История журналистики как история развития средств коммуникации берет свое начало в период Античности.
Журналистика в современном понимании этого слова на данном этапе развития цивилизации еще не сформировалась. Однако изучение появления и изменения коммуникационных технологий и зарождения различных жанров «прото-публицистики» представляет значительный интерес для истории и теории журналистики.
Использование письменности (как средства закрепления речевой информации) было одним из первых осознанных опытов коммуникации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: нужна была точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых и религиозных ритуалов и т.д.
Древнегреческая и древнеримская цивилизации разработали свои способы передачи социально значимой информации.
В Древней Греции эту функцию выполняли ежедневные публичные надписи на беленых деревянных табличках. Их называли – «левкомата » и выставлялив публичных местах. Записи на табличках периодически обновлялись, а сообщаемые факты не комментировались. К 5 веку до н.э. почти все греки-граждане были грамотными, поэтому они могли ознакомиться с основными событиями полисной жизни.
В Древнем Риме с 4 века до н.э. составлялся ежегодный перечень событий, которые произошли в Римской империи. Назывался этот перечень «Анналы» (от лат «anno» - год). По мнению швейцарского историка масс-медиа Р. Де Ливуа, именно благодаря «Анналам» и зародилась вся европейская журналистика. Римляне фиксировали в «Анналах» имена консулов, других выборных особ, основные политические события и государственные церемонии, помещали новые законы и военную хронику.
|
Публичным средством коммуникации не только в самом Риме, но и в его провинциях являлась учрежденная в 59 году до н.э. при Гае Юлии Цезаре рукописная прагазета «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»). Со временем она разделилась на два независимых издания: «Acta senatus» («События в Сенате») и «Acta diurna populi romani» («Ежедневные события римского народа»). Важно отметить, что выходили обе «газеты» на глиняных дощечках, которые вывешивались соответственно на здании Форума и на городских площадях и базарах. И «Acta senatus», и «Acta diurna» для римлян были не имена собственные, а характеристики.
В «Acta senatus» сообщалось о выступлениях в Сенате, а «Acta diurna» знакомила своих читателей с правительственными постановлениями, указами, сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами последних гладиаторских боев. «Acta diurna» широко тиражировалась, ее копии в виде свитков хранились в специальных общественных зданиях, где желающие могли с ними ознакомиться. Собирали информацию для «Acta diurna» диурнарии (предшественники современных корреспондентов).
Стоит отметить, что этимология слова «журналистика» восходит именно к газете «Acta diurna»: от латинского «diur» произошло французское слово «jour» - «день» и «journal» – «дневник». Однако впервые слова «журналист» и «журналистика» были употреблены только в 1703 году во французской газете «Журналь де Треву».
Интересна судьба обеих газет. В 15 году от Р.Х. император Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил «Acta senatus». Это было первое в истории мировой журналистики проявление цензуры. «Acta diurna» просуществовала еще много лет, после разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную долгое время выходила в Константинополе. По другим данным обе газеты просуществовали до 222 г. н.э.
|
По инициативе Гая Юлия Цезаря в Риме выпускались также еженедельная газета «Commentarius rerum novarum» («Записки о новых событиях»). Эту публикацию тиражировали 300 рабов-переписчиков, каждый из которых в день делал 5 копий. Суммарный тираж достигал 10,5 тысяч экземпляров – немыслимая цифра для печатных периодических изданий вплоть до второй половины XVIII века.
«Кодекс Юстиниана» установил статус журналистики как профессии в 434 году.
Зарождение публицистики: ораторское искусство Античности и раннего христианства
По мнению ряда исследователей, прообразом публицистики являются ораторские выступления древних греков и древних римлян. В античном мире устное слово оратора было мощным средством социального воздействия.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, т.е. злободневность, актуальность, политическая заостренность темы выступления оратора. Речи, как правило, произносились с целью оказать влияние на сознание и поведение масс.
Античную Грецию часто называют «цивилизацией болтовни», т.к. устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Поскольку политическая и общественная жизнь древнегреческого полиса строилась на демократических принципах, успех в политике во многом зависел от умения красиво и убедительно говорить, в связи с этим неудивительно бурное развитие риторики и ораторского искусства. Своего расцвета греческое красноречие достигает в 5 веке до н.э.
|
Важное место в становлении публицистической ораторской речи занимает школа Исократа(г.ж. 436–338 гг. до н.э.). Исократ не выступал публично по причине слабого голоса и неумения говорить перед многочисленной аудиторией. Однако именно он разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. В школе Исократа обучалось множество учеников. Творческое наследие Исократа дошедшее до наших времен включает в себя 21 речь и 9 писем. Наиболее знаменитыми его произведениями являются «Панегирик», речи «О мире», «Об обмене имуществом» и «Ареопагитика».
Выдающимся мастером политической речи был Демосфен (г.ж. 384–322 гг. до н.э.). Обделенный от природы ораторскими навыками, он долго и мучительно изживал физические недостатки, напряженно учился и в итоге снискал всеобщую славу. Оратор, дипломат, публицист, Демосфен яростно защищал демократию. Из 61 дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, «Филиппики» – цикл политических речей, произнесенных против македонского царя Филиппа, в защиту свободы и независимости Афин.
Особым видом красноречия являлись судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Но далеко не каждый умел грамотно написать судебную речь, и тогда на помощь приходил логограф (эта профессия появилась именно для составления судебных речей), который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий (г.ж. 459–380 гг. до н.э.), речи которого стали образцом судебного красноречия. Из 425 его речей сохранилось только 42.
В Древнем Риме расцвет политического ораторского искусства пришелся на I век до н.э. В ту эпоху прославились такие политики-ораторы, как Гай Гракх, Сервилий Сульписий, Гортензий, Марк Антоний, Марк Порций Катон-младший, однако самым известным оратором является Марк Туллий Цицерон (г.ж. 106–43 гг. до н.э.). Цицерон написал несколько трактатов об искусстве красноречия (например, диалог «Об ораторе»), также он принимал активное участие в политической борьбе своего времени и прославился как великолепный оратор, благодаря своим речам против Марка Антония, которые по примеру Демосфена Цицерон называл «Филиппиками».
Помимо устного красноречия в Древнем Риме получает развитие эпистолярный жанр, который не практиковался в Элладе. В эпистолографическом наследии Рима следует выделить «Нравственные письма к Луцилию» Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки связаны с формированием жанра эссе в XVI-XVII вв. Так, Фрэнсис Бэкон, основоположник английского эссе, прямо называет письма Сенеки в качестве образца, на который он ориентировался при создании своих «Эссе».
В эпоху расцвета Римской империи возникло христианство. Первоначально оно распространялось исключительно устно. В рамках дисциплины «История зарубежной журналистики» христианская проповедь рассматривается не в религиозном, а в публицистическом аспекте – как форма античного ораторского искусства. Главным отличием христианского красноречия, выраженного сначала в устной, а затем и в письменной форме, является его простота, образность и понятность. Раннехристианские проповедники не стремились к внешней красоте своей речи, не использовали вспомогательные ораторские приемы, но говорили легко, непринужденно и даже безыскусно. Основной формой христианской публицистики были притчи, отличавшиеся доступностью и наглядностью.
В первые века нашей эры возникают два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия). К виднейшим представителям западной традиции относятся Иероним Стридонский (г.ж. 340–420), Амвросий Медиоланский (г.ж. 340–397) и Аврелий Августин (г.ж. 354–430). Представителями восточной традиции являются Григорий Богослов (г.ж. 326–389), Василий Великий (г.ж. 329–379) и Иоанн Златоуст (г.ж. 344–407).