Контроль освоения материала.




Т.к. первая и вторая лекции темы "Концепция и история стратегического управления": "Предвидение будущего как метод управления настоящим", "Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа" являются скорее информационно-ознакомительными, то они не требуют специально выделенной крупномасштабной проверки знаний в виде контрольных работ или больших тестов.

Предусмотрен только обычный текущий контроль: после прочтения каждой лекции на следующем занятии 5 минут времени уделяется на тест-летучку (см. приложение). Данная часть темы не является базовой для освоения курса "Стратегическое управление", потому в итоговый тест практически не входят вопросы, ее касающиеся.

Приложение 1 Примерный вариант теста-летучки по лекции "Предвидение будущего как метод управления настоящим"

1.Возникновение фирмы, как социальной формации связано с эпохой:

aпромышленного переворота;

bмассового производства;

cмассового потребления.

2.Эпоха массового производства характеризуется преимуществами того, кто производит:

aлучший товар по стандартной цене;

bстандартный товар по более низкой цене;

cновый товар обоснованной цене.

3.Какая из пар понятий содержит логическое противоречие в постиндустриальную эпоху:

aопыт / стратегические неожиданности;

bучастие персонала в принятии решений / быстрота реакции фирмы.

4.Дополните третье условие использования долгосрочного планирования:

a стабильность рынка;

b медленное технико-технологическое обновление;

c?

5.Охарактеризуйте основные параметры уровня неопределенности 3.

Ответы: 1-a; 2-b; 3-a; 4-слабая конкуренция; 5-привычность:неожиданные по аналогии с прошлым, темп изменений: сопоставим с реакцией фирмы; предсказуемость изменений: предсказание серьезных проблем и новых возможностей.

Приложение 2. Примерный вариант теста-летучки по лекции "Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа".

1.Автором фразы "Стратегия - определение основных долгосрочных целей и задач для достижения цели" является:

aА. Чандлер;

bБ. Карлофф;

cИ. Ансофф.

2.Дать определение стратегического планирования.

3.Признаками стратегического планирования являются (дополнить):

aанализ на основе разбиение на СЗГ и СХЦ;

bанализ как внешней, так и внутренней среды;

c?

4.К каким проблемам применимо стратегическое планирование (перечислить).

Ответы: 1-a; 2- см. текст лекции; 3-многовариантость решения; 4- связаны с глобальными целями, ориентированы на будущее, касаются внешних неконтролируемых факторов.

8. Деловая игра "Простейшие методы стратегического управления"

Концепция деловой игры

Целью проведения данной деловой игры является ознакомление учащихся с наглядными методами и результатами реализации стратегической решений на конкретных примерах из экономической жизни промышленно развитых стран.

За две недели до проведения деловой игры учащимся раздается дополнительный теоретический материал (см. 7.2.). Класс делится на 2-3 группы и каждой из них ставится проблема: подобрать из экономической литературы и прессы данные за последние несколько десятилетий о том, как вследствие кардинальных решений и / или разумной, хорошо просчитанной долгосрочной политики те или иные фирмы достигли крупных успехов (или крупных неудач из-за принятый или отвергнутых вариантов развития). Каждой из групп дается определенная отрасль промышленности: высокие технологии, энергетика, металлургия, машиностроение и т.д. Требуются 1-2 ситуации.

Пример:

* из-за концептуального решения IBM организовать выпуск дешевых компьютеров, эта фирма почти полтора десятилетия доминировала на рынках микро-ЭВМ;

* выпуск принципиально новой модели "Форд Мустанг" совершил революцию в автомобильном мире;

* из-за демпинговой ценовой политики авиакомпания "Pan AMERICAN" обанкротилась.

От групп требуется в каждой найденной ими ситуации достаточно определенно знать положение (политическое и экономическое) на момент развития событий и четко уметь обрисовать причины и результаты в каждом конкретном случае, а также суметь объяснить проблему в течение 5 минут окружающим.

Прикладной целью деловой игры является попытка разработать сценарий развития в каждой из ситуаций и сравнить полученные результаты с практическими.

Сценарии разрабатываются по методам "Заголовки газет" и "Логика возможного развития". Глава каждой группы выступает с 5-минутным сообщением, в котором формулирует начальные данные на момент принятия решения, контрольную точку (5 или 10 лет) и основные события, произошедшие в период между начальной и контрольной точками. После этого (на выбор группы) формулируется либо решение, либо его итоговый результат. Группе-оппоненту предлагается восстановить логику событий в единое целое (определить либо исходное решение, либо его итоги). Так группы меняются задачами и начинают обсуждение. После обсуждения группы-аналитики предлагают свои решения и обосновывают их, а группа-постановщик задачи раскрывает реальное положение вещей. Полученные ответы сравниваются. Если решение исторически верно, то все ее участники получают +1 балл к семинарскому рейтингу.

Пример:

Ситуация: В середине 70-ых корпорация IBM контролирует большую часть мирового рынка ЭВМ. Рынки корпоративной вычислительно техники уже поделены с "Cray" и "Digital". Тенденции НТП стремительно удешевляют высокотехнологичную технику. На компьютерах начинаю реализовываться менее глобальные задачи (не только космос и военная техника)

Итог: В середине 80-ых корпорация IBM является полновластным владельцем и законодателем мод компьютерного рынка.

Задача: найти решение, приведшее к столь резкому скачку.

Ответ: создание микро-ЭВМ, рассчитанной на рядового пользователя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: