Ации.
Устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего.
Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с условиями протекания, автоматизмом в употреблении языковых средств и способов изложения информации.
Задача: добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражал говорящий.
Роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения.
Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях:
- адресатная — позитивная (передача знаний);
- адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, например «выспрашивание»);
- адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);
- адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).
Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реактивных действиях и имеет такие разновидности:
- нулевая — позитивная (получение знаний);
- негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника) и т.д.
Намерения инициаторов общения обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.
Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Это совокупность обстоятельств, образующих то или иное положение вещей, отражающихся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризуйся не только речевой формой, но и предметным содержанием — совокупностью последовательных фактов и явлений, которые заданы темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания.
|
Ситуация (акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием и реактивным действием адресата, демонстрирующим обратную связь.
Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.
Акты речевой коммуникации всегда обусловлены набором параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении.
В любой ситуации общения говорение — слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия!
- механические акты (приведение в действие речевого аппарат произнесение звуков, складывающихся в слова);
- речемыслительные акты (информирование, предъявление задания, формулирование вопросов, ответов и т.д.);
- активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слушателей
В речевой реализации каждой коммуникативной ситуации участвуют адресант и адресат.
Их коммуникативные характеристики.
Адресант учитывает в своей речи характеристики слушающих и цель своего говорения.
Каждый адресант обладает своей индивидуальной речевой манерой, которая является результатом его сознательной ориентации на тот или иной тип, жанр, код речи и его предшествующего речевого опыта. Индивидуальная манера дополняется и невербальными средствами коммуникации (интонация, темп, тембр, паузы, акценты и т.д.).
|
Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную аудиторию.
Адресат может находиться на ином информационном, интеллектуальном уровне по сравнению с адресантом, владеть большим или меньшим объемом средств выражения предметного содержания.
Классификация коммуникативных контактов
- по наличию субъектов коммуникации — межличностные, межгрупповые, публичные;
- по степени подготовленности — спонтанные, подготовленные; частично подготовленные.
- по условиям взаимодействия — непосредственные, опосредованные;
- по средствам коммуникации — основанные на потреблении интеллектуального содержания (чтение и слушание), производстве — потреблении речевых продуктов (письмо — чтение), на использовании технических средств, использовании вербальных средств общения в сочетании с невербальными;
- по результатам коммуникации: эффективные, неэффективные.