Характеристика устноречевой коммуник




Ации.

Устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего.

Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с условиями протекания, автоматизмом в употреблении языковых средств и способов изложения информации.

Задача: добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражал говорящий.

Роли, которые выполняют собеседники в си­туациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих раз­новидностях:

  • адресатная — позитивная (передача знаний);
  • адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, на­пример «выспрашивание»);
  • адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);
  • адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании ин­формации и принятии решения о реактивных действиях и имеет такие разновидности:

  • нулевая — позитивная (получение знаний);
  • негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседни­ка) и т.д.

Намерения инициаторов общения обусловлены их социальной или профессиональной деятельно­стью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связан­ных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществля­ется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Это совокупность обстоя­тельств, образующих то или иное положение вещей, отражающих­ся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризу­йся не только речевой формой, но и предметным содержанием — совокупностью последовательных фактов и явлений, которые зада­ны темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания.

Ситуация (акт) речевой коммуникации характе­ризуется продуцированием высказывания, его восприятием и реактивным действием адресата, демонстрирующим обратную связь.

Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.

Акты речевой коммуникации всегда обусловлены набором параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении.

В любой ситуации общения говорение — слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия!

  • механические акты (приведение в действие речевого аппарат произнесение звуков, складывающихся в слова);
  • речемыслительные акты (информирование, предъявление задания, формулирование вопросов, ответов и т.д.);
  • активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слушателей

В речевой реализации каждой коммуникативной ситуации участ­вуют адресант и ад­ресат.

Их коммуникативные характеристики.

Адресант учитывает в своей речи характеристи­ки слушающих и цель своего говорения.

Каждый адресант обладает своей индивидуальной речевой мане­рой, которая является результатом его сознательной ориентации на тот или иной тип, жанр, код речи и его предшеству­ющего речевого опыта. Индивидуальная манера дополняется и не­вербальными средствами коммуникации (интонация, темп, тембр, паузы, акценты и т.д.).

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную ауди­торию.

Адресат может находиться на ином информационном, интеллек­туальном уровне по сравнению с адресантом, владеть большим или меньшим объемом средств выражения предметного содержания.

Классификация коммуникативных контактов

  • по наличию субъектов коммуникации — межличностные, межгрупповые, публичные;
  • по степени подготовленности — спонтанные, подготовленные; частично подготовленные.
  • по условиям взаимодействия — непосредственные, опосредованные;
  • по средствам коммуникации — основанные на потреблении интеллектуального содержания (чтение и слушание), производстве — потреблении речевых продуктов (письмо — чтение), на использовании технических средств, использовании вербальных средств общения в сочетании с невербальными;
  • по результатам коммуникации: эффективные, неэффективные.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: