Современное состояние и перспективы психологии журналистики




По мере становления психологии журналистики все более актуальными становятся вопросы ее внутреннего самоопределения. Это связано не только с уточнением самого предмета исследования и пониманием данной науки как целостной и вместе с тем достаточно дифференцированной системы научного знания, но также и с определением ее статуса. Важность четкого представления о статусе психологии журналистики как научной дисциплины диктуется следующими обстоятельствами: а) необходимостью разобраться в связях, которые соединяют эту науку с системой других дисциплин о журналистике; б) неизбежностью сопоставления тех принципиальных подходов, которые были привнесены в психологию журналистики из давших ей жизнь наук; в) по мере становления и изменения положения психологии журналистики в ряду наук, которые изучают массмедиа, нуждается в пересмотре и внутренняя самооценка этой дисциплины, которая от потребительской роли аккумулятора, получающего подзарядку, переходит к новой роли энергетического источника для творческой стимуляции других наук; г) определение статуса психологии журналистики необходимо для прогнозирования ее взаимодействия с другими наукам о журналистике.

Что следует понимать под статусом психологии журналистики? Есть основание под статусом психологии журналистики понимать характеристику ее положения в ряду других наук о журналистике.Место психологии журналистики в ряду других наук может анализироваться с точек зрения: определения характера ее связи и границ соприкосновения с другими дисциплинами о журналистике по предмету и области исследования; распределения ролей во взаимодействии с другими дисциплинами; определения того, опирается ли психология журналистики на методологию других наук или сама является методологической основой для них; является ли она лишь продуктом, дочерним образованием каких-то наук или сама способна продуцировать новые дисциплины; является ли она лишь частью каких-то наук или имеет свой самостоятельный предмет исследования, принадлежащий никому, кроме психологии журналистики.

Исследователи сходятся в том, что психология журналистики наука междисциплинарная. Она, например, берет из философии и социологии - учение об обществе как социальной системе, о социальном общении и общественных отношениях, материальном и духовном производстве; из теории журналистики – концепцию о главном социальном назначении СМИ и о социально-ролевых характеристиках массмедиа, а также основные положения социожурналистики; из кибернетики – учение о системе, информации, коммуникациях и т.д.; из общей психологии – учение о личности, темпераменте и характере человека, потребностях и мотивах поведения, психологических и социальных установках, о сознании и бессознательном, о единстве сознания и деятельности, о психологии мышления и творчества; из социальной психологии – положение о массовой коммуникации как общении больших социальных групп, вербальных и невербальных методах воздействия на аудиторию и психологических эффектах, ролевую теорию личности; из лингвистики и герменевтики методы кодирования и раскодирования вербальных текстов на личность и массовую аудиторию, истолкование, интерпретация текстов.

Интерес к исследованию журналистики различных научных дисциплин определяется ее широкими техническими возможностями. Так, философия журналистики видит в массмедиа одно из атрибутивных свойств материи, обусловленное материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Социология журналистики изучает общественные аспекты журналистики, уделяя особое внимание значению СМИ, как опосредующих общественные нормы, культуральные ценности и социальные способы поведения. Политология журналистики рассматривает политические, правовые, экономические проблемы и делает основной акцент на «политике» коммуникации и СМИ. Лингвистика, исследуя журналистику, анализирует главным образом тексты, изучает понимание и понятность медиапосланий. Педагогика медиаобразования прежде всего исследует вопросы обучения и воспитания с помощью СМИ. Психология журналистики журналистики уделяет большое внимание проблемам медиапроизводства и медиавосприятия.

Если рассматривать изучение журналистики на макро-, мезо- и микроуровне, то процессы, происходящие на макроуровне (на уровне культуры, нации, общества) исследуют социология и политология. Вопросами на мезоуровне занимается социология и педагогика, объектом изучения которых являются небольшие группы. Медиапослания на всех трех уровнях описывает лингвистика. Психология журналистики в основном, иссле­дует переживания и поведение индивида, то есть проводит микроаналитические исследования. Однако, при этом нельзя забывать, что влияние СМИ на отдельного человека следует анализировать с учетом воздействия на него макро-(культурных, политических и др.) и мезоструктур (семейных, профессиональных и др.). Поэтому психология журналистики, чтобы обезопасить себя от сужения пер­спектив и фиксации только на психологических аспектах, должна ориентироваться на междисциплинарные связи. Например, если в ходе психологических исследований прово­дится контент-анализ посланий СМИ, медиапсихологи должны сотрудничать с учеными, которые представляют лингвистику, литературоведение.

Также утверждается, что психология журналистики хотя и возникла на пересечении наук о человеке и о журналистике, но имеет право на самоопределение и свой специфический предмет исследования, который не дублирует ни предмет общей психологии, ни журналистики, ни других дисциплин. Например, мы уже отмечали, что есть общие интересы социологии и психологии журналистики. Но первая стремится в основном к выявлению состояния общественного мнения и социальных факторов, а последняя больше заинтересована в изучении механизмов взаимодействия средств массовой информации с сознанием людей. Отсюда и принципиальная разница в целях и методах исследований социологии и психологии журналистики. Некоторый материал для психологии журналистики, как уже отмечалось, дает лингвистика в ее социальном и психологическом аспектах. Так, выбор понятий, определений и вообще отдельных слов без учета их психологических оттенков может значительно изменить смысл и эмоционально-оценочную окраску всего сообщения.

Если говорить о связи психологии и психологии журналистики, то в возникающих дискуссиях по этой проблеме отмечается, что психология журналистики является одной из отраслей психологии. Это объясняется прежде всего тем, что одной из основных задач общей психологии считается объяснение переживаний и поведения человека, а также анализ условий возникновения и изменения этого поведения. Для этого она в процессе своего развития созда­ла теоретическую и методическую базу, которая постоянно пополняется. Поэтому задачу психологии журналистикиисследователи видят прежде всего в том, чтобы объяснять переживание и поведение человека, испытывающего на себе влияние СМИ. Но психология журналистики изучает не только переживания и поведение «потребителей» (реципиентов) медиапродукции, но «производителей» (коммуникаторов). В связи с этим в психологии журналистики прежде всего выделяют такие специализации, как психология медиапроизводства, которая изучает переживания и поведение «отправителей» - прежде всего журналистов, и психология медиавосприятия, которая непо­средственно связана с «получателями» информации – аудиторией СМИ.

 

По мнению Е.И.Пронина в современной массовой коммуникации очевидна тенденция к сращению журналистики и психологии: «На телевидении и в газетах применятся чисто психологические методики организации материала практически в качестве новых жанров: фокусированное интервью; очерк на основе глубинного тестирования; обозрение с психологической проработкой символики и т.п. Со своей стороны, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет свое воздействие до уровня массовой коммуникации».

Само сочетание слов «психология журналистики» указывает на специфическое место, которое занимает эта наук в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и журналистики, психология журналистики имеет статус, особенность которого состоит в том, что каждая из составляющих ее дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность вызвана тем, что существует ряд объективных фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и журналистики.

В общем же плане круг вопросов, которыми занимается психология журналистики, рассматривается по схеме, предложенной еще в 1930-е годы известным американским политологом и психологом Г.Лассуэллом, который выделяет основные элементы процесса коммуникации: коммуникатор – сообщение – канал (средство) коммуникации – аудитория – эффект сообщения. Или в более простой форме: кто сообщил – что – кому – каким способом – с каким результатом. Исходя из этой схемы выделяются объекты исследования: коммуникатор (журналист), его характеристики и их влияние на эффективность информации, содержание информации, форма ее изложения и все ее особенности, которые могут иметь значение при ее восприятии; аудитория с ее социальным, политическим, и социально-психологическими характеристиками, определяющими ее отношение к информации и коммуникатору (журналисту); канал, средство информации и их особенности; результат или эффективность информации, проявляющийся в изменении позиции аудитории в тех или ин вопросах. Элементы названной схемы традиционно выделяются как объекты научного исследования. Однако с точки зрения непосредственно психологии объектами исследований оказываются также свойства и процессы человеческой психики.

Здесь указана лишь часть наук, с которыми взаимодействует психология журналистики. «Психология журналистики», изучаемая будущими журналистами, также непосредственно связана с такими учебными курсами как «Основы творческой деятельности журналиста», «Профессиональная этика журналиста», «Актуальные проблемы современности и журналистика» и другими дисциплинами. Растущие междисциплинарные связи исследования журналистики являются особенностью как прошлого и современного этапов ее развития, так ее будущего. Всесторонний анализ различных измерений журналистики обусловливает необходимость ее междисциплинарного изучения, привлечения потенциала многих наук, с которыми должна взаимодействовать психология журналистики.

Статус психологии журналистики как междисциплинарной науки не оставался и не остается неизменным. Есть основание говорить, что за время своего развития она прошла три основные стадии изменения своего статуса, начиная с фазы самоопределения как течения мысли в начале ХХ века. Первой стадией можно считать статус этой дисциплины как течения мысли, когда нет еще четкого определения предмета и психология журналистики не является самостоятельной и сложившейся системой научного знания. Здесь только имеется связь медиапсихологической проблематики со сферой и проблемами породивших ее дисциплин – философии, социологии, теории журналистики, лингвистики и т.д. Вторая стадия связана с оформлением статуса психологии журналистики в качестве самостоятельной системы научного знания. Ее характеризуют появление собственного предмета, формирование собственных областей психологии журналистики – психологии журналистского творчества, психологии общения в журналистике, психология редакционного коллектива, психология воздействия СМИ, психология аудитории средств массовой информации, психология телевидения и др.. В этот период она еще не отделяется от теоретического ядра исследования собственной сферы специфических медиапсихологических явлений, но на третьей стадии начинается процесс отделения прикладных разделов психологии журналистики от общей медиапсихологической теории. На этой стадии психология журналистики должна выполнять функции общей теории, методологической основы. От дифференцированных прикладных разделов ей должен остаться лишь раздел практической медиапсихологии. Предполагается, что психология журналистики только вступает в свою третью стадию развития.

 

Контрольные вопросы

1. Факторы, определившие появление психологии журналистики как науки.

2. Основные современные концепции, рассматривающие массовую коммуникацию с позиции психологии.

3. Статус психологии журналистики как науки в системе знаний о журналистике.

Литература

Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики: Учеб. пособие.СПб.,2009.

Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии: XX век. М., 2005.

Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. СПб., 2006.

Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2003.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Пронин Е.И. Психологические проблемы журналистики / Проблемы психологии: Сборник /Под ред. Е.Е.Прониной. М., 2002, С.15 – 18.

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2007.

 

 

Часть вторая

ПCИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: