Теория коммуникации: функции, законы, категории.




Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академи­ческой дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие.

ТК – (социальная коммуникация) – это синтез и обобщение знаний о социальной коммуникации. Предмет – законы коммуникации.

Наука ориентирована на открытие и формулирование законов природы и общества.

Толь­ко опираясь на законы, ученые имеют воз­можность объяснять многообразные факты и явления реального мира, предсказывать новые события.

Конечная цель исследования коммуникации — выявление и фор­мулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых тео­рией коммуникации, во многом определяется ее предметом и ха­рактеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер. Вместе с тем законы социальной коммуникации реализу­ются через мышление и деятельность людей. И потому их выявле­ние и формулирование немыслимы без учета связи объективного и субъективного. Объективность обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно суще­ствующих коммуникационных потребностей, интересов и дейст­вий людей;

б) эти законы выражают всеобщий характер информаци­онного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вмес­те с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. К общенаучным мы можем отнести закон системной орга­низации и упорядочения структур посредством коммуникации, со­гласно которому разрыв коммуникационных связей неизбежно приводит к дезорганизации любой системы — природной и соци­альной;

в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистичес­кие (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому ос­нованные на статистических фактах, определенным образом изме­ренных и организованных). Первые характерны для природных коммуникативных процессов, вторые — для социальной коммуника­ции;

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами — экономическими, психологическими, политическими, технически­ми и пр. Это важно учитывать в практической деятельности;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Их не­выполнение делает коммуникацию заведомо неосуществимой. Не­обходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, ха­рактеризующееся обменом разного рода информацией, следова­тельно, должно быть не менее двух сторон -участников коммуникацион­ного взаимодействия;

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходи­мым условием осуществления коммуникативного акта («закон об­ратной связи»);

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром иссле­дования коммуникации является изучение используемых в ее про­цессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует. Не существует коммуникации без определен­ной системы знаков, которые могут быть самой разной природы;

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуни­кации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и прием­ника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, ко­дирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация пол­ностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одно­го правила, общего для приемника и передатчика;

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуни­кация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информа­ционных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. У данного закона есть одно важное в теоретическом и практи­ческом плане следствие: «Чтобы установить коммуникацию, сигна­лы должны содержать какой-то элемент непредсказуемости, хотя бы какую-то степень неожиданности, иначе передача их означает пустую трату времени».

Количество передаваемой ин­формации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.

У ТК достаточно разрабо­танный категориальный аппарат, свидетельствующий о высокой степени развитости самой теории. Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используе­мые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает.

I. Общим является сам термин коммуникация. В перево­де с латыни он означает «делать общим, связывать, общаться». В начале XX в. термин обрел социальное звучание. Нередко встречается прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация». Тут возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение» - не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «об­щение».

Первый подход к ее решению состоит в отождествлении двух понятий. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Этимо­логически и семантически термины «общение» и «коммуника­ция» — тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в об­ществе», они равноправны.

К. Черри: коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодей­ствие между людьми. Коммуникация — «это в сущности социальное явление», «социальное общение» с использо­ванием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык».

Второй подход связан с разделением понятий «коммуника­ция» и «общение». М.С.Каган: Во-первых, «общение имеет и практический, материаль­ный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информацион­ным процессом — передачей тех или иных сообщений». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимо­действие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, кото­рый должен всего-навсего ее принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Комму­никация является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторо­ну.

Общение представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела». Процесс общения носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично.

Г.М. Андреева: Общение — категория более широкая, чем коммуникация. В структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникатив­ная, которая состоит в обмене ин­формацией между индивидами; интерактивная - организация взаимодействия между индивидами, т.е. обмен дейст­виями; и перцептивная - процесс воспри­ятия и познания друг друга партнерами.

А.В. Соколов: Общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые уста­новки партнеров по коммуникации. 3 варианта отношений участников коммуникации:

1) субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. (общение);

2) субъект-объектное отношение, форма управления, коммуникатор рас­сматривает реципиента как объект коммуникативного воздейст­вия, средство достижения своих целей;

3) объект-субъектное отношение, форма подражания, когда реципиент выбирает коммуникатора в качестве образца для подра­жания, а последний при этом может даже не осознавать своего учас­тия в коммуникационном акте.

Информация — сведения, передаваемые людьми друг Другу устным, письменным или другим способом. Также это об­мен информацией между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также на сигнальные связи в животном мире. Кибер­нетики: информация - одно из всеобщих свойств материи, как пространство, время и движение (инфор­мация — мера организации материи). Смысловые варианты понятия информации:

v сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

v сигналы, импульсы, циркулирующие в кибернетических сис­темах;

v количественная мера устранения неопределенности;

v мера организации системы;

v отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы.

Ин­формационный обмен (коммуникация) возможен лишь тогда, когда взаимодействующие системы: а) обладают некоторой соразмер­ностью, т.е. взаимосвязанностью уровней своего развития; б) раз­личаются степенью упорядоченности своих структур, т.е. обладают разностью своих информационных потенциалов (не может быть информационного обмена между информационно тождественны­ми системами).

Третий подход основан на понятии информационного обмена. Общение не исчерпывает все информаци­онные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь обще­ственный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте обществен­ной жизни. Сообщения в вербальном виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществля­ется в неязыковых формах. Поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые осуществляют­ся помощью языка.

- самое общее - «коммуникация» (информационный обмен),

- менее широкое — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе)

- узкое, осуществляю­щееся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».

II. Любой коммуникативный акт осуществляется в рамках опреде­ленных пространственно-временных координат.

Пространство: в коммуникативном пространстве реализуются все коммуника­тивные взаимодействия. Коммуникативное пространство не есть чистая протяженность, от­деленная от коммуникации сущность. Оно существу­ет постольку, поскольку осуществляются коммуникативные взаимо­действия; оно возникает там и тогда, где и когда возникают комму­никативные связи. К оммуникативное пространство - это система многообразных коммуникативных связей, возника­ющих между различными агентами коммуникации. Основные параметры - плотность и протяженность. Плотность означает, что это пространство неоднородно, его плотность в различных местах неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью ком­муникативного пространства является коммуникативная дистан­ция. Близкая дистанция - непосредственный контакт (межличностная коммуникация, в малых группах). Большая дистанция - массовой коммуникации.

III. Под коммуникативным временем мы понимаем длительность и после­довательность самих коммуникативных актов. Задача мак­симального ускорения прохождения информации от источника до получателя. Современные средства связи позволяют практически мгновенно передавать информацию в любом объеме и в любую точку планеты и даже за ее пределы. Особую актуальность проблема коммуникативного времени приобретает в кризисных ситуациях. Как правило, такие ситуа­ции возникают неожиданно. В этих ус­ловиях быстрота и точность прохождения информации чрезвы­чайно важны, так как позволяют исключить возможное непонима­ние, конфликты и, главное, своевременно и оперативно принять необходимые меры для предотвращения дальнейшего обострения кризисной ситуации.

Функции:

v познавательная функция: описание изучаемого объекта, накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зация позволяют воспроизвести изу­чаемый объект, определить его границы, связи и элементы. Познавательная функция направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия.

v методологическая функция состоит в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. А также в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла;

v прогностическая функция — одна из важнейших. Предполагает 1)определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; 2)заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; 3)моделирование коммуникативных процессов в об­ществе с целью определения их вероятных последствий и ре­зультатов;

v практическая (инструментальная) функция позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса, организация и регуляция социальных процессов посредством коммуникации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: