Общая характеристика развития журналистики в XIX столетии




Газеты – с чувством глубокого почтения произношу это слово – газеты это есть одно из тех великих культурных средств, благодаря которым мы, европейцы, сделались европейцами.

А.Л. Шлэцер, 1804г.

В XIX веке журналистика становится летописью своего времени, день за днем фиксирующей важнейшие события эпохи, оправдывая свое название, этимологически восходящее к французскому jour – день. Пресса выполняла важную интеграционную функцию, как в национальном, так и в общеевропейском масштабе. Еще в 1828 году Гёте писал англ.писателю Т. Карлейлю: «Как курьерской почтой и пароходами, так и нации все теснее сближаются между собой ежедневными, еженедельными, ежемесячными изданиями, и, насколько мне будет позволено, я всегда буду обращать внимание на этот взаимообмен».

И литература, и журналистика в XIX столетии функционировали в едином экономическом, политическом и культурном контексте. В экономическом аспекте он характеризуется процессом модернизации и индустриализации. В политическом – демократизацией общества, становлением многопартийной системы и вовлечением все более широких масс налогоплательщиков и избирателей в политический процесс (большинство европейцев получило избирательное право в период между 1848-1914 гг.). В культурном – постепенным утверждением норм и ценностей среднего класса, победой массовой грамотности. Все это создавало благоприятные условия для бурного развития периодической печати. В результате XIX век стал «веком газеты».

В XIX столетии меняется формат изданий: от «газеты мнений» к «информационной газете». Уходят в прошлое подробные стенограммы о парламентских дебатах в английском парламенте, нравоучительные наставления эссеистов, огромные комментарии. На смену журналистам-обозревателям в газету приходят репортеры, а главное место в номере начинают занимать интересные факты, хроника событий, короткие заметки и репортажи с места происшествия.

Некоторые исследователи считают, что с зарождением и расцветом жанра репортажа в XIX веке журналистика обретает свою идентичность, становится самостоятельной профессией, отличной от литературы и политики, с которыми раньше она была тесно связана.

Именно в это время появляется выражение «журналистика – 4 власть» (И. Кастиль). Сначала это была метафора, преувеличение, силу реальной власти пресса приобрела только к концу XIX – началу ХХ века.

Становление профессии «журналист» тесно связано с процессом коммерциализации и концентрации прессы. В XIX столетии информация превращается в товар, который нужно делать качественно, следовательно, появляется необходимость в профессионалах. Поэтому к концу XIX века на Западе открываются первые учебные заведения, готовившие журналистов.

Издание газет и журналов превратилось в прибыльный бизнес. В последней трети XIX столетия формируются и первые газетно-журнальные концерны, а в дальнейшем транснациональные корпорации.

Коммерческий успех издания определялся количеством рекламы. В 1880 году доходы издателей газет и журналов наполовину зависели от продажи тиража, наполовину от рекламы. В начале ХХ века – 65% прибыли обеспечивалось рекламой. Коммерциализация вела к полнейшему забвению просветительской роли печати, крепко внедряя вместо этой благородной задачи единый принцип: «Чего изволите?». Читатель превратился в покупателя, капризным вкусам которого надо потакать.

Однако наряду с коммерческой прессой в XIX веке существовала партийная печать, которая играла огромную просветительскую роль, формировала общественное мнение, превратившись в могущественный фактор социально-политической жизни страны. Как писал В.Л. Львов-Рогачевский: «Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок и положил начало великой державе, имя которой печать. Слово – раскрывало глаза, стучалось в сердца равнодушных и будило спящих, вмешивалось в борьбу классов и возвещало, что в недрах старого общества, уже зародился новый строй. Слово выдвигало новые понятия, новые взгляды, новые мысли, служившие будущему. Печать не порождала новый порядок, но она возвещала его рождение».

XIX век – это период борьбы за свободу печати. Кровавые революционные движения и бескровные внутренние преобразования позволили печати обрести свободу в большинстве стран цивилизованного мира к концу столетия. Свобода прессы была гарантирована в США в 1801году, в Норвегии – в 1814 году, в Италии – в 1848 году, в Голландии – в 1848 году, в Австрии – в 1867 году, в Германии – в 1874 году, в Швеции – в 1877 году (впервые в 1766г.), во Франции – в 1881 году, в Испании – в 1883 году.

В XIX столетии в Европе и США принимаются законы о защите авторских прав, регламентирующие отношения между автором и издателем. Впервые понятие «авторское право» появилось во Франции во время Великой буржуазной революции. С 1793г. авторы получили право продавать, разрешать к продаже и распространять свои произведения на всей территории Франции, за наследниками это право сохранялось 10 лет. В Германии в 1825 году был создан Союз немецкой книжной торговли, который защищал авторские права, а с 1837 года был установлен 30-летний срок охраны авторских прав после смерти автора. В США закон охранял только авторов-американцев.

Наконец, в 1886 году в Европе была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (в т.ч. зарубежных авторов), по которой «авторские права» сохранялись за наследниками в течение 50 лет. В 1891 году США присоединились к этой Конвенции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: