Под экономическим образованием на данный момент понимается только высшее образование, да еще некоторое число специализированных курсов, например, бухгалтерских. Но именно в этом и кроется главная проблема. Экономику воспринимают как нечто трудное для восприятия, и в результате она толком подается в немногочисленных специализированных вузах, а в большинстве своем студентам читается хорошо если усеченный курс экономического ликбеза, громко названного "Основы экономической теории". С другой стороны, в тех же самих специализированных вузах большая часть учебного процесса расходуется на начитку базовых курсов. Но суть в том, что базовыми они являются только для тех, кто собирается посвятить всю оставшуюся жизнь медитации над последними отчетами нашего правительства в попытках достигнуть нирваны понимания законов театра абсурда под названием "переходная экономика". Для любого же нормального студента, собирающего применять свои знания на ниве обогащения конкретного взятой семьи и "себя - любимого", все эти глубокомудрые разработки заканчиваются известным принципом "ЗСЗ" (зазубрил /сдал /забыл).
И никакие структурные преобразования внутри данной системы погоду не сделают. Любые реформы в конце концов сведутся к принципу: "сократим аппарат, удлиним змеевик". Как ни перекраивай этот самый аппарат, он будет производить одну и ту же всем отлично известную продукцию. Можно до упора повышать квалификацию преподавателей или понаставить по два компьютера на одного студента, но если обучающиеся не готовы к восприятию материала, никакие наисовременнейшие методы уже не помогут. Т.е. необходимо полностью преобразовывать всю систему экономического образования в Украине.
|
В данной конкретной работе вам предоставляется на рассмотрение концепция реформирования данной системы. Как и в любой концепции выделю цели и задачи.
Цель: повысить уровень экономической образованности молодого поколения.
Задачи:
* сформировать обывателя, подготовленного к жизни в условиях рынка;
* сформировать руководителя, способного управлять государством вообще и отдельным предприятием в частности в условиях рынка.
Как видно из задач, основная проблема разделяется на два направления. Первое, подготовка цивилизованной народной массы, не включенной в систему принятия решений непосредственно, - реализуется через обычную систему среднего, среднего специального и высшего неэкономического образования. Но в данной работе я не буду на нем останавливаться, т.к. структура данной ветви экономического образования по сути ясна и сводится именно к ликбезу.
Наибольшую проблему составляет именно подготовка квалифицированных руководителей уже, что называется, со школьной скамьи. Понятно, что научиться руководить людьми проблематично. Тут талант или есть, или нет. Но вот научиться быстро принимать экономически обоснованные решения - возможно. И к тому же в понятие "руководить" можно включить весь цикл руководства: от разработки концепций до контроля за внедрением. А здесь уже нужны специалисты на каждой стадии, причем множество специалистов, ведь даже талантливый руководитель состоит на 90% из талантливых подчиненных. Пирамида управления должна опираться не на среднестатистические массы, а на профессионалов, которые в состоянии выдержать вес этой пирамиды. Тогда в Верховной Раде не будут выноситься на рассмотрение абсурдные законы, тогда министерства не будут принимать решения, противоречащие друг другу. Квалифицированные подчиненные должны осознанно участвовать в общем комплексе принятия управленческих решений.
|
Экономикой должны заниматься экономисты по образованию, а не по собственному желанию. Потому, по моему мнению, должно существовать среднее экономическое образование, как основа для формирования основания вышеупомянутой пирамиды с одной стороны и как "сырье" для высшего экономического образования с другой стороны.
Структура среднего экономического образования:
1.4-5 классы (4 полугодия - 1 урок в неделю): курс "Экономика для детей" - включает в себя основные понятия экономики (спрос, предложение, рынок). Основной упор делается на большом количестве ролевых игр, в которых дети учатся осознавать себя составляющими экономического процесса, понимать стоимость денег. Допустимо создание в школах местной валюты для, предположим, покупки сладостей в буфете. Оценки играют роль эквивалента производительности каждого ученика. В результате с детства прививается мысль о зарабатывании денег, а не их получении.
Курс состоит из 3 обязательных полугодий и полугодия факультативов для заинтересовавшихся данным вопросом детей. На факультативах в игровой форме раскрываются более сложные понятия, как биржа или эффективность производства. Цель- дать основные понятия экономики в доступной младшим школьникам форме, заинтересовать ученика самостоятельно исследовать данные вопросы.
|
2.6 класс (2 полугодия - 1 урок в неделю): курс "Психология общения" - начальный курс общепсихологической подготовки. Цель - облегчить взаимодействие школьников между собой на основе большого количества ролевых игр. Подцель - научить влиянию на собеседника, переводу разговора в нужное русло (подцель не упоминается во время обучения, она вкладывается в структуру курса незаметно от обучаемых).
3.6 класс (Второе полугодие - 1 урок в 2 недели): курс "Риторика для начинающих" - базовый курс обучения школьников говорить перед аудиторией. Цель: научить доходчиво излагать свою мысль в особенно в устной форме. Главное - избавить школьника от страха перед аудиторией, конкретная языковая подготовка роли не играет как еще не сформировавшаяся.
4.7 класс (2 полугодия - 1 урок в неделю): курс "Основы экономической теории" - введение всех основных экономических категорий на уровне научных теорий с соответствующим семантическим и математическим обеспечением. Цель: дать школьникам понимание основ функционирования экономики вообще.
5.8 класс (Первое полугодие - 1 урок в неделю теории / 1 урок в недели - тренинги): курс "Основы управления" - введение основных понятий и принципов управления, теорий мотивации, теорий принятия решений. Для обоснования рациональности данных теорий - большой объём ролевых игр и тренингов.
6.8 класс (Второе полугодие - 1 урок в недели - тренинги): курс "Психология управления" - явно поставленная задача предыдущего психологического курса. Цель аналогична. Добавление - искусство ведения переговоров (подтекст - проблемы переходного возраста и методы их разрешения).
7.9 класс (Первое полугодие - 1 урок в неделю): курс "Микроэкономика" - конкретизация понятий спроса и предложения в применении к конкретному производству. Внедрение доступного математического аппарата. Основной упор - объяснить школьникам понятие эффективности и понятие динамики рынка.
8.9 класс (Первое полугодие - 1 урок в неделю теории / 1 урок в недели - тренинги): курс "Менеджмент" - расширение курса "Основы управления" в сторону конкретизации рассматриваемых методов. Аналогичный упор на тренинги. Но тренинги уже рассматриваются как школа будущих руководителей, а не подчиненных, в тесном взаимодействии с курсом "Микроэкономика". Цель - развивать у школьников психологию руководителей, ответственных за свои решения. Тренинги перестают быть игрой. Основа - формирование ситуационных групп с четко выраженной иерархией и ответственностью за подчиненного.
9.9 класс (Второе полугодие - 1 урок в неделю): курс "Макроэкономика" - конкретизация макроэкономических понятий, введение принципов государственного управления и регулирования, начальное понятие о статистических показателях деятельности государства. Цель - осознание школьниками того, что государство действует в рамках экономических законов, и осознание сути этих законов.
10.9 класс (2 полугодия - 1 урок в неделю) + 10 класс (2 полугодия - 1 урок в неделю): курс "Экономическая география" - стандартный общеобразовательный курс, расширенный по всем направлениям. Цель - дать школьникам представление об экономическом состоянии и процессах всех регионов мира. (Подцель - внедрение в сознание школьников концепции открытости любой экономической системы во избежание разного рода фобий).
11.10 класс (Первое полугодие-1 урок в 2 недели): курс "Риторика" - расширение предыдущего курса в сторону конкретизации прикладных знаний о выступлениях перед людьми.
12.10 класс (Первое полугодие - 1 урок в 2 недели): курс "Логика и семантика" - расширение курса "Риторика" в сторону более точного построения фрази логических оборотов.
13.10 класс (Второе полугодие-1 урок в неделю) + 11 класс (первое полугодие-1 урок в неделю): курс "Основы деловой переписки" - обучение школьников правилам ведения деловой документации на украинском языке. Если школа параллельно имеет усиленное изучение английского языка - факультатив "Основы делового английского языка".
14.11 класс (2 полугодия-1 урок в неделю): курс "Основы бухгалтерского учета" - выдается диплом, соответствующий государственному образцу диплома об окончании курсов бухгалтеров.
15.11 класс (Первое полугодие -1 урок в неделю): курс "Стратегическое управление" - финальный модуль линии "Управление". Цель - придание знаниям об управлении комплексности и цельности на основе глобального подхода к управлению - основа для формирования психологии менеджера высшего звена.
16.11 класс (Первое полугодие -1 урок в неделю): курс "Маркетинг и теория рекламы" - на основе совмещения линий "Управление" и "Экономическая теория" формируется общий комплекс знаний о природе и структуре рынка на уровне реализации товара, на уровне оптимизации сбыта и на уровне поиска новых сегментов рынка.
17.11 класс (Второе полугодие - 1 урок в неделю / факультатив 1 урок в неделю): курс "Финансы и кредит" - создание базовых знаний о природе финансовых механизмов.
18.11 класс ((Второе полугодие - 1 урок в неделю): курс "Основы правоведения" - вводятся основные правовые термины и принципы. Цель - дать школьникам базу юридических знаний для более легкого восприятия законов и постановлений, касающихся экономики.
ИТОГИ: В результате окончания полного цикла данного обучение из школы будет выходить человек, имеющий все базовые знания в области экономики, необходимые для последующего наложения на них прикладных знаний.
III. Структура курса "Стратегическое управление"
Аннотация.
Проблема комплексного управления современной организацией за последние годы вышла на одно из первых мест по накалу. Отсутствие у руководства предприятий и даже государства в целом глобального мышления привело к стратегическому провалу, в котором проблемы переносятся на будущее без каких-либо четких представлений о путях их разрешения. Груз прошлых ошибок ложится на плечи нового поколения.
Те, кто станут у руля власти через 20-25 лет должны мыслить шире плоскости существования конкретного предприятия. Чтобы выйти из кризиса, необходимо часто плыть против течения и искать двери там, где их быть не должно, а потому нужно анализировать идею во всех ее измерениях. Для развития объемного и комплексного восприятия экономическое реальности в структуре преподавания экономических курсов для специализированных экономических школ вводится курс "Стратегическое управления", обособленный от общего курса "Менеджмент" и являющийся логическим завершением комплекса наук об управлении.
Стратегическое управление нельзя назвать совокупностью разного рода методик. Это скорее философия принятия решений с оглядкой на много лет вперед, борьба не С ПРОШЛЫМ, а ЗА БУДУЩЕЕ. Как невозможно отказаться от истории государства. так и на уровне предприятия нельзя отказаться от его истории. Если каждый новый руководитель будет увольнять всех сотрудников и переориентировать производство на новую продукцию, организация умрет. Если же каждый пришедший дополнит и расширит накопленное до него, то развитие пойдет в геометрической прогрессии - это можно увидеть на примере тех же IBM или General Electric, которые одними из первых поняли и подняли идею перспективного мышления, но поставленного на конвейер и научную основу.
Стратегическое управление можно определить как концепцию интегрального подхода к деятельности предприятия, которая позволяет:
* сравнивать цели развития предприятия, которые отображают процесс его адаптации к окружающей среде (т.е. действия, касающиеся избежания угроз и развития возможностей) с потенциалом, который есть в наличии в данный момент и который может быть в наличии на определённый момент времени;
* проводить процесс формирования (разработки) комплекса стратегий соответственно внутренним возможностям предприятия в достижении поставленных задач;
* организовать и активизировать деятельность по реализации принятых стратегий.
Соответственно определению построена и общая структура курса, которая дает представление о концепции стратегического управления, среде применения и используемых методиках. Для более конкретного понимания учащимися сути излагаемого курса в качестве примеров использовался реальный опыт крупнейших зарубежных предприятий, который используют данные технологии уже на протяжении 20 лет.
Обоснование курса.
Предисловие.
Концепция стратегического управления возникла в начале 70-ых годов ХХ века и за несколько лет буквально покорила весь западный экономический мир. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью любой схемы управления, начиная от малых предприятий и заканчивая ТНК, хотя до сих пор является одной из самых спорных сторон деятельности организаций. Стратегическое управление не есть закосневшим в алгоритмах миром, оно постоянно развивается соразмерно развитию потребностей в прогнозировании и возрастанию уровня неопределённости среды.
Входя в XXI век, человечество формирует новое общество - информационное, где основным ресурсом является именно информация. а главным оружием - своевременный анализ сложившейся ситуации. Но динамизм событий станет превосходить по скорости возможности оперативного реагирования на проблемы. В этом случае смогут выжить только те, кто вовремя смог предусмотреть поворот обстановки, т.е. мы опять возвращаемся к стратегическому управлению. Отсюда, знания в этой области являются основополагающими для характеристики управленца XXI века. Потому курс "Стратегическое управление" является необходимым в структуре экономических дисциплин специализированной экономической школы.
Отдачакурса.
В результате освоения курса "Стратегическое управление", учащийся в состоянии воспринимать развитие любой (в данном случае экономической) системы как упорядоченное движение к заранее поставленной задаче. С другой стороны беглое ознакомление с методикой планирования и прогнозирования подстегнет к самостоятельному освоению экономико-математических и собственно управленческих методов формирования и внедрения стратегий. Комплексное понимание происходящих процессов и множественности влияний на один и тот же показатель разных факторов создают основу для самостоятельного анализа окружающей среды пока что на уровне рядового потребителя. а в недалеком будущем - как руководителя. Молодежь учится рассматривать эффективность тех или иных действий до их совершения, т.е. расширяется понимание мира в сторону анализа причинно-следственных связей, а не констатации свершившихся фактов. В итоге вечна дилемма славянского менталитета "Что делать?" / "Кто виноват?", наконец-то превратится в цивилизованную сумму "Что делать?" + "Зачем делать?", а будущее станет развитием прошлого, а не его антиподом.
Основание курса.
Для облегчения усвоения курса "Стратегическое управление" необходимы знания, почерпнутые из других экономических дисциплин:
* "Основы управления" и "Менеджмент" - полное усвоение курсов: понимание сути управления и его элементов; совокупность терминов, касающихся управления; способность воспринимать проблемы с точки зрения руководства ее разрешением и т.д.;
* "Основы экономической теории" и "Макроэкономика" - знания основных понятий и процессов, протекающих в экономике; комплексное видение экономической системы и законов ее функционирования;
* "Микроэкономика" - понимание сути управления предприятием с точки зрения его внутренней структуры и принципов функционирования;
* "Психология управления" - знания об управлении людьми как совокупной части общего комплекса управления производством.
Суть курса.
В курсе "Стратегическое управление" раскрываются основы четыре основных направления идеологии управления вообще:
* анализ текущего состояния организации в комплексе факторов, влияющих на нее, и внутренних факторов, которые могут быть изменены, в разрезе определения состояния реализации предыдущих стратегий, планов, программ;
* анализ перспектив организации на определённый период в разрезе возможности достижения тех или иных показателей с точки зрения внутренних возможностей и условий внешней среды, которые могут сложиться на соответствующем горизонте планирования;
* построение комплекса стратегий как программ перехода из текущего состояния в намеченное;
* организация и контроль над реализацией разработанных стратегий с позиций координирования и общего управления.
Учащимся даются основные понятия и методики, связанные со всеми направлениями, а также ключи, по которым можно развивать соответствующие знания, если учащиеся заинтересуются в данном предмете в программе шире школьного курса.