Теория коммуникации — сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие.
ТК – (социальная коммуникация) – это синтез и обобщение знаний о социальной коммуникации. Предмет – законы коммуникации.
Наука ориентирована на открытие и формулирование законов природы и общества.
Только опираясь на законы, ученые имеют возможность объяснять многообразные факты и явления реального мира, предсказывать новые события.
Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых теорией коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:
а) законы коммуникации носят объективный характер. Вместе с тем законы социальной коммуникации реализуются через мышление и деятельность людей. И потому их выявление и формулирование немыслимы без учета связи объективного и субъективного. Объективность обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;
б) эти законы выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. К общенаучным мы можем отнести закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации, согласно которому разрыв коммуникационных связей неизбежно приводит к дезорганизации любой системы — природной и социальной;
|
в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных). Первые характерны для природных коммуникативных процессов, вторые — для социальной коммуникации;
г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами — экономическими, психологическими, политическими, техническими и пр. Это важно учитывать в практической деятельности;
д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Их невыполнение делает коммуникацию заведомо неосуществимой. Необходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:
1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон -участников коммуникационного взаимодействия;
2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»);
3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы;
|
4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика;
5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. У данного закона есть одно важное в теоретическом и практическом плане следствие: «Чтобы установить коммуникацию, сигналы должны содержать какой-то элемент непредсказуемости, хотя бы какую-то степень неожиданности, иначе передача их означает пустую трату времени».
Количество передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.
У ТК достаточно разработанный категориальный аппарат, свидетельствующий о высокой степени развитости самой теории. Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используемые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает.
|
I. Общим является сам термин коммуникация. В переводе с латыни он означает «делать общим, связывать, общаться». В начале XX в. термин обрел социальное звучание. Нередко встречается прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация». Тут возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение» - не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение».
Первый подход к ее решению состоит в отождествлении двух понятий. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» — тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе», они равноправны.
К. Черри: коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Коммуникация — «это в сущности социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык».
Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». М.С.Каган: Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен всего-навсего ее принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Коммуникация является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторону.
Общение представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела». Процесс общения носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично.
Г.М. Андреева: Общение — категория более широкая, чем коммуникация. В структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, которая состоит в обмене информацией между индивидами; интерактивная - организация взаимодействия между индивидами, т.е. обмен действиями; и перцептивная - процесс восприятия и познания друг друга партнерами.
А.В. Соколов: Общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. 3 варианта отношений участников коммуникации:
1) субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. (общение);
2) субъект-объектное отношение, форма управления, коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей;
3) объект-субъектное отношение, форма подражания, когда реципиент выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте.
Информация — сведения, передаваемые людьми друг Другу устным, письменным или другим способом. Также это обмен информацией между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также на сигнальные связи в животном мире. Кибернетики: информация - одно из всеобщих свойств материи, как пространство, время и движение (информация — мера организации материи). Смысловые варианты понятия информации:
v сведения о чем-либо, передаваемые людьми;
v сигналы, импульсы, циркулирующие в кибернетических системах;
v количественная мера устранения неопределенности;
v мера организации системы;
v отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы.
Информационный обмен (коммуникация) возможен лишь тогда, когда взаимодействующие системы: а) обладают некоторой соразмерностью, т.е. взаимосвязанностью уровней своего развития; б) различаются степенью упорядоченности своих структур, т.е. обладают разностью своих информационных потенциалов (не может быть информационного обмена между информационно тождественными системами).
Третий подход основан на понятии информационного обмена. Общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни. Сообщения в вербальном виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах. Поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые осуществляются помощью языка.
- самое общее - «коммуникация» (информационный обмен),
- менее широкое — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе)
- узкое, осуществляющееся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».
II. Любой коммуникативный акт осуществляется в рамках определенных пространственно-временных координат.
Пространство: в коммуникативном пространстве реализуются все коммуникативные взаимодействия. Коммуникативное пространство не есть чистая протяженность, отделенная от коммуникации сущность. Оно существует постольку, поскольку осуществляются коммуникативные взаимодействия; оно возникает там и тогда, где и когда возникают коммуникативные связи. К оммуникативное пространство - это система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации. Основные параметры - плотность и протяженность. Плотность означает, что это пространство неоднородно, его плотность в различных местах неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью коммуникативного пространства является коммуникативная дистанция. Близкая дистанция - непосредственный контакт (межличностная коммуникация, в малых группах). Большая дистанция - массовой коммуникации.
III. Под коммуникативным временем мы понимаем длительность и последовательность самих коммуникативных актов. Задача максимального ускорения прохождения информации от источника до получателя. Современные средства связи позволяют практически мгновенно передавать информацию в любом объеме и в любую точку планеты и даже за ее пределы. Особую актуальность проблема коммуникативного времени приобретает в кризисных ситуациях. Как правило, такие ситуации возникают неожиданно. В этих условиях быстрота и точность прохождения информации чрезвычайно важны, так как позволяют исключить возможное непонимание, конфликты и, главное, своевременно и оперативно принять необходимые меры для предотвращения дальнейшего обострения кризисной ситуации.
Функции:
v познавательная функция: описание изучаемого объекта, накопление полученного исследовательского материала и его систематизация позволяют воспроизвести изучаемый объект, определить его границы, связи и элементы. Познавательная функция направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимодействия.
v методологическая функция состоит в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности. А также в выработке исходных принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного цикла;
v прогностическая функция — одна из важнейших. Предполагает 1)определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной коммуникации; 2)заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; 3)моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов;
v практическая (инструментальная) функция позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса, организация и регуляция социальных процессов посредством коммуникации