Формы речевой коммуникации: монолог, диалог, спор.




Функции речи (языка). Вопрос о конкретных приемах речево­го воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждо­го конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К ос­новным функциям относят:

· Коммуникативную или репрезентативную, которая является до­минирующей;

· апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воз­действие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

· экспрессивную (экспрессия — выражение и выразитель­ность).

Среди частных функций выделяют:

· фатическую, осуществляющуюся посредством обмена дальнейшими формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета

· м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код.

Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.

При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции».

Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, обходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии (выражения и выразительности) и апелляции (воздействия). Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая реальная команда имеет некое языковое выражение, следовательно, несет в себе элемент экспрессии, где прежде всего маркирована или нейтральна с точки зрения экспрессивности, эмотивности и т.п.

Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышле­нии. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего филосо­фией и психологией.

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в пер­вую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций. Монолог

Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятель­ности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и прак­тически, не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.

С итуации употребления моноло­га — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телеви­дению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.

Монолог более традиционен при выборе язы­ковых, композиционных и других средств, чем диалог; имеет более сложное синтаксическое построение, более сложную языковую и структурно-композиционную организацию.

Признаки монологической речи: большая протяженность реплик; композиционная слож­ность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.

Классифицировать монологи можно по цели высказывания:

· Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи;

· Монолог лирический — речевая форма изъявления пере­живаний и эмоций;

· Монолог драматический —язык слов является лишь как бы аккомпанементом друг» системам психических обнаружений — путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;

· Монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям:

· п о времени подготовки— монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически ограничено), а могут быть и неподготовленными;

· п о содержанию сообщения — монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;

· п о форме сообщения и по самостоятельности порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения конструируемые полностью самостоятельно;

· по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.

Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепленй и построенные по типу повтора.

Зацепление - такая форма связи, при которой какой-либо одного предложения указывает на элемент другого предложения, «зацепляется» за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому.

Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семанти­ческими.

Композиционная сложность монолога обычно характеризуется ме­тодом изложения материала. Выделяют следующие методы:

· индуктивный — изложение материала от частного к общему;

· дедуктивный — изложение материала от общего к частному;

· метод аналогии— сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов;

· концентрический — расположение материала вокруг глав­ной проблемы, поднимаемой оратором;

· ступенчатый — последовательное изложение одного вопро­са за другим;

· исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

 

Диалог.

Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризую­щаяся ситуативностъю,, контекстуальностъю, непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения.

Для диалога характерны полифункциональность форм, семанти­ческий синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи.

Основные языковые особенности диалога:

· наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

· синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

· обилие вопросительных и побудительных предложений, соединительных, стимулирующих реплик.

Типы диалога:

v Информативный диалог обычно состоит из вопросответных пар. Цель - получение информации.

v Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие.

v Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе..

v Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого является искренние признания, второго — взаимное выяснение отношений.

v Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор).

Вопросы:

v Уточняющие: выяснение истиннос­ти или ложности, ответ «да» или «нет».

v Восполняющие: выяснение новых зна­ний относительно событий, явлений, предметов. Отличие — вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему».

v Простые: не могут быть расчленены на более про­стые высказывания. Сложные: включают два и более простых вопроса.

v Корректные: основаны на истинных суждени­ях. Некорректные: на ложных или не­определенных суждениях.

v Нейтральные: не содержат эмоциональной окрас­ки, не воздействуют на личность собеседника. Благоже­лательные: подчеркивают расположенность говоряще­го к собеседнику. Провокационные: окрашены нега­тивно и содержат скрытое или явное подстрекательство к невер­ным, действиям собеседника.

Ответы:

v Правильные: дают возможность уточнить точку зре­ния, получить дополнительные сведения и содержат истинные, ло­гически связанные с вопросом суждения.

v Неправильные: связаны с вопросом, но неверно от­ражают действительность.

v Ответы «не по существу»: могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэто­му не рассматриваются.

v Позитивные: содержат стремление разобраться в по­ставленных вопросах.

v Негативные: выражают отказ от­вечать на поставленный вопрос.

Общие правила диалога таковы:

· получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

· вопрос требует ответа;

· повеление требует ответа действием или словом;

· повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:

· умолчание, если нет вопроса;

· ответ словом, если нет побуждения;

· пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;

· действие, если нет специального побуждения к бездействию.

Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблю­дение базовых нормативных принципов, регулирующих поведе­ние собеседников — так называемых коммуникативных максим П. Грайса:

· Максима кооперации: предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.

· Максима количества: каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации.

· Максима качества предписывает правдивость высказыва­ния.

· Максима релевантности: реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора.

· Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий.

Законы Ю.В. Рождественского:

· закон времени— бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

· закон аудитории— бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

· закон компетентности аудитории — бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

· закон уместности— организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.

На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов, они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции разговоре.

 

Спор.

Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемика - борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Дискуссия - публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выяснение истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как участники сами приходят к тому или иному выводу.

Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Полемика преследует цель одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Классификация:

· число участников: спор-монолог; спор-диалог; спор-полилог;

· число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в кото­ром обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слу­шателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слу­шателей впечатление;

· цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;

· социальная значимость предмета спора (актуальность пробле­мы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который от­ражает семейные интересы; спор, который отражает различные интересы;

· форма проведения спора: устный спор; письменный спор; письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;

· подготовленность спора: организованные споры; неорганизованные споры;

· степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.

2 способа подтверждения собственной правоты:

    1. Убеждение. Человеческие желаний, к которым следует апеллировать: физическое благополучие (самосохранение); экономические интересы; общественные интересы (семья, репутация, авторитет); развлечение; чувство собственного достоинства.

Правила вменения психологических доводов:

· необходимо сочетать мотивацию с другими элементами утверждения собственной правоты;

· мотивация должна соответствовать аудитории и ситуации;

· требуется развитие мотивации при помощи конкретных примеров и повторений;

· следует избегать пошлых, слишком явно апеллирующих призывов.

    1. Доказательство — логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. По способу ведения различают прямые и косвенные доказательства, по форме умозаключения, в которой совершаются доказательства, — индуктивные и дедуктивные.

Всякое доказательство состоит из тезиса, аргумента и демонстрации.

Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется знать. Основное требование к тезису — быть истинным, т.е. соответствовать объективной действительности.

Аргумент - составная часть всякого доказательства, под которым понимается мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения.

Аргументы бывают следующих типов:

· сильные аргументы — не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание;

· слабые — вызывают сомнения оппонентов;

· несостоятельные — позволяют разоблачить, дискредити­ровать соперника, применившего их.

Демонстрация - логическое рассуждение, в процессе которого из аргу­ментов выводится истинность или ложность тезиса. Под демонстра­цией понимается и совокупность логических правил, используемых в Доказательстве. Применение их обеспечивает последовательную связь мыслей, которая должна убедить, что тезис необходимо обо­сновывается доводами и поэтому является истинным.

Правила доказа­тельства:

· Правило Гомера. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения вы­ступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение;

· Правило Сократа. Для получения положительного ре­шения по важному вопросу следует поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.

· Правило Паскаля. Не стоит загонять собеседника в угол, лучше дать ему возможность «сохранить лицо», показать, что предлагаемое решение удовлетворяет какую-то из его потребностей. Важно также продумать стратегию и тактику аргументации.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: