Говорение - вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.
Условия говорения:
· наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;
· наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;
· наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения;
· отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.;
· наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия.
Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями.
У ровней структуры и содержания устного текста:
· мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;
· предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении;
· смысловой уровень — логическая организация предметных связей в процессе их осмысления;
· языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);
· речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения, индивидуальные характеристики говорящего;
|
· фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.
Устноречевое общение – структурирование субъектами передаваемой-получаемой информацию, систематизация высказываний. Высказывание — это процесс и одновременно словесный результат решения определенной коммуникативной неречевой задачи языковыми средствами.
Информативной единицей коммуникационного процесса считается смысл как отражение действительности в индивидуальном сознании говорящего или слушающего.
Основная единица говорения - производство конкретного слова, предложения (высказывания) в ходе речевого акта — обмена продуктами речи между адресантом и адресатом.
Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники общения в учебной, профессиональной, социально-культурной сферах, обмениваясь мнениями по определенной проблеме или вое принимая информацию, стремятся получить максимум знаний предмете обсуждения.
Оратор должен помнить, что взаимопонимание основано на реализации «взаимных ожиданий». Чем полнее, конкретнее, убедительнее будут его слова, тем больший эффект можно ожидать от беседы.
Слушание.
Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — необходимое условие реализации этой ситуации.
|
В вербальном общении главную роль играет говорящий. Он — в центре внимания, создает настроение аудитории, «ведет» разговор в нужном ему направлении.
Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников..
Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.
Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма).
Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Основная задача слушающего —получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая.
Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера.
Цель слушания реализуется в предмете деятельности и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения, произведенного говорящим, в восстановлении и понимании этой мысли.
Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.
|
Единицей слушания называют смысловое решение, обычно предшествующее действиям в плане обратной связи.
Механизмами слушания являются общефункциональные механизмы памяти, опережающего отражения и т.д.
Продуктом слушания становится умозаключение, к которому приходит человек в процессе слушания и который базируется на результатах операций внутреннего оформления чужой мысли, отбора (выбора), сличения и установления внутренних понятийных соответствий, смысловых связей.
Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых отношений между выраженными словами и понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание).
Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивируется потребностями, психологическими установками, задачами слушающего. Мотивы, потребности в получении конкретной информации связаны с условиями ситуации, сферы деятельности, в которую погружен человек.
Умения активного, результативного слушания, как и умения разительной устной речи (говорения), грамотного письма или скорочтения, следует формировать и развивать.