Рукописные издания эпохи Средневековья и Возрождения




Эпоха Средневековья – это период с V по XV вв. Традиционно историки выделяют ранее, классическое и позднее средневековье. В период раннего средневековья Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность, однако была создана новая цивилизация – христианская с принципиально другой парадигмой мышления.

Основа менталитета средневековья – христианское сознание с его идеалами: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. В реальности вся власть в этот период была сосредоточена в руках церкви. В эпоху средневековья возник термин «пропаганда», но тогда он носил исключительно религиозный характер. Пропагандой являлось обращение в веру, а латинских христианских миссионеров называли пропагандистами.

Средневековое общество было бесписьменным, т.к. большинство населения было неграмотным. Всю важную информацию люди узнавали в церкви, на проповедях, которые носили не только религиозный, но и социально-политический характер. Библию читали и слушали как свежие газеты в ХХ веке. Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к авторитету – к Священному писанию, трудам отцов церкви и т.д.

Монастыри сыграли огромную роль в сохранении и распространении исторической и социально важной информации. Монахи вели хроники от Пасхи до Пасхи – фиксировали важнейшие события. В этих хрониках они воздерживались от комментариев, не давали объяснения событиям, не связывали их в целостную картину развития человечества. Рукописная книга того времени изготавливалась из пергамента, помещалась в дорогой переплет, украшалась драгоценными камнями.

Ярким памятником Средневековья является многотомная «Хроника» Жана Фруассара (г.ж. 1337-1404). Ж. Фруассар в хронологическом порядке описал события Столетней войны, воспел подвиги английских и французских рыцарей. Он разыскивал и расспрашивал свидетелей событий, добивался точности деталей. Его «Хронику» выделяет установка на достоверность и объективность, что позволяет некоторым исследователям утверждать, что именно Ж. Фруассар стоял у истоков французской журналистики.

В XII веке с открытием первых в Европе университетов появляется новая форма коммуникации – университетская лекция. Кроме этого, отдельного упоминания заслуживает так называемая «смеховая культура городов» – «прародительница» сатирических жанров журналистики.

Средневековый город с его активной деловой жизнью (XIV-XV вв.) нуждался в распространении самой разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической. Центрами экономической жизни Европы стали города Венеция, Флоренция, Лейпциг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. Поэтому в XV веке появляются первые рукописные листки новостей. Однако своего расцвета они достигают в XVI веке – в период Ренессанса.

Культура возрождения, поставившая в центр мироздания человека и открывшая ценность и красоту земной жизни, способствовала формированию интереса к самой разнообразной информации.

В основе смысла всех названий первых рукописных листков новостей, появившихся в Венеции и Флоренции, лежит понятие новости в рукописной форме («фолья аввизи» – «листок новостей», «реляционе» – «сообщение», «фолья воланте» – «летучий листок» и др.). Эти первые рукописные листки не были периодичными, они выходили по случаю появления какой-либо важной новости. Иногда информация (например, о рыцарском турнире) излагалась в стихотворной форме.

По мнению большинства историков, прямыми предшественниками газет в современном понимании этого слова, являются еженедельные венецианские рукописные листки новостей «аввизи» («avvisi» – от итал. «avviso» – новость, сообщение, извещение). Именно венецианским «аввизи» мы обязаны появлением слова «газета», которое вошло в большинство европейских языков. Оно происходит от названия мелкой венецианской монеты – «gazzetta», которую читатели платили за данный информационный листок. Самый ранний дошедший до нас экземпляр «аввизи» датируется 1566 годом.

«Аввизи» представляли собой лист, сложенный вдвое и заполненный от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в «аввизи», как правило, касалась трех основных тем: политика, торговля, религия. В Венеции в тот период существовал цех профессиональных собирателей новостей, которые создавали «аввизи», их называли «аввизатори» («avvisatori» – от итал. «вестник, приносящий новости»). Однако данная профессия не относилась к числу престижных и высокооплачиваемых.

Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе, что способствовало появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров.

С 1520 по 1618 год в Аугсбурге выходили рукописные листки новостей «фуггерцайтунг» («fuggerzeitung» – от нем. «газета Фуггера»). Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая европейских монархов, обладала хорошо развитой сетью торговых агентов в различных городах Европы. Именно они стали «корреспондентами», которые собирали информацию делового, политического и общего характера и отправляли ее в Аугсбург. Там все сообщения определенным образом компоновались, аккуратно переписывались в нескольких экземплярах, а затем рассылались избранному кругу получателей (привилегированным клиентам банкирского дома). Поскольку «фуггерцайтунг» не продавались свободно, их нельзя назвать прямыми предшественниками газет, зато банкирский дом Фуггеров может по праву считаться прообразом первого в Европе информационного агентства. В Венской национальной библиотеке хранится 27 томов «фуггерцайтунг» за 1568-1604гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: