Развитие нравоучительной журналистики в Великобритании в XVIII столетии




«Славная революция» 1688 года положила начало новому этапу в истории Великобритании. В 1689г. был принят «Билль о правах», а в 1694г. отменен, а точнее, не продлен «Licencing Act» («Закон о цензуре»). В 1710 в Англии был принят закон о защите авторских прав, а в 1712 году – закон о штемпельном сборе, который привел к двукратному увеличению стоимости газет, но на спрос это не повлияло. С 1771 года британским газетам разрешают публиковать отчеты о парламентских дебатах, а с 1794 года, благодаря принятию закона Фокса, дела против журналистов начинает рассматривать только суд присяжных. В результате формирования такой законодательной базы, английская журналистика становится одной из самых передовых в Европе, а Великобритания – центром просветительской мысли.

Просветительская журналистика в Великобритании выработала два подхода к исправлению нравов общества: сатирический и морально-дидактический. Сатирическое направление нравоучительной журналистики выразилось в памфлетах Даниэля Дефо (г.ж. 1660-1731) и Джонатана Свифта (г.ж. 1667-1745). Главным творческим приемом стал метод доведения до абсурда. Так были написаны памфлеты «Кратчайший способ расправиться с диссентерами» (Д.Дефо), «Скромное предложение» (Дж. Свифт) и др. Морально-дидактическое направление нравоучительной журналистики было представлено журналами, которые выпускал творческий союз Джозефа Аддисона и Ричарда Стила. Форму нравоучительной журналистики этих авторов определила серия памфлетов Дж. Свифта «Бумаги Бикерстафа». Неслучайно их первый нравоучительный журнал «Тэтлер» («The Tatler» - «Болтун»), выходивший с 1709 по 1711 гг. имел подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа». Ведущим жанром этого и всех последующих журналов Р. Стила и Дж. Аддисона стало морально-поучительное эссе, в котором осмеянию подлежал определенный порок общества, но никогда в центре внимания журналистов не было конкретных личностей (в отличие от сатирического направления).

Структура «Тэтлер» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Р. Стилем или Дж. Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе в номер включались также мелкие объявления и заметки. «Тэтлер» выходил три раза в неделю. «Главная цель этого листка, - говорил Р. Стил, – обнаруживать ложный образ жизни, срывать маски коварства, тщеславия и лицемерия, рекомендовать всеобщую простоту в нашем платье, разговоре и поведении». До сих пор многие эссе «Тэтлера» переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики.

В 1711 году, когда «Тэтлер» находился на пике своей популярности Р. Стил и Дж. Аддисон закрывают журнал и открывают журнал «Спектейтор» («The Spectator» - «Зритель»), который выходил с 1711 по 1713 гг. (всего вышло 555 номеров). Тираж журнала превышал 14 тысяч экземпляров. На этот раз Дж. Аддисон и Р. Стил разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы рассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра и светской жизни. Главными членами этого «клуба» были: Виль Гоником, сэр Андру Фрипорт, студент-юрист, сэр Роджер де Коверли, капитан Сентри, вдова Леонора, священник.

Основные жанры журнала: нравоописательное эссе, юмористический портрет, остроумная заметка о новостях культурной жизни, заранее написанные и заготовленные «письма в редакцию».

Какие же пороки в «Спектейтор» обличали Дж. Аддисон и Р. Стил?!

1) Чрезмерное употребление спиртного (немного выпить хорошо, много плохо – особенно ругали деревенских джентльменов, которым больше нечем было заняться);

2) Выступали против дуэли. Сам Стил (был гвардейским офицером, дослужился до капитана) дважды дрался на дуэли в 1700, и в 1701 гг. и оба раза чуть не убил своих противников, хотя оба раза именно они вызвали его на дуэль. Эти переживания сделали его решительным противником дуэли и дуэлистов.

3) Против азартных игр (карточных), которые разоряют игроков, т.к. много шулеров.

Кроме этого, много писалось материалов о том, кого же мы можем назвать «джентльменом» и, по мнению Р. Стила и Дж. Аддисона, – это не разодетый по последней моде щеголь из благородной семьи, а «человек совершенно одаренный как для служения на благо общества, так и для его украшения и услаждения», благородный и возвышенный дух, ясный ум, свободный от предрассудков разум, стойкость мнения, обширные познания. Скромен, открыт, приветлив, он должен много путешествовать, заниматься спортом, иметь хорошее образование. Были материалы и о женщинах, критиковалась их фривольность в танцах, одежде, в выборе служанок, любое щегольство со стороны женщин подлежало осмеянию. Не обошли вниманием журналисты и женские предрассудки: «Спектейтор» смеялся над знахарями, прорицателями, ведьмами, толкователями снов и астрологами. Отдельно говорилось в «Зрителе» и о представителях низших классов и их пороках.

Вместо «Спектейтор» в 1713г. появился новый журнал «Гардиан» («The Guardian» - «Опекун»). Новая маска имела почти такой же успех, как и «Спектейтор», однако просуществовал около года (до 1715г.), после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714г. Дж. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера.

Влияние «Зрителя» и других журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками: «Шептун» («The Wisperer», 1709), «Ворчун» («The Grumbler», 1715), «Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки» («The Grouler, or Diogenes robb'd of His Tub», 1711), «Болтунья» («The Female Tatler», 1709-1710), «Развлекатель» («The Entertainer», 1717-1718) и др.

Журналы Дж. Аддисона и Р. Стила переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков. «Тэтлер» и «Спектейтор» – образцы просветительской, нравоописательной журналистики. Вдохновляясь идеями Джона Локка, Р. Стил и Дж. Аддисон верили в воспитательную функцию журналистики. Джозеф Аддисон признавался, что цель его журнала не только «развлечение», но и «совершенствование страны». Идеалом Р. Стила и Дж. Аддисона – была умеренность во всем: «умная карикатура хранит в себе больше истины, чем плохая фотография». Журналы Дж. Аддисона и Р. Стила почти никогда не нападали на личности, но высмеивали нравы и институты современного английского общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: