Исследуя такой психический процесс, как внимание, психологи массовой информации неоднократно ставили перед собой важную практическую задачу поиска способов проявления человеческого внимания к продукции СМИ. Этот диапазон внимания колеблется в широких пределах. Он зависит не только от личностных свойств людей, составляющих аудитории, но в этот диапазон умещаются и свойства самой информации в виде силы эмоционального воздействия, ее актуальности. В этом важное значение имеют личностные черты журналиста (коммуникатора), и субъективное представление о нем аудитории. В связи с проблемой внимания исследователи подчеркивают особую значимость вопроса о способе подачи информации, технологии выбора и передачи информации аудитории. Они отмечают, что внимание к предлагаемой информации неизбежно повышается при уплотнении сообщений, сохранении единого (в пределах одной программы) ритма подачи информационного материала, разнообразии композиционных и стилистических приемов его оформления. К технологическому аспекту подготовки информации относится и соблюдение языковой, точнее, орфоэпической, лексической и синтаксической нормы. Любое отступление от нее неизменно вызывает переключение внимания с содержания на форму и нарушает целостность восприятия. К тому же результату приводят смысловые и логические ошибки. Употребление языковыхштампов также притупляет внимание, уменьшает сосредоточенность в процессе восприятия информации, затрудняет ее понимание и запоминание. Воздействие информации, изложенной избитыми фразами, оказывается минимальным.
Ю.А.Шерковин отмечает, что внимание к предлагаемой информации заметно повышается вместе с увеличением числа выявляемых связей и свойств предмета информации и с приданием им достаточной значимости для аудитории. Иногда такое выявление связей и свойств предмета осуществляется самым неожиданным способом — в виде карикатуры или инфантильногорисунка. И это, как правило, привлекает внимание аудитории. Также лучшим способом повышения внимания аудитории считается включение в информацию нового, ранее неизвестного. Однако «абсолютно новые сведения о связях и свойствах предмета информации, если они составляют единственное ее содержание, воспринимаются плохо, - возражает Ю.А.Шерковин. - Гораздо лучше воспринимается то, что открывает новое в старом, которое становится отправным пунктом для понимания и изложения нового». (4)
|
Развитие внимания
Развивая свое внимание, молодому журналисту следует помнить, что в этом существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе приобретения знаний. Это способствует расширению объема внимания. В практической деятельности необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и развивать произвольное. Так как основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности. В целом внимание развивается прежде всего путем воспитания чувства ответственности за выполнение своих обязанностей, понимания важности и значимости журналистской профессии в обществе. «Я обратил внимание» – эта фраза часто встречается в мемуарах тех, кто рассказывает о своем журналистском труде. Иногда невнимание к незначительной детали может подорвать доверие и к выступлению корреспондента, и к нему самому.
|
Контрольные вопросы
1.Что такое внимание?
2. Какие бывают виды внимания?
3. Какие свойства характеризуют непроизвольное внимание? Как они используются в СМИ?
4. Какие факторы обусловливают произвольное внимание и его характерные черты?
5. Что такое послепроизвольное внимание? Какой из видов послепроизвольного внимания имеет важное значение для деятельности СМИ?
6. Какие свойства внимания чрезвычайно важны для функционирования СМИ?
7. Каковы способы привлечения внимания к деятельности СМИ?
8. Что способствует развитию внимания журналиста?
Литература
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2007.
- Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
- Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. М., СПб., 2006.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
Глава 2
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ: