Психология журналистики
Учебное пособие
Редактор-составитель проф. Н.Л.Волковский
Научный редактор проф. С.Г.Корконосенко
Санкт-Петербург
Психология журналистики: Учебное пособие / Н.Л.Волковский, А.Н. Гришанина, В.И.Кузин и др. / Под ред. Н.Л.Волковского. – СПб.: ………….2013. - … с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Модуль 1. ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. Предметное поле психологии журналистики
1.1.1. Журналистика как объект исследования психологии журналистики
1.1.2. Методы психологии журналистики
1.1.3. Психологическая культура журналиста.
Тема 2. Психологические концепции журналистики и массовых коммуникаций
1.2.1. История исследования психологических проблем массовой коммуникации
1.2.2. Психологические теории и теория журналистики
1.2.3. Современный статус психологии журналистики как науки
Модуль 2. ПCИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Тема 1. Ощущение, восприятие и внимание
2.1.1. Ощущение
2.1.2. Восприятие
2.1.3. Внимание
Тема 2. Представление, память и воображение, их развитие у журналистов
2.2.1. Представление
2.2.2. Память
2.2.3. Воображение
Тема 3. Понимание, мышление и речь
2.3.1.Понимание
2.3.2. Мышление
2.3.3. Речь, процессы порождения и восприятия текстов
Модуль 3. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В УСЛОВИЯХ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Личность в условиях журналистской деятельности
3.1.1.Общая характеристика личности
3.1.2. Творческая личность в психологических концепциях
3.1.3. Профессионально-психологические качества журналиста
Тема 2. Журналист в редакционном коллективе
3.2.1. Понятие о редакционном коллективе и совместном творчестве
|
3.2.2. Журналист и редакция: координация деятельности
3.2.3. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе
3.2.4. Творческое сотрудничество журналистов в редакционной деятельности
Модуль 4. ЖУРНАЛИСТ И АУДИТОРИЯ СМИ: ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тема 1. Психологический профиль аудитории СМИ
4.1.1. Понятие аудитории СМИ
4.1.2. СМИ и потребности аудитории
4.1.3. Основные направления исследований аудитории СМИ
Тема 2. Воздействие СМИ на аудиторию
4.2.1. Информация как инструмент психологического воздействия СМИ
4.2.2. История научного изучения воздействия СМИ
4.2.3. Психологические способы воздействия СМИ на аудиторию
4.2.4. Воздействовать через взаимодействие
4.2.5. Проблемы исследований воздействия СМИ
Модуль 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Тема 1. Психология творческой деятельности журналиста
5.1.1. Творчество: сущность, источники, уровни и виды
5.1.2. Природа творческой идентичности в журналистике
5.1.3. Этапы творческого процесса
5.1.4. Бессознательное в творчестве
5.1.5. Соотношение аналитического и интуитивного в творчестве
5.1.6. Психологизм как компонент журналистского творчества
Тема 2. Психология общения в журналистике
5.2.1. Общение – основа профессии журналиста
5.2.2. Тактика акта общения
5.2.3. Слушаю, слышу, понимаю
5.2.4. Выбираю героя (собеседника)
5.2.5. Психологические типы собеседников
5.2.6. Невербальное и конституционное общение
5.2.7. Ступени общения
5.2.8. Препятствия, мешающие общению
5.2.9. Культура профессионального общения журналиста
|
Тема 3. Психология интервью
5.3.1. Журналист – инициативная сторона
5.3.2. Стили, виды и типы поведения журналист в ходе интервью
5.3.3. Умение задавать вопросы
Тема 4. Стратегии коммуникации и технологии поведения журналиста в эфире
5.4.1. Радиовещание: чего слушатели ждут от ведущего
5.4.2. Психологические эффекты телевизионного общения
5.4.3. Имидж журналиста - не роскошь, а средство контакта
5.4.4. Психологические приемы проведения теледебатов и ток-шоу
Тема 5. Журналист в «горячей точке»
5.5.1. Конфликт в СМИ: степень отражения действительности
5.5.2. Методы освещения конфликта
5.5.3. Основные концепции освещения СМИ конфликтов
5.5.4. Модели информационного сопровождения конфликтов
5.5.5. Поведение журналиста в зоне конфликта
5.5.6. Психологическая подготовка к поездке в зону конфликта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Пока ни один из словарей не дает определения понятия «психология журналистики»,а специалисты выясняют ее границы и отличия от н.общей и социальной психологии, социологии и теории журналистики. До сих пор нет учебника по психологии журналистики, и это не случайно - лишь на рубеже ХХ – ХХI столетий «Психология журналистики» введена как обязательный курс в университетские программы всех факультетов и отделений журналистики. Существуют понятия «психология массовой коммуникации» и «психология журналистского творчества», но они отнюдь не аналогичны «психологии журналистики». Будучи молодой междисциплинарной наукой, психология журналистики широко использует понятийный аппарат и термины смежных дисциплин — философии, социологии, теории журналистики, социальной психологии и социологии журналистики. Из этих наук психология журналистики берет основные базовые категории:
|
— из философии и социологии — учение об обществе как социальной системе, о социальном общении и общественных отношениях, материальном и духовном производстве;— из теории журналистики
— концепцию о главном социальном назначении СМИ и о социально-ролевых характеристиках печати, а также основные положения социожурналистики;— из кибернетики
— учение о системе, информации, коммуникациях, связях (прямых и обратных) и т. д.— из общей психологии
— учение о личности, темпераменте и характере человека, потребностях и мотивах поведения, психологических и социальных установках, о сознании и бессознательном, о единстве сознания и деятельности, о психологии мышления и творчества;
— из социальной психологии—положение о массовой коммуникации как общении больших социальных групп, вербальных и невербальных методах воздействия на аудиторию и психологических эффектах, ролевую теорию личности;
— из социопсихолингвистики и герменевтики (науке о толковании текстов) — методы кодирования и раскодирования вербальных текстов, эффективность психологического воздействия текстов наличность и массовую аудиторию, истолкование, интерпретация текстов.
Этот перечень можно продолжить, но все перечисленные категории сами по себе не могут и не составляют существа психологии журналистики. Важен ракурс, свой подход к объекту и предмету исследования. Как мы выяснили, он состоит в том, что основные объекты изучения — журналист, тексты, читатель, и предмет — психологические закономерности, результаты их взаимодействия рассматриваются в психологии журналистики с позиции практики и теории журналистики, которая является в данном случае доминантой, а журналисты и аудитория — самодостаточными атрибутами психологического дискурса. Это и составляет специфику психологии журналистики, ее особенное, отличное от смежных дисциплин.
Однако, думается, неследует резко отмежевываться от фундаментальных основ и достижений наших «смежников» под предлогом того, что массовая коммуникация — «особая зона психического», понимаемая в духе маклюизма: электронные массмедиа — «продолжение нервной системы» человека, а содержание массовых коммуникаций определяют новые и новейшие глобальные технологии, они же формируют новый «психотип человека» и его «сетевое мышление (Нет-мышление).
Не лучше ли вместо очередной иллюзорной «коммуникативно-психологической парадигмы» и «нового мышления» искать действительно «все то, что составляет внутреннее духовное содержание нашей жизни и является «ядром подлинной психологии»» (Л. Рубинштейн). Это, конечно, не означает, что новая дисциплина должна оставаться на периферии общей социальной психологии. Главное, чтобы в центре психологии журналистики оставался человек — будь он журналистом или читателем во всем многообразии их человеческих взаимоотношений, а журналистика не подменялась медийными и коммерческими процессами. В противном случае вместо высокоразвитой информационной цивилизации, полноценного гражданского общества и правового государства нового столетия мы можем получить «глобальную деревню» (Г. Маклюэн), «технотронное общество» с «преобладанием слуховизуальных средств» (3. Бжезинский) и «тотальным манипулированным сознанием» (Г. Шиллер, Е. Доценко, С. Кара-Мурза), благодаря чему «современный человек не может уклониться от воздействия СМИ» (А. Моль), которые «не столько отражают действительность, сколько формируют ее» (П. Бурдье) «в преломленном и искаженном виде» (Т. Тард), тем самым создавая виртуальную реальность с «одномерным человеком» (Г. Маркузе) и журналистом — «манипулируемым манипулятором». Вот почему так велика в наше время роль психологических факторов и так высоко поднимается планка социальной и нравственной ответственности журналистов, которая должна воспитываться со школьной и студенческой скамьи.
Данное учебное пособие по этой дисциплине рассчитано на знание ими смежных дисциплин, ранее ими изученных. В связи с этим дисциплина «Психология журналистики» изучается на старших курсах. Овладение психологическими знаниями с необходимостью включает в себя как традиционные формы ведения занятий, так и самоподготовку, работу студента по саморазвитию требуемых профессионально важных качеств. Теоретическая подготовка подразумевает изучение предмета и объекта психологии журналистики, ее задач и методов, истории исследований проблем массовой коммуникаций, взаимодействия основных психологических теорий и журналистики, современного статуса психологии журналистики как науки, определения сущности психологической культуры журналиста. Данные вопросы рассматриваются в первой части нашего учебного пособия. Вторая часть посвящена психологическим процессам в деятельности журналиста. Личность и коллектив в условиях журналистской деятельности рассматриваются в третьей части. В четвертой части раскрываются особенности психологии взаимодействия журналиста и аудитории СМИ. Психологический анализ деятельности журналистов в творческом процессе, общении, зоне конфликта и других ситуациях представлен в пятой части.
Учебное пособие подготовлено на кафедре теории журналистики и массовой коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета при участии ученых других российских вузов. Авторы разделов: Введение; М.1: Н.Л.Волковский, А.Н.Гришанина, В.И. Кузин; М.2: Н.Л.Волковский, А.С.Шатилов; М.3: Н.Л.Волковский, А.Н.Гришанина; М.4: Н.Л. Волковский, А.М.Сосновская; М.5: т. 1 – А.Н.Гришанина, В.Д.Мансурова; т.2,3,4 – Г.С.Мельник; т.5 – Н.Л.Волковский.
Часть первая
ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА