Т.к. первая и вторая лекции темы "Концепция и история стратегического управления": "Предвидение будущего как метод управления настоящим", "Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа" являются скорее информационно-ознакомительными, то они не требуют специально выделенной крупномасштабной проверки знаний в виде контрольных работ или больших тестов.
Предусмотрен только обычный текущий контроль: после прочтения каждой лекции на следующем занятии 5 минут времени уделяется на тест-летучку (см. приложение). Данная часть темы не является базовой для освоения курса "Стратегическое управление", потому в итоговый тест практически не входят вопросы, ее касающиеся.
Приложение 1 Примерный вариант теста-летучки по лекции "Предвидение будущего как метод управления настоящим"
1.Возникновение фирмы, как социальной формации связано с эпохой:
aпромышленного переворота;
bмассового производства;
cмассового потребления.
2.Эпоха массового производства характеризуется преимуществами того, кто производит:
aлучший товар по стандартной цене;
bстандартный товар по более низкой цене;
cновый товар обоснованной цене.
3.Какая из пар понятий содержит логическое противоречие в постиндустриальную эпоху:
aопыт / стратегические неожиданности;
bучастие персонала в принятии решений / быстрота реакции фирмы.
4.Дополните третье условие использования долгосрочного планирования:
a стабильность рынка;
b медленное технико-технологическое обновление;
c?
5.Охарактеризуйте основные параметры уровня неопределенности 3.
Ответы: 1-a; 2-b; 3-a; 4-слабая конкуренция; 5-привычность:неожиданные по аналогии с прошлым, темп изменений: сопоставим с реакцией фирмы; предсказуемость изменений: предсказание серьезных проблем и новых возможностей.
|
Приложение 2. Примерный вариант теста-летучки по лекции "Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа".
1.Автором фразы "Стратегия - определение основных долгосрочных целей и задач для достижения цели" является:
aА. Чандлер;
bБ. Карлофф;
cИ. Ансофф.
2.Дать определение стратегического планирования.
3.Признаками стратегического планирования являются (дополнить):
aанализ на основе разбиение на СЗГ и СХЦ;
bанализ как внешней, так и внутренней среды;
c?
4.К каким проблемам применимо стратегическое планирование (перечислить).
Ответы: 1-a; 2- см. текст лекции; 3-многовариантость решения; 4- связаны с глобальными целями, ориентированы на будущее, касаются внешних неконтролируемых факторов.
8. Деловая игра "Простейшие методы стратегического управления"
Концепция деловой игры
Целью проведения данной деловой игры является ознакомление учащихся с наглядными методами и результатами реализации стратегической решений на конкретных примерах из экономической жизни промышленно развитых стран.
За две недели до проведения деловой игры учащимся раздается дополнительный теоретический материал (см. 7.2.). Класс делится на 2-3 группы и каждой из них ставится проблема: подобрать из экономической литературы и прессы данные за последние несколько десятилетий о том, как вследствие кардинальных решений и / или разумной, хорошо просчитанной долгосрочной политики те или иные фирмы достигли крупных успехов (или крупных неудач из-за принятый или отвергнутых вариантов развития). Каждой из групп дается определенная отрасль промышленности: высокие технологии, энергетика, металлургия, машиностроение и т.д. Требуются 1-2 ситуации.
|
Пример:
* из-за концептуального решения IBM организовать выпуск дешевых компьютеров, эта фирма почти полтора десятилетия доминировала на рынках микро-ЭВМ;
* выпуск принципиально новой модели "Форд Мустанг" совершил революцию в автомобильном мире;
* из-за демпинговой ценовой политики авиакомпания "Pan AMERICAN" обанкротилась.
От групп требуется в каждой найденной ими ситуации достаточно определенно знать положение (политическое и экономическое) на момент развития событий и четко уметь обрисовать причины и результаты в каждом конкретном случае, а также суметь объяснить проблему в течение 5 минут окружающим.
Прикладной целью деловой игры является попытка разработать сценарий развития в каждой из ситуаций и сравнить полученные результаты с практическими.
Сценарии разрабатываются по методам "Заголовки газет" и "Логика возможного развития". Глава каждой группы выступает с 5-минутным сообщением, в котором формулирует начальные данные на момент принятия решения, контрольную точку (5 или 10 лет) и основные события, произошедшие в период между начальной и контрольной точками. После этого (на выбор группы) формулируется либо решение, либо его итоговый результат. Группе-оппоненту предлагается восстановить логику событий в единое целое (определить либо исходное решение, либо его итоги). Так группы меняются задачами и начинают обсуждение. После обсуждения группы-аналитики предлагают свои решения и обосновывают их, а группа-постановщик задачи раскрывает реальное положение вещей. Полученные ответы сравниваются. Если решение исторически верно, то все ее участники получают +1 балл к семинарскому рейтингу.
|
Пример:
Ситуация: В середине 70-ых корпорация IBM контролирует большую часть мирового рынка ЭВМ. Рынки корпоративной вычислительно техники уже поделены с "Cray" и "Digital". Тенденции НТП стремительно удешевляют высокотехнологичную технику. На компьютерах начинаю реализовываться менее глобальные задачи (не только космос и военная техника)
Итог: В середине 80-ых корпорация IBM является полновластным владельцем и законодателем мод компьютерного рынка.
Задача: найти решение, приведшее к столь резкому скачку.
Ответ: создание микро-ЭВМ, рассчитанной на рядового пользователя.