Функции речи (языка). Вопрос о конкретных приемах речевого воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждого конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным функциям относят:
· Коммуникативную или репрезентативную, которая является доминирующей;
· апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;
· экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).
Среди частных функций выделяют:
· фатическую, осуществляющуюся посредством обмена дальнейшими формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета
· м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код.
Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.
При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции».
|
Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, обходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии (выражения и выразительности) и апелляции (воздействия). Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая реальная команда имеет некое языковое выражение, следовательно, несет в себе элемент экспрессии, где прежде всего маркирована или нейтральна с точки зрения экспрессивности, эмотивности и т.п.
Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.
Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышлении. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего философией и психологией.
Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций. Монолог
|
Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически, не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
С итуации употребления монолога — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.
Монолог более традиционен при выборе языковых, композиционных и других средств, чем диалог; имеет более сложное синтаксическое построение, более сложную языковую и структурно-композиционную организацию.
Признаки монологической речи: большая протяженность реплик; композиционная сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.
Классифицировать монологи можно по цели высказывания:
· Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи;
· Монолог лирический — речевая форма изъявления переживаний и эмоций;
· Монолог драматический —язык слов является лишь как бы аккомпанементом друг» системам психических обнаружений — путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;
· Монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям:
|
· п о времени подготовки— монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически ограничено), а могут быть и неподготовленными;
· п о содержанию сообщения — монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;
· п о форме сообщения и по самостоятельности порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения конструируемые полностью самостоятельно;
· по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.
Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепленй и построенные по типу повтора.
Зацепление - такая форма связи, при которой какой-либо одного предложения указывает на элемент другого предложения, «зацепляется» за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому.
Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими.
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала. Выделяют следующие методы:
· индуктивный — изложение материала от частного к общему;
· дедуктивный — изложение материала от общего к частному;
· метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов;
· концентрический — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором;
· ступенчатый — последовательное изложение одного вопроса за другим;
· исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Диалог.
Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностъю,, контекстуальностъю, непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения.
Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи.
Основные языковые особенности диалога:
· наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
· синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
· обилие вопросительных и побудительных предложений, соединительных, стимулирующих реплик.
Типы диалога:
v Информативный диалог обычно состоит из вопросответных пар. Цель - получение информации.
v Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие.
v Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе..
v Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого является искренние признания, второго — взаимное выяснение отношений.
v Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор).
Вопросы:
v Уточняющие: выяснение истинности или ложности, ответ «да» или «нет».
v Восполняющие: выяснение новых знаний относительно событий, явлений, предметов. Отличие — вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему».
v Простые: не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные: включают два и более простых вопроса.
v Корректные: основаны на истинных суждениях. Некорректные: на ложных или неопределенных суждениях.
v Нейтральные: не содержат эмоциональной окраски, не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные: подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные: окрашены негативно и содержат скрытое или явное подстрекательство к неверным, действиям собеседника.
Ответы:
v Правильные: дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения.
v Неправильные: связаны с вопросом, но неверно отражают действительность.
v Ответы «не по существу»: могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются.
v Позитивные: содержат стремление разобраться в поставленных вопросах.
v Негативные: выражают отказ отвечать на поставленный вопрос.
Общие правила диалога таковы:
· получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
· вопрос требует ответа;
· повеление требует ответа действием или словом;
· повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.
Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:
· умолчание, если нет вопроса;
· ответ словом, если нет побуждения;
· пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;
· действие, если нет специального побуждения к бездействию.
Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников — так называемых коммуникативных максим П. Грайса:
· Максима кооперации: предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.
· Максима количества: каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации.
· Максима качества предписывает правдивость высказывания.
· Максима релевантности: реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора.
· Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий.
Законы Ю.В. Рождественского:
· закон времени— бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
· закон аудитории— бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
· закон компетентности аудитории — бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
· закон уместности— организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.
На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов, они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции разговоре.
Спор.
Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемика - борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Дискуссия - публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выяснение истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как участники сами приходят к тому или иному выводу.
Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
Полемика преследует цель одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Классификация:
· число участников: спор-монолог; спор-диалог; спор-полилог;
· число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;
· цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;
· социальная значимость предмета спора (актуальность проблемы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который отражает различные интересы;
· форма проведения спора: устный спор; письменный спор; письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;
· подготовленность спора: организованные споры; неорганизованные споры;
· степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.
2 способа подтверждения собственной правоты:
- Убеждение. Человеческие желаний, к которым следует апеллировать: физическое благополучие (самосохранение); экономические интересы; общественные интересы (семья, репутация, авторитет); развлечение; чувство собственного достоинства.
Правила вменения психологических доводов:
· необходимо сочетать мотивацию с другими элементами утверждения собственной правоты;
· мотивация должна соответствовать аудитории и ситуации;
· требуется развитие мотивации при помощи конкретных примеров и повторений;
· следует избегать пошлых, слишком явно апеллирующих призывов.
- Доказательство — логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. По способу ведения различают прямые и косвенные доказательства, по форме умозаключения, в которой совершаются доказательства, — индуктивные и дедуктивные.
Всякое доказательство состоит из тезиса, аргумента и демонстрации.
Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется знать. Основное требование к тезису — быть истинным, т.е. соответствовать объективной действительности.
Аргумент - составная часть всякого доказательства, под которым понимается мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения.
Аргументы бывают следующих типов:
· сильные аргументы — не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание;
· слабые — вызывают сомнения оппонентов;
· несостоятельные — позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.
Демонстрация - логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса. Под демонстрацией понимается и совокупность логических правил, используемых в Доказательстве. Применение их обеспечивает последовательную связь мыслей, которая должна убедить, что тезис необходимо обосновывается доводами и поэтому является истинным.
Правила доказательства:
· Правило Гомера. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение;
· Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному вопросу следует поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.
· Правило Паскаля. Не стоит загонять собеседника в угол, лучше дать ему возможность «сохранить лицо», показать, что предлагаемое решение удовлетворяет какую-то из его потребностей. Важно также продумать стратегию и тактику аргументации.