ОТКАТЫ. КАК ЕСТЬ, С ЧЕМ ЕСТЬ...




 
 

- Здравствуйте, дети! Тема сегодняшнего нашего урока – «Откат». Кто мне скажет, что такое откат? Васечкин!

- Откат – это денежный эквивалент благодарно- сти за то, что в тендере выбрали именно нашу фирму!

- А что такое тендер?

- Тендер – это чемпионат отрасли по откатам!

- Молодец, Васечкин! Садись, шесть! Четыре тебе и два ты сам знаешь куда. …А теперь следующий вопрос. Влияние родственных связей на коррупцию. Говори, Во- вочка.

- Я не выучил.

- Садись, пять.

- Спасибо, папа!

…Начать главу «Откаты. Как есть, с чем есть» я решил именно с этой безобидной байки. К сожалению, ее автор неиз- вестен. Однако это не помешало ей на просторах Интернета со- брать миллионы прочтений и столько же лайков. Мне она тоже приглянулась, и, признаться, прочитав ее, я смеялся от души несколько минут.

«Тендер – это чемпионат отрасли по откатам». Точнее не придумаешь. Браво, неизвестный автор!

Правда, было бы не так смешно, если бы не было так обидно.

Досадно за то, что у нас в среде бизнесменов такие вещи, как тендеры и закупки, давно ассоциируются с коррупцией. И что, заявляясь на конкурсы, многие идут на них не столько с

 


 

уверенностью, что выиграют, сколько с мыслями, кому запла- тить, чтобы получить заказ. Увы, таковы наши реалии.

Неприятно также потому, что происходит это в то время, когда у нас в государстве обеспечен доступ к информацион- ным системам. Гласность давно вошла в нашу жизнь. Работа- ют сотни СМИ. Существуют правила, регулирующие поведение государственных органов и чиновников. Созданы целые анти- коррупционные институты. Но факт остается фактом – откаты (взятки, мздоимство, шапки, орамал*, НДС - кому как нравит- ся) в Казахстане весьма распространены.

И вдвойне неприятно от того, что многим моим коллегам почему-то кажется, что повлиять на ситуацию никак нельзя. По их мнению, цивилизованным путем здесь ничего не ре- шить, поскольку казахстанские законы «сыры и неидеальны». А раз так, то не проще ли дать басеке** «на лапу»?! Просто убий- ственная логика!

Потому, наверное, не стоит удивляться, что наша страна на- ходится примерно на 133 месте в мире по уровню коррупции. Таковы официальные сведения всемирной коалиции по проти- водействию коррупции «Transparency International».

Конечно, эта организация в своих отчетах приводит сведе- ния об уровне коррумпированности и других государств. В ее списках значатся и Великобритания, и Россия, и Иран, и мно- гие другие державы. Да и я сейчас не удивляюсь, что Туманный Альбион, такой благополучный и незыблемый в своих демо- кратических принципах, теперь нередко упоминается в связи с коррупцией. Но лично мне, по большому счету, эти вещи менее интересны, нежели то, что происходит в моей стране. Меня, как патриота, больше беспокоит ситуация в Казахстане. Поэтому в этой главе я намерен подробно описать, какими способами можно бороться с такими явлениями, как коррупция, откаты и лоббирование.

Ни в коем случае не желая выглядеть графоманом, я приве- ду множество примеров. И уверен, что многим из вас те советы, которые будут даны чуть позже, пригодятся в жизни.

 
 

Возможно, кому-то они покажутся странными, слишком дерзкими, а то и нереальными. Но это, пожалуй, объясняет-

* орамал – в переводе с казахского языка означает «платок»; имеет также иное значение – «подарок»;

** агашки – дядечки (каз.)

 


 

ся моей позицией в вопросе коррупции. Я не приемлю ее ни в каких проявлениях и ни в каком состоянии, даже зачаточном. Потому предупреждаю, что не намерен слушать про то, что

«условия для коррупции создают сами чиновники и прочие агашки***». Про то, что «это из-за таких слабых и непонятных законов басеке ведут себя бессовестно и диктуют свои условия, высасывая из нас деньги». И про то, что «именно они порожда- ют спрос, поэтому предложение с нашей стороны — это выну- жденная мера».

Нет, и еще раз нет! Наши законы не совсем слепы и не совсем сыры, в этом я убедился на личном опыте. Просто всё дело в нашей слабости, неуверенности и неподкованности в юридических вопросах. Пусть не обижают вас мои слова. Иначе не было бы всего того, на что сегодня жалуются мно- гие мои коллеги, причем предпочитают делать это почему-то в кулуарах.

Чтобы предмет обсуждения был всем понятен, для нача- ла оттолкнемся от рядового тендера. И сделаю оговорку: от тендера в нефтяной сфере. То, как ухищряются, объявляя их, нефтяные компании, воистину тянет на добротный сценарий с рабочим названием «Выиграй, если сможешь!». Уж боль- но сложны все придуманные ими хитросплетения. Однако это лишь на первый взгляд. Для подкованного человека, при тщательном подходе, повторюсь, здесь никаких трудностей не возникнет.

Правда, чтобы в свое время достичь этого, моей коман- де пришлось проделать титаническую работу, покидая порой офис далеко за полночь.

Эти усилия, физические, умственные и даже душевные, действительно, оправдали себя. Видели бы вы, как мои сотруд- ники сейчас буквально пляшут, когда выигрывают конкурсы! Ими выделываются такие па, что нередко я прихожу к мысли: а не соорудить ли мне для этих целей специальную танцпло- щадку?

- Ура! Ура! Ура! – вскакивает с места, к примеру, Вероника из тендерного отдела, и это означает одно: мы выиграли!

 
 

И когда она бежит к другим своим коллегам за соседними столами, чтобы заключить их в объятия, даже не верится, что

*** басеке – почтительное обращение к начальнику

 


 

в повседневной жизни это довольно сдержанная и спокойная девушка.

Но вернемся к основной теме и, пожалуй, начнем с неболь- шого ликбеза. Первое, от чего мы оттолкнемся, - это аффили- рованность компаний, так как с этим явлением на практике мы сталкиваемся чаще всего. Их я подразделяю на две группы: те, которые бывают с высоким лоббированием, и другие, соответ- ственно, с низким.

Аффилированность компаний с высоким лоббированием выдает тот факт, что они крутятся вокруг крупных нефтяных предприятий, словно спутники - вокруг определенной плане- ты. Это, допустим, мы можем проследить на примере таких не- дропользователей, как АО «СНПС-АктобеМунайгаз», ДШО и других гигантов, которые имеют собственных, «чисто своих», поставщиков.

Те, если говорить об аффилированных компаниях «СНПС- АктобеМунайгаз», в свою очередь, напрямую работают с за- водами, которые расположены в… Китае или на Западе. Как правило, они производят такую же, к примеру, трубную про- дукцию, что и в нашей стране. Однако тот факт, что в РК есть собственный аналог, мало интересует недропользователя. Ему куда выгоднее закупать в Китае, поскольку это, во-первых, об- ходится дешевле. А во-вторых, китайское государство предо- ставляет таким компаниям, закупающим продукцию у себя на родине, субсидии и льготы.

Таким образом, недропользователи создают аффилирован- ные организации, поскольку это удобно во всех отношениях, и совершают все поставки через них. В итоге инвестиции идут в экономику не Казахстана, а – Поднебесной, и в выигрыше оста- ется китайский производитель, но никак не казахстанский.

Если говорить об аффилированных компаниях «ДШО», то их забота «о своих» выражается в разработке собственных внутренних правил. И по этим положениям (а не по казахстан- ским!) затем производятся все закупки. Опять-таки, исходя из этих правил, ДШО зачастую, оставляя за бортом казахстанских поставщиков, ссылается на некие внутрикорпоративные кон- тракты, либо предъявляет к отечественным производителям завышенные требования. В итоге попасть в их список постав- щиков становится практически нереальным.

 


 

В этой связи стоит учесть, что все вышеперечисленные и еще ряд недропользователей на сегодня имеют собственный договор с казахстанским государством. Оказав на заре станов- ления страны огромную поддержку отечественной экономи- ке, эти компании сейчас имеют определенные преференции и льготы. Это относит их к так называемой группе недропользо- вателей первой категории. Поэтому они могут создавать свои внутренние правила, о которых мало кто знает, и зачастую при- глашают тех, кто им угоден.

Что касается низкого лоббирования, то здесь подразуме- вается аналогичная «опека». С той лишь разницей, что здесь действующими лицами являются уже местные компании и их поставщики.

А теперь вопрос: как можно бороться с высоким и низким лоббированием? Что мы, как поставщики, можем противопоставить хитросплетениям компаний, объявивших тендер? Чем мы должны руководствоваться и куда при необхо- димости обращаться?

Если помните, вначале я уже упоминал, что все наши беды из-за отсутствия опыта, и не в последнюю очередь из-за низ- кой юридической грамотности. Необходимо признать этот факт, как и то, что на деле это оборачивается тем, что мы, тем самым, сами помогаем организаторам закупок. В част- ности, мы халатно относимся к подготовке конкурсной до- кументации. Не утруждаем себя тем, что каждую бумагу не- обходимо внимательно читать до конца, а если понадобится, перечитать еще несколько раз. Допускаем многочисленные ошибки, чем даем козыри руководителям компаний. Отсю- да вывод: необходимо тщательно изучать все правила и ни на каком этапе не допускать промахов. Поверьте, это не так сложно, если у вас в команде есть грамотные юристы и тендерщики.

Рассмотрим следующий пример, когда заказчик, объявляя тендер, производит закуп из одного источника. Такое часто происходит, если открытый конкурс не состоялся по каким- либо причинам. По сути, здесь уже кроется подвох, посколь- ку компания может отклонить вашу заявку. Поэтому, чтобы избежать этой ловушки, вам, как и в вышеописанном случае, необходимо правильно подготовить конкурсную заявку. А во-

 


 

вторых, принять участие в тендере вместе с фирмой партнера. Главное, чтобы не было признаков аффилированности с заяв- ленным поставщиком. Так, следуя этим советам, вы получае- те все шансы выиграть конкурс, правда, при условии, что вы предложите более низкую цену, чем параллельно заявленная фирма.

Тем не менее, не факт, что правильно заполненная кон- курсная документация – залог успеха. Да, это довольно важ- ный аспект, однако на практике нередко бывает так, что и при надлежащем оформлении всех заявок заказчики начина- ют «креативить». В частности, им ничего не стоит попросту уничтожить ваши документы. Либо вырвать из папки важные страницы, либо сообщить, что ваша заявка и вовсе не дошла до адресата.

Часто они практикуют преждевременное вскрытие доку- ментации и «сливание» таким образом аффилированным ком- паниям информации о ценах, дав им указания взять на тиын ниже. Одним словом, фантазии их нет предела.

Однако, какой бы сложной ни казалась ситуация, а сама си- стема – хитро выстроенной, к ней всегда имеется ключ.

Во-первых, необходимо заручиться подтверждением факта того, что ваша конкурсная документация получена ор- ганизаторами тендера. Для этого следует проверить, попали ли ваши данные в журнал конкурсных заявок. Он заведен спе- циально для того, чтобы в них ставили подписи, даты и вно- сили прочие важные сведения. Также вы можете запросить письменное подтверждение от заказчика о получении вашей почты.

Во-вторых, во избежание преждевременного вскрытия конверта от вашей компании, запечатайте его самым надеж- ным образом. Закажите специальные конверты и обмотайте его скотчем, как, к примеру, поступаем мы.

В-третьих, перенесите всю документацию в электронный вариант, проще говоря, запишите все на CD. Не забудьте при этом всё тщательно пронумеровать и вложить этот электрон- ный носитель в конверт, оставив также копию себе. Это гаран- тия того, что вы затем в любой момент можете доказать нали- чие и содержание тех или иных документов.

 


 

В-четвертых, законом разрешено проводить аудиоза- пись при вскрытии конвертов во время проведения тенде- ра. Не пренебрегайте этой возможностью. У моих сотруд- ников в этом плане много общего с журналистами – они так же умело пользуются диктофонами и фиксируют каждый вздох, не говоря уже о слове. Заверяю, в таких моментах, ког- да ведется запись, рушатся все хитроумные схемы заказчи- ков по отклонению ваших заявок. Как правило, они стано- вятся вежливыми, осторожными в высказываниях и дейст- виях, а их дальнейшее поведение напоминает игру по нотам. Нужную вам игру.

Но и это ещё не всё для того, чтобы тендер оказался у вас в кармане. Существует еще масса способов лоббирования аффи- лированных компаний, причем, весьма цивилизованных. Как- то: установление невыполнимых условий поставок или опла- ты, либо другие неосуществимые требования.

В частности, заказчики могут, по условиям тендера, потре- бовать, чтобы закупаемая продукция была поставлена на ме- сторождение или в другую указанную точку за… сутки! Либо они могут расплатиться с вами в течение 180 рабочих дней по- сле поставки товара, а это примерно полгода! Нередки случаи, когда для организаторов тендера «весьма важен» опыт работы завода-производителя в определенной сфере, и он, по их тре- бованиям, должен составлять не менее 10 лет! Но позвольте, о каком опыте может идти речь, если большинство предприятий в стране были запущены сравнительно недавно? Понятно, что в таком случае поставщиком будет уже иностранная компания. Но это мало интересует заказчика, поскольку, на его взгляд, он поступает в рамках закона.

Что мы можем противопоставить этой схеме? Первое. Выходите напрямую на учредителя компании-заказчика. Во- вторых, для этого у вас на руках должны быть неопровержи- мые доказательства всех вышеперечисленных нарушений. Моей командой такая доказательная база всегда обеспечива- ется – опыт научил. Но нередко получалось так, что учреди- тель не обращал внимания на имеющиеся недостатки и нару- шения при проведении тендера. Поэтому мы выходили уже на ступень выше. А именно ( и это, в-третьих), направляли письма в соответствующие госорганы. При этом мы не огра-

 


 

ничивались только одним письмом в определенное ведом- ство. Копии моя команда отослала в надзорный орган, ми- нистерство нефти и газа, администрацию Президента РК и так далее.

Конечно, скорее всего, вы проиграете именно этот тен- дер. Поскольку, пока будет проведено расследование, а госо- рган сообщит вам об итогах проверки, конкурс уже пройдет. Но интеллектуальная война, как самая действенная, хороша тем, что на третьем или четвертом конкурсах вы обязательно выиграете.

Из практики также припомню один памятный случай, когда нами были испробованы все варианты интеллектуаль- ной войны. Речь шла о незаконном отклонении наших заявок на тендере одной из крупных международных нефтяных ком- паний. Доказывая свою правоту и ссылаясь на очень важный аспект – поддержку отечественного производителя, мы не раз обращались в суд. Однако в течение года терпели неудачу за не- удачей. Юристы предложили поставить в известность об имею- щихся нарушениях казахстанских законодательств самого уч- редителя компании. Сам он практически не сходит со страниц Форбса, а головной офис его компании находится в Великобри- тании. Туда мы и отправили свое письмо.

И каково же было наше удивление, принесшее нам столько радости и счастья, когда из казахстанского представительства этого международного гиганта к нам поступил телефонный звонок!

- Зачем вы так поступили - обратились к нашему руковод- ству?! Не пишите теперь, пожалуйста, туда! Мы готовы с вами работать! Очень ПРОСИМ вас - позвоните в Лондон и скажите, что мы сотрудничаем с вами!

Да им, судя по всему, здорово влетело!

Отсюда вывод: предавайте огласке все нарушения, кото- рые допускаются в отношении вашей компании. Перестаньте думать стандартно, что деньги решают всё! Своевременно об- ращайтесь в соответствующие органы.

При этом не пишите эмоционально. Перечисляйте только конкретные факты, прилагайте доказательную базу, акценти- руйте внимание проверяющих органов на нарушениях и озву- чивайте просьбы, а не требования.

 


 

Но самое важное: отправляя письма в тот или иной орган, обязательно поработайте над «шапкой». То есть, не забывайте о такой детали, как перечисление в начале письма всех адреса- тов. Это сильно «бьет» по психологии нарушителя. Поскольку существует огромная разница между тем, знает ли о нарушениях ОДИН орган, или ВСЕ соответствующие структуры! Последуйте всем этим советам - и вы непременно выиграете тендер. По той простой причине, что заказчику не нужны проблемы с законом и госструктурами. Они как огня боятся резонанса.

Но не буду лукавить: объявляя интеллектуальную войну, настраивайтесь на то, что вам вначале предстоит проиграть не- сколько закупок.

А еще прежде, чем писать жалобы, старайтесь решить все вопросы мирно, на переговорах с недропользователями. И лишь потом пишите верхам, раз на местах не удалось прий- ти к общему знаменателю. Это тоже довольно существенный момент, чтобы затем при разбирательствах вы не выглядели форменным жалобщиком, который чуть что строчит обидные письма всем и вся.

Кстати, не могу не рассказать вам о так называемых «волно- ловах». Их мы еще называем кипучими лентяями – «Киплен», или тендерными аферистами. Речь идет о тех, кто, объявляя за- купки, грамотно пользуется наивностью поставщиков.

Приведу пример. Зная о том, что договариваться необхо- димо до начала конкурса, сам заказчик или его представитель устанавливают контакты со всеми участниками. С каждым по отдельности, хотя говорят с ними об одном и том же.

- Мы выберем именно вашу компанию, но понятно, что за это необходимо позже поделиться прибылью! – говорят они то- ном заговорщика.

Понятно, что тендер выявляет одного победителя, которо- му затем, согласно вышеописанному уговору, придется запла- тить «крыше» определенную сумму. Тогда как на самом деле, договариваясь со всеми участниками одинаково, он не прикла- дывает никаких усилий для того, чтобы выиграла конкретная компания!

Совет: ни с кем не договаривайтесь. Лучше выясните у других участников, были ли им предложения «о помощи вза- мен на вознаграждение». И учитесь, таким образом, распозна- вать «волноловов» едва ли ни с первого взгляда.

 


 

Как правило, их выдает вкрадчивый слащавый тон и в то же время уверенность и осторожность. Они подстраи- ваются под вас и будут стараться прикинуться вашим бра- том, сватом и даже собутыльником. При беседе также мо- жет открыться, что он, как и вы, любит футбол (коллек- ционировать фантики, слушать Шопена или бардовские песни)…

В заключение хотелось бы сказать, что в вопросе борьбы с коррупцией необходимо быть весьма гибким. Бороться с ней, на мой взгляд, необходимо тихо и уверенно. И пусть вас не страшат на этом пути многочисленные трудности. Как меня

– неоднократные запугивания и угрозы. Успех, как известно, лежит по ту сторону неудач. Главное - это упорство и натиск, отвага и доблесть. Еще добавлю, что необходимо постоянно повышать свою юридическую грамотность. И опираться на сильную, сплоченную и профессиональную команду, которой я могу похвастать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: