсов познавательного процесса, он есть нечто, подлежащее познанию. Объект выступает предметом или отношением, к которому направлено сознание и который по своему бытию независим от сознательных и волевых актов субъекта познания.

В. Третьяков, например, убеждён, что каждый раз, оставаясь одними и теми же, журналисты, становятся разными – в зависимости от ситуации, в которой находимся. Помимо внешних обстоятельств журналист меняется и в соответствии с условиями внутренней среды – идеологией редакции, характеристиками аудитории, мнением коллег. Кроме того, согласно ролевой теории личности, действия журналиста также определяют исполняемые нами социальные роли в ограниченном разнообразии жизненных ситуаций. С личностных факторов и следует начинать анализ специфики журналистской профессии, двигаясь по порядку от меньшего к большему, от личных интересов к глобальным.

Журналистская специализация – признак авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете, радиостанции или телеканалу.

В советский период у журналистов был заказ: давай положительный пример, героя дня, героя эпохи. Сейчас в сознании читателей и размышлениях журналистов утверждается представление, что герой - это звезда. Человек упоминается чаще всего "в двух ипостасях - как публичная персона (политик, артист, спортсмен и т.п.) и как воплощенная сенсация (преступник и жертва, спасатель и спасаемый и т.д.). Человек обычный... вряд ли встретися вам на газетных страницах", - пишет Н. Вайнонен.

Человек с его "простыми" житейскими вопросами перекочевал в телесериалы и превратился там не в героя, а в бесконечного, неумирающего персонажа. Это тоже вид творчества, но не журналистский. В трудах аналитиков последних лет фиксируются такие негативные явления общественной жизни, как ухудшение цивилизованного генофонда, общее снижение творческого потенциала человечества, почти необратимые изменения вектора ценностных ориентаций населения – от «развития к потребительству», бесконтрольное и неуправляемое движение основных товарных, финансовых и миграционных потоков, крушение суперэтносов, размывание суверенности государств, государствообразующего признака, проявление благоденствия в криминальных структурах. Искусственные заменители человека проникают в ткань нашей жизни, меняя ее основы. Имидж и бренд замещают понятие «личность», затеняют неповторимость и уникальность личности.

Журналистское творчество – специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. «Творчество – создание нового, оригинального, созидание, в чем запечатлевается порыв вдохновения, свобода духа человека», - пишет Я.А. Пономарев. Смысл изучения журналистского творчества заключается в том, чтобы выявить факторы, влияющие на результаты каждого творческого акта. Творческая деятельность журналиста "основана на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности. Неправомерны суждения, согласно которым логические процедуры мышления составляют содержательный «костяк», а эмоции служат лишь его «фундаментальной оболочкой» Там же.

Как личность журналиста "взаимодействует" с его профессиональной направленностью? Активность мысли, богатство представлений, логическая последовательность суждений, интеллектуальная окраска эмоционального мира сочетаются у журналиста с острой наблюдательностью, творческим воображением, образной и эмоциональной памятью, свободным владением изобразительными средствами языка. В тех случаях, когда личность журналиста достигла высокого уровня развития, а способности реализовались на практике не в частном эпизоде, а в длительной и регулярной профессиональной деятельности, можно говорить о таланте журналиста. Талант – результат не только актуализации врожденных задатков, но и трудолюбия, образования, воспитательных воздействий.

Диалектичность мышления журналиста, проблемность видения мира помогают представить каждый отраженный фрагмент действительности не как замкнутую в себе систему, а как сторону одного исторического процесса, находящегося в развитии.

Журналисту необходима интуиция. Интуиция давно привлекла внимание исследователей. Она определяется наукой как форма познавательной деятельности, когда без осознания пути движения мысли человек делает вывод о сущности предмета. Художественное видение мира, образность мышления, которая зачастую передается читателю-зрителю с помощью ассоциативных рядов, соотносится с духовно-практическим освоением мира (наблюдение, эксперимент и т.д.). Если в науке логическое мышление предшествует интуиции, развивает ее, то в искусстве устанавливается специфическое соотношение между сознательным и неосознанным. Художники доверяют своему чутью не меньше, чем рассуждению. Журналистская интуиция синтезирует научную интуицию, художественное чутье и ‘’практическую мудрость’’. В этом смысле журналист отличается от людей других профессий.

Роль фантазии в творческом процессе особенно велика, потому что она порождает новое, оригинальное. Фантазия выполняет одновременно гносеологическую и психологическую функции. В творчестве журналиста роль фантазии специфична, поскольку, оперируя по преимуществу документальным материалом, он заранее настраивается на предельную фактическую точность мышления. Но журналист должен обладать способностью фантазировать с помощью документальных ‘’ фрагментов реальности’’. И хотя роль фантазии, воображения в журналистике не столь активна, как в искусстве или науке, психологическое значение этих процессов велико потому, что они позволяют добиваться свободы, раскованности изложения.

Умение журналиста очертить круг условий, в которых ему предстоит действовать, провести смотр идей и фактов, вовлеченных в разработку темы, определить существо проблемной ситуации как задачи с неизвестным алгоритмом решения – все эти действия обеспечивают предпосылки для творческого воплощения замысла и, как следствие, для эффективного влияния на аудиторию.

Изучая жизненный материал, журналист озабочен не только тем, как найти необходимые факты и данные, но и тем, как будет представлен материал аудитории, удастся ли захватить внимание читателя, вызвать его активный интерес. Эта цель достигается различными средствами – и политической значимостью, и актуальностью содержания, и близостью темы информационным потребностям аудитории, и формальными достоинствами произведения.

Способ творчества журналиста обладает рядом устойчивых, типических признаков, предопределенных целями и предметом творчества журналиста. Вместе с тем в реальной практике типическое в действиях журналиста всегда переплетено с индивидуальным. Интеллектуальные, эмоциональные, волевые свойства журналиста, его интересы, и мотивы, его навыки и умения придают способу творчества индивидуальную характерность. Индивидуализация журналистской деятельности является важным резервом повышения мастерства, роста эффективности средств массовой информации. Формирование индивидуального стиля деятельности – насущная потребность творческой личности журналиста. Причем индивидуальный стиль деятельности обусловлен не своеобразием вообще, не раз и навсегда данным набором характерных для журналиста приемов и методов работы, а способностью к обновлению этих приемов и методов в соответствии с существом решаемых журналистом задач.

Организаторский вид творчества отражает динамику преобразования специальных, журналистских целей в цели общесоциальные и наоборот. Виды творчества существуют как модификации общего рода творчества – творчества журналиста. Тот факт, что один и тот же журналист способен выявить себя в различных видах творчества (редактор может быть выдающимся публицистом, а журналист – организатор – талантливым редактором и т.д.), означает лишь, что в средствах массовой информации и пропаганды немало универсально одаренных людей. Однако универсальность всегда диалектично связана со специализацией.

Глубокое содержание произведения – ведущий признак журналистского материала. Сюжетно-композиционное построение – прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. От того, насколько совершенно владеет журналист умением ‘’выстраивать’’ гармонично и цельно свои произведения, во многом зависит уровень его мастерства. Знание, социальная информация – величайшая идеологическая ценность, используемая журналистом. Повышение информативности выступлений печати – один из наиболее продуктивных путей роста эффективности СМИ.

Будучи журналистом, человеку приходится играть несколько ролей (см. табл. 5).

Табл. 5. Роли журналиста в жизни и профессиональной деятельности

Личная роль связана с особенностями взгляда каждого конкретного человека на мир и общество, с его симпатиями и антипатиями, с его персональной психологической конституцией;
Семейная роль связана с необходимостью обеспечения благополучия семьи (заработать достаточное количество денег для хорошей жизни семьи);
Профессиональная роль (журналист как член журналистской корпорации) связана со стремлением к максимальной свободе слова и печати – нужно для того, чтобы свободнее, то есть эффективнее, реализовывать свои профессиональные качества, полнее самовыражаться;
Корпоративная роль (журналист как наемный работник определенного СМИ) связана с принадлежностью к определенной редакции, имеющей собственную позицию
Гражданская роль связана с представительской функцией журналиста – он являет собой страну и определенное общество, границы которого очерчены географическими и политическими границами государств.

 

В творчестве эти роли пересекаются наряду с ситуациями делового и личного общения. Личность журналиста при этом проявляется с помощью созданных им произведений в его социально-психологической позиции. В.И. Кузин говорит, что для зрелого журналиста характерно рефлексивное сознание и социологическая направленность мышления. Социальная позиция журналиста, в первую очередь, определяется выбранной им самим или обществом роли. Например: "художник" - лично в событиях не участвовать, наблюдение и рисунок с натуры; "пропагандист" - несет идеи в массы, учитывая психологию толпы;"прагматик" - предлагает готовые рецепты действий, а иногда и жизни; "исследователь" - доносит до аудитории результаты собственного анализа объективных обстоятельств.

Несомненно, эти роли условны, они полезны начинающим журналистам для определения своей социальной позиции или же могут служить точкой отсчета при анализе уже сложившейся деятельности. Роль - это всегда эмоциональный ярлык, стереотип.

Зафиксированы фазы творческого процесса, на основе наблюдения за лабораторией творчества отдельных журналистов сформулированы общие характеристики природы журналистского творчества. Выявлены критерии творческих способностей и признаки гениальности. Так, Я. А. Пономарев называет среди них дар провидения, склонность к фантазиям, интеллект, высокую самоорганизацию, умение проникать в сущность явлений.

Давно поутихли в журналистских кругах разговоры о тайнах профессионального мастерства, об организации творческой лаборатории, о сладостных муках творчества, о развитии творческих способностей и о многом другом. И тем не менее, потребность в осмыслении своего индивидуального творчества существует. Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства изредка появляются на страницах журнала «Журналист». В этом смысле нам кажется очень показательным интервью И. Руденко с бывшим главным редактором «Комсомольской правды» В. Симоновым. В своей беседе известные журналисты высказались по поводу того, что в современной журналистике важнее – умение красиво складывать слова или же способность газетчика к оперативному освещению событий. По мнению В.Симонова, сегодня «изменилась сама профессия... Журналистика была ближе к литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны писать лучше, красивее, ярче других. И даже, выскажу крамольную мысль, не обязаны думать глубже других. Их главная обязанность – успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих предшественников, они – другие.

Мы не случайно приводим точку зрения В. Симонова, потому что данное мнение о характере журналистского труда стало в последние годы превалирующим. Если исходить из такой позиции, то профессиональные качества современного журналиста можно свести к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно информировать читателей о тех или иных обществено значимых фактах. Безусловно, эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики? Наверное, нет. Одно время, когда издания стремились к информационной насыщенности, действительно, речь в редакционных коллективах больше шла об оперативности подачи фактов, чем о качестве публикуемых материалов или об их литературном исполнении. Поэтому редакторы особенно не переживали из-за того, что в прессу приходили ребята не очень талантливые, зато умелые: знали, как работать с компьютером, как добывать факты, теорию подачи информации. Они даже стремились, по признанию Н.Чугуновой, «набирать в штат или привлекать в качестве авторов людей со стертой индивидуальностью». Но времена меняются и, по утверждению И. Руденко, вновь наступает иная пора. «Сегодня голод не на факты – на точки зрения. На яркое слово. На старые, но забытые жанры». Вновь возникает потребность в творчески ориентированных людях, способных не только оперативно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления действительности. Соответственно повышаются и квалификационные требования к их профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам.

В 1997 г. лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики СПбГУ провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им задан был вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:

· специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;

· умение работать с людьми, информацией, словом;

· умение формулировать мысли;

· знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;

· умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;

· знать язык и принципы построения материала; уметь извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;

· уметь выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;

· быть коммуникабельным, хорошо разбираться в психологии общения.

Даже, исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что она, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки.

Среди профессиональных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук, «свежесть взгляда и “зоркость” связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга».

Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. Среди мыслительных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др..

Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.

Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области». Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта». Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, способствует не только углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

Следующее качество мышления – свертывание. Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов». В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, фактов и наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.

Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской одаренности.

Таким образом, для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.

Контрольные вопросы

1. Почему в журналистской профессии очень важны личностные особенности человека?

2. Чем характеризуется личность?

3. Как психологические концепции подходят к анализу творческой личности?

4. Какие профессионально-психологические качества журналиста особенно способствуют его деятельности?

Литература

Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. М.. 1985.

Войцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.. 1992.

Кудряшова Л. Д. Психология и оценка личности. СПб., 2007.

Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб, пособие. СПб.. 2006.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.. 2003.

Пономарев Я. А. Психология личности. Л., 1990.

Психологияличности: хрестоматия: в 2 т. М.. 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: