Психологическое начало в творческом процессе и его взаимосвязь с личностью изучалось представителями психологических школ - ассоциативная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивная психология и т. д. Само понятие творческого процесса рассматривалось как исследовательское направление, изучающее свойства и состояние личности, обусловливающее создание и восприятие произведений искусства, социально-психологические основы художественного процесса. В психологии искусства, например, изучаются формы участия сознаний, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции в творческом процессе. Первые работы о творческом процессе, о творческой же обнаружили свой междисциплинарный характер, они касались изучения филологии, психологии, социологии, философии.
Особое значение для психологического анализа творческой личности имеют направления:
Ассоциативная психология. Изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механизмы художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного произведения, механизмы работы личности-автора над произведением.
Теория бессознательного. Проливает свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия. Представители - З. Фрейд и К. Юнг. Так, З. Фрейд стремится выявить границы бессознательного, чтобы научить человека управлять этим бессознательным. В дальнейшем в психологии журналистики изучение индивида по Фрейду перейдет в область изучения больших групп людей - толп. Вся система размышлений К. Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному – это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта: журналист, работая над своим произведением, часто идет "наощупь", пробует варианты, предлагая сначала самому себе решения той или иной проблемы.
|
Бихевиористы (сводят психику к различным формам поведения) сосредоточивают свои усилия на изучении особенностей поведения людей – участников коммуникации. Творческая личность становится как бы механистической. Изучаются разные коммуникаторы, каналы, построение текстов, и в меньшей степени сама личность. Бихевиористы исследуют поведение людей под воздействием СМИ без учета субъективного компонента. В настоящее время - это журналистика "как я посоветую..."
Психологи-когнитивисты видят предмет сквозь призму сознательных процессов психики, исследуют глубинные мотивы поступков личности с помощью психобиографического метода. Они изучают психологические факторы, действующие в системе СМИ с помощью «человеческих измерений». Характер реакций человека на воздействие СМИ определяется его когнитивной интерпретацией информации; изучая мотивации и причины селекции информации, картину представлений, усваиваемую индивидами, когнитивисты не учитывают собственно поступков - то, как действует человек под влиянием СМИ.
Психоанализ вскрывает бессознательные мотивы и проявления деятельности человека. Согласно психоаналитическому подходу, воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении определяется конфликтом между его подсознанием и внешней реальностью, в качестве которой могут выступать средства информации.
|
Гештальтпсихология объясняет принципы организации нашего восприятия (образы) при получении информации, а также его виды (зрительное, слуховое). В поле зрения гештальтпсихологов попадают эффекты восприятия человеком движения, времени, глубины, различные искажения восприятия (зрительные и слуховые иллюзии). Исследования психологов этого направления поставляют для СМИ значительный эмпирический материал.
Все рассмотренные теории исторически ограничены, так как родились на базе определенных общественных потребностей и интересов своего времени, однако степень их влияния на творческие личности и модели создания произведений достаточна высока.
Понять основу человеческой психики и сущность протекания всех ее процессов нам помогает теория отражения, составляющая основу теории познания. К простейшему виду отражения относится физическое отражение света и звука. Психическое отражение становится возможным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздействий.