Стратегия аргументации определяется коммуникативном намерением, целью — убедить, победить, достичь согласия, самоутвердиться и т.д. и строится на основе выбора принципа коммуникации, стиля общения и коммуникативной модели, наиболее адекватной конкретной ситуации. Стратегическими принципами аргументации выступают законы логики, правила доказательного рассуждения, функции критического мышления.
Критическое - особый вид мышления, связанный с оценкой идей, которая включает проверку точности утверждений, обоснованности рассуждений и определяется понимающей позицией. В критическом мышлении оценочному суждению предшествует внутренняя интеллектуальная работа: прежде чем высказывать кри тическое суждение относительно того или иного аргумента, его надо проанализировать и понять.
Аспекты интеллектуальной деятельности:
§ исследование — деятельность по выявлению доказательств и данных, отвечающих на ключевые вопросы;
§ Интерпретация — осознание смысла выявленных данных и доказательств, которое подчиняется требованию приоритета «разумности».
§ Формулирование заключения по сути проблемы в соответствии с требованиями логики.
Первый шаг к построению стратегии аргументирования собственной позиции — диагностика коммуникационного процесса. При этом определяется принцип коммуникации и выбирается стиль общения.
I. Психотехнический принцип - принцип гуманистической психологии - субъекты общения рассматриваются как единое целое, образующее конкретную ситуацию. Ядро ситуации — процесс взаимопонимания, предполагающий определенные этические, психологические и логические нормы, регулирующие обратную связь в коммуникации, ее развитие в конструктивном направлении. Характер связи в коммуникации субъектный:
|
Я (активный субъект) <=> Ты (активный субъект).
Главной целью коммуникативного процесса в данном случае выступает владение ситуацией. Нормы:
§ уважать равноправие, равноценность субъектов коммуникации;
§ исходить в оценке ситуации и действий субъектов из учета целого, в соответствии с принципом управления субъектом коммуникации через управление ситуацией в целом;
§ быть внимательным к интересам и нуждам противостоящего субъекта;
§ постоянно возвращаться к самооценке в данной ситуации.
Методы обращения с людьми:
1) не критиковать, потому что критика бесполезна: она заставляет человека обороняться, занимать агрессивную позицию, оправдывать себя. Правила коммуникации:
§ владейте собой, сохраняйте самообладание в любой даже неблагоприятной ситуации;
§ не критикуйте, не судите, представьте себя в аналогичные обстоятельствах;
§ подчеркивайте все хорошее, что знаете о человеке;
2) уважать чувство собственного достоинства человека. Человек стремится проявить собственную значимость. Поощрение этого чувства помогает укреплять чувство самоуважения;
3) владеть ситуацией общения настолько, чтобы побуждать человека захотеть сделать то, что в данном случае необходимо.
II. Технологический принцип коммуникации:. практическое приложение научных знаний к преобразованию объектов. В данном случае принцип коммуникации не учитывает обратных связей в системе:
Я (активный субъект) —> Ты (объект воздействия).
|
Рассматриваемый принцип в качестве главного метода предполагает манипуляцию объектами коммуникации с помощью тех или. иных средств воздействия. В подсознании субъекта коммуникации сохраняется установка избранность (Я-это совсем другое дело).
Стиль общения определяется отношением партнеров к проблеме и друг к другу.
1. Конструктивный стиль. Главное звено в деловом общении — достижение взаимопонимания. Правила делового общении:
§ поставить себя, на место оппонента. Знание и адекватная оценка возможностей оппонента тесно связаны с объективной самооценкой;
§ формулировать цели в пределах их достижимости - кснкретизировать цели с учетом реальных возможностей партнеров по срокам, технологии реализации, практической значимости, существенно ограничивая внимание к идеям, не имеющих обоснованной модели реализации;
§ помнить о том, что предмет разногласий – отношение к проблеме, а не к партнеру, т.е. в процессе делового общения нельзя затрагивать вопросы личной конфронтации участников коммуникации;
§ основываться на равноправии четко определенных позиций, что обусловливает необходимость следования собственному сформулированному принципу, который должен быть непредвзятым и сохраняться в процессе переговоров.
2. Силовой стиль общения характеризуется приемами, нацеленными на конфронтацию. Доминирующая цель этого стиля общения — победа над оппонентом..
Для достижения главной цели используется тактика борьбы главный принцип которой — реализация преимущества. Правила:
§ занять активную позицию — для создания преимущества;
|
§ стремиться реализовывать преимущество на каждом этапе обсуждения - владеть инициативой и постоянно ее наращивать, для этого в контекст обсуждения вводятся новые вопросы, факты, экспертные оценки;
§ сделать шаг к соглашению в равных позициях;
§ избегать крайностей. Это правило реализуют следующие тактические приемы:
«Не загоняй себя в угол!» — позиция не проиграна, если остается пространство для маневрирования, общение с компьютером;
«Не загоняй оппонента в угол!» — загнанный в угол зверь кусается больнее;
«Не применяй крайних средств без крайней нужды!».
3. Мягкий стиль общения, в деловой сфере наиболее адекватно проявляющийся в сотрудничестве, ориентирован на понимание и предполагает:
§ умение слушать и говорить, не перебивая;
§ внимание к партнеру, учет обратной связи;
§ симметрию в формальных отношениях (письменный запрос предполагает письменный ответ);
§ «оказание должного приема» любому ответу партнера.
Приемы выравнивания напряжения:
§ сообщите партнеру о том, как остро вы воспринимаете его незаинтересованность;
§ сообщите партнеру о том, что вы обеспокоены его состоянием;
§ сообщите о беспокойстве по поводу характера обсуждения, что мешает его продуктивности;
§ подчеркните сходство интересов и взглядов;
§ предложите обсудить объективные критерии оценки достигнутого решения.
Отрицательно сказываются на ситуации делового общения:
§ принижение личности партнера, негативная оценка его действий;
§ перебивание партнера;
§ подчеркивание разницы между собой и партнером;
§ преуменьшение вклада партнера в дело сотрудничества;
§ резкое ускорение темпа переговоров;
§ избегание пространственного контакта, отвод взгляда;
§ игнорирование эмоционального состояния партнера при сильной негативной эмоции.
Тактика аргументации — способ наиболее эффективной подачи аргументов, формы реакции на контраргументы противника, приемы и методы достижения стратегической цели аргументации.
Корректные тактические приемы:
§ создание трудностей оппоненту;
§ применение доводов противника для опровержения его же тезиса;
§ концентрация аргументов — накопление в поле аргументации таких доводов, которые независимо от других поддерживает собственный тезис и опровергают тезис противника.;
§ деконцентрация аргументов оппонента по формуле «Разделяй и властвуй».;
§ перекладывание тягот доказательства на плечи оппонента;
§ представление наиболее сильного аргумента в конце полемики;
§ выдвижение обоюдоострого аргумента;.
§ отказ от доказывания очевидного;
§ возражение оппоненту не должно быть поспешным;
§ подготовка сильного аргумента;
§ уловки аргументации (лояльные): оттягивание возражения, усиление давления. Некорректные тактические приемы:
§ уклонение от темы;
§ аргумент к личности — угрозы, инсинуации, намеки, разоблачения, навешивание ярлыков, прямые оскорбления;
§ аргумент к аудитории — использование настроение, интересов, симпатий и антипатий читателей и слушателей;
§ демонстрация силы;
§ искажение предмета обсуждения — диверсия;
§ аргумент к невежеству.
Стратегия и тактика аргументации составляют основные деловой коммуникации. При этом следование корректным тактическим приемам в процессе аргументирования собственной позиции, предполагающим уважение чувства собственного достойно оппонента, составляет основу конструктивного стиля аргументации.