Межличностная коммуникация: понятие и предпосылки.




Средства повышения эффективности межличностной
коммуникации. К числу базо­вых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодей­ствие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разно­образие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе об­щения.

Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму воз­можность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физи­чески и психологически направлены друг на друга.

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает ак­тивность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоцио­нально-чувственный аспект взаимодействия.

Итак, понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

1. Содержание термина «коммуникация» соответствует как исходному лат слову «делаю общим», так и пониманию коммуникации в технических науках и естественных. Говоря о межличностной коммуникации, имеют в виду прежде всего процессы обмена, взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга присутствующих в общении людей.

2. Коммуникативные действия — это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями. Особенности истолкования и понимания переданного сообщения в контексте межличностного взаимодействия — важный ракурс рассмотрения межличностной коммуникации.

3. Межличностный характер коммуникации предполагает, что имеет место обмен сообщениями между небольшим количеством людей; это непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личностно ориентировано, т.е. предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, само­оценки, личностных характеристик и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.

Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа являет­ся взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Каждый из его участников существенным образом влияет на пове­дение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспо­сабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полу­ченной информации в значительной мере перерабатывается, пере­структурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наи­большей степени.

Эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, уме­ний и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать

Предпосылки могут быть психологические и ситуационные.

были определены следую­щие ситуации межличностного взаимодействия:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации сексуального контакта;

5) ситуации интимности и теплоты в общении;

6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7) ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений.

Источники беспокойства и тревожности в данных ситуациях могут быть связаны как с субъективными состояниями участников коммуникации, так и с параметрами самой ситуации.

Эффекты межличностного восприятия. Восприятие — это про­цесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших пси­хических процессов обычно отмечают:

  • принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации чело­век обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воз действий, но при этом создает хотя и ограниченную, но более связную и осмысленную картину мира;
  • принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно организующее свои восприятия в осмысленную форму, при этом действу принципы пространственной близости, сходства;
  • принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

 

Коммуникация в малых группах: понятие, виды и функции. Малая группа - небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. П ризнаки:

§ контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;

§ целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

§ стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников;

§ устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом;

§ наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

§ удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.

Малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Границы малой груп­пы: нижний предел:

§ Диада состоит из двух человек. Особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; эквивалентность обмена и взаимность; жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

§ Триада — Обладает качественно отличающимися от диады свойствами: наличием феномена большинства и более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений; возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений.

Верхний придел – 50-60 человек.

 

Разновидности малых групп.

I. Первичные и вторич­ные группы. (Ч. Кули)

Первичные группы - особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее чле­нов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой.

Значение первичных групп: в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сход­ства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют.

В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь начинает играть важную роль, то это значит, что группа распалась как первичная и превратилась в формализованную малую группу.

Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи..

II. Формальные и неформальные группы (Э. Мэйо).

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренными, заданными извне. Соответственно в формальной группе распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к структуре власти. Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс.

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании необходимости принадлежности к данной группе. Такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписательного характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений. Неформальная группа может создаваться внутри формальной.

III. Референтные группы и группы членства (Г. Хаймен).

Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения».

IV. По длительности существования: времен­ные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени, и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования.

V. По степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на от­крытые и закрытые.

VI. По характеру и формам организации деятельности:

§ случайно организованная группа (например, экскурсионная);

§ ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест­венно личностно значимыми целями;

§ корпорация, когда объединение происходит на основании только внутренних целей, их достижение осуществляется любой це в том числе и за счет интересов других групп;

§ коллектив — связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями;

§ команда - группа, состоящая из двух человек или более, имеющая ясную, упорядоченную и экономную структуру, направленную на достижение поставленных целей и выполнение задач. Характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с другими командами и группами.

Функции групповой коммуникации: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Согласие - формирование общей картины мира. Это не­прерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро­никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по­нимать точки зрения других.

Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совмест­ные действия, в группе просто невозможны без эффективной комму­никации.

Особая культура группы формируется в результате коммуникации. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая культура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание статуса группы.

 

Структура и динамика коммуникаций в малых группах. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. В ыделяют:

· структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);

· структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).

В коммуникативной структуре группы учитываются информаци­онные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:

· положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне­деятельности группы);

· направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

А. Бейвелас: три вида коммуника­тивных сетей: круг (циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (первый и последний не связаны между собой); крест (через центр).

Позиция субъекта предопределяется объемом информации, которая к нему посту­пает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен другими членами группы. Человек, обладающий большим объемом информации и большей возможностью регулировать циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении проблемы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, которую он занимает. В случае, когда человек занимает центральную позицию, он становится главным субъектом окончательного решения. Таким образом, коммуникативная структура типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи при общем наименьшем ошибочных решений.

К. Фашо и С. Московичи: между характером задачи, структурой коммуникаций и способностью группы к решению проблемы существует прямая зависимость. Центральная роль - задача, которая, обусловливает формирование той или иной сети коммуникации. 2 типа проблем: решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии.

При решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализо­ванные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза чаще приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децент­рализованная сеть и именно она формировалась в первую очередь.

Таким образом, лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соот­ветствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сло­жившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для дости­жения цели.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализован­ными.

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию.

Виды централизованных коммуникативных структур:

· фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия;

· радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию

иерархическая — структура с двумя и более уровнями подчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет, возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, понимающими соседние уровни иерархии.

В децентрализованных сетях участники равны, каждый может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и общаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.

Виды децентрализованных коммуникативных структур:

· цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому;

· круговая - отличается тем, что здесь одинаковыми возмож­ностями располагают все без исключения члены группы. Ин­формация может бесконечно долго циркулировать между члена­ми группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участ­ники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их;

· полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

Общая удовлетво­ренность работников оказывается наибольшей в случае менее цент­рализованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетво­ренность индивида связана с возможностью доступа к максималь­ному объему информации или максимального влияния на нее.

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: