Общая характеристика развития европейской журналистики в XVIII столетии




Эпоха Просвещения стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации, явлением во многом итоговым. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам: абсолютистские режимы в XVIII в. начали сменяться капиталистическими, в науке и философии утверждается рационализм, в политической и религиозной жизни – принципы толерантности (обосновываются и получат юридическое оформление концепции «естественных прав человека» и демократии).

Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом – XVIII столетие стало эпохой кровавых революционных потрясений и войн за независимость.

Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название «Просвещение». «Просвещение с помощью света разума» - таков был лозунг прогрессивных сил Европы. Новые идеи получали распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, все возраставшей переводческой деятельности и переписке.

Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношений личности и государства. Высказанное Джоном Локком положением о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными», для многих прозвучало подлинным откровением. Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево) отправились в Англию для ознакомления с самыми передовыми и плодотворными идеями в области культуры, идеологии и государственного устройства. Позже именно они идеологически подготовят Великую французскую буржуазную революцию 1789-1799 гг.

Именно в XVIII веке появляется новая модель взаимоотношений власти и печати – либертарианская. Эта теория была принята в Англии после 1688 года, а затем в США, получивших независимость в 1783 году.

Теоретическими основаниями либертарианской модели прессы стали работы Дж. Мильтона, Дж. Локка, Дж. Милля и общая философия рационализма и естественных прав. Провозглашается новая главная цель журналистики– информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство, а не служить инструментом в руках монарха. Отныне любой, у кого есть на это финансовые средства может основать собственную газету или журнал, а контролирует прессу не цензура, а суд присяжных. Однако в большинстве стран утверждение либертарианской модели печати сопровождалось социально-политическими потрясениями и революциями, которые проходили и в XVIII веке, и в особенности в XIX столетии.

Эпоха просвещения поставила перед журналистикой новые задачи. Просветители, убежденные в том, что «мнения правят миром» быстро осознали значение периодической печати для распространения «мнений» и достижения своих целей.

Формулируется новая задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу – тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми».

В XVIII веке многие периодические издания начинают функционировать не только и не столько как инструмент власти, источник отобранной ею информации, но прежде всего как способ распространения разумных идей и исправления нравов. Газеты стали совмещать информацию и комментарий.

Космополитичный XVIII век не признавал никаких границ для распространения достижений человеческой мысли. Согласно представлениям просветителей, законы разума универсальны, не зависят от времени, места и национальности. Языком культурной коммуникации в Европе в XVIII в. стал французский язык. По всей Европе издавались местные газеты на французском языке. Появились многоязычные газеты.

Однако в XVIII столетии пресса по-прежнему обращается к относительно узкому слою образованной и властвующей публики, вместе с тем идеи Просвещения требовали обращения к более широкой публике. Поэтому постепенно в течение века круг читателей расширялся, что было обусловлено ускорением цивилизационных процессов в Европе, повышением уровня грамотности населения. Так в 1704 г. в Берлине была открыта первая абонементная библиотека, а в 1779 году в Париже появился «академический читательский зал», где все желающие могли за небольшую плату ознакомиться с французскими и зарубежными газетами, журналами, альманахами.

В структуре периодической печати Европы XVIII столетия особое место заняли нравоучительные просветительские журналы, а политическая журналистика была еще мало востребована в этот период, интерес публики к политике, как правило, становился следствием революционных переворотов (например, в годы Великой французской революции).

Таким образом, просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики. «Развлекая просвещать» - такова была стратегия этих журналов.

Кроме этого XVIII век называют эпохой персонального журнализма – практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы, политики и ученые часто обращались к созданию журналов и газет для пропаганды собственных взглядов.

В XVIII веке важные изменения происходили не только в журнальной, но и в газетной периодике: появились первые ежедневные газеты информационного характера, обычной стала многоколонная верстка, издания распространялись в основном по подписке, средний тираж колебался в районе двух-трех тысяч экземпляров. Первой ежедневной газетой стала немецкая «Приходящая газета», которая выходила в 1650 году. Первой ежедневной газетой Великобритании стала «Дейли Курант» («Daily Courant» - «Ежедневные новости»), выпускавшаяся Сэмюелем Бакли с 1702 по 1735 гг. В 1763 году в Стокгольме (Швеция) появилась своя ежедневная газета «Даглигт аллеханда» («Все за день»), а первая французская ежедневная газета называлась «Журналь де Пари» («Journal de Paris» – «Газета Парижа»), выходившая с 1777 по 1795 гг., ее основателем был литератор Пьер-Антуан де Лаплас.

Нельзя не сказать несколько слов о, пожалуй, главной газете Европы, которая в XIX веке будет задавать тон не только британской, но и всей европейской журналистике, станет образцом объективности и информированности. Эта газета была основана в 1785 году Джоном Уолтером в Лондоне. Ее первоначальное название «Дейли универсал реджистер» («Daily universal register» - «Ежедневный всеобщий регистратор»), в 1788 году газету переименовали в «Таймс» («Times» - «Времена»).

Именно в XVIII веке слова «журналист» и производное от него «журналистика» вошли в европейский культурный обиход. Впервые эти слова встречаются во французском еженедельнике «Журналь де Треву» в 1703 году. Тогда же произошло разделение на журналистов (journaliste) и газетчиков (gazetier). Последние в журналистской иерархии занимали более низкое положение. Считалось, что газетчикам не следует предоставлять свободу комментировать события. Их дело – собирать и сообщать факты. В обязанности журналистов, напротив, входили комментарий, оценка, суждение и анализ. Дидро считал, что журналист должен быть беспристрастным, иметь глубокие и основательные суждения. Предполагалось, что влияние журналистов на публику значительнее, чем влияние газетчиков, так как назначение журналистов не развлекать, но воспитывать и просвещать читателей.

Вместе с тем статус первых журналистов был невысок. В строгом смысле слова еще не существовало профессиональных журналистов, т.е. такой группы людей, которые зарабатывали на жизнь исключительно журналистским трудом. Этот статус повысился после революционных событий во Франции. Как писал Камиль Демулен: ««Ну вот я и журналист, и это довольно неплохая роль. Это больше не презираемая, продажная профессия, рабыня власти. Сегодня во Франции именно журналист выносит свою оценку Сенату, сенаторам и самому правителю».

Таким образом, в Европе в XVIII веке произошла серьезная модификация культуры. Священный текст с его сакральным отношением к слову постепенно уступал первенство тексту научному, опирающемуся на разумное постижение действительности, на опыт, помогающий познавать законы природы и общества. Просвещение и исправление нравов общества с помощью информации – таков был путь совершенствования мира, по мнению большинства просветителей и издателей периодики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: