Технократические подходы.




1. Теория информационного об щества, рассматривает современные технические средства ин­
формации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. США и многие европейские страны становятся информационными обществами, основанными на новейших информационных технологиях и производстве нового знания. Признаком такой трансформации
становится повышение значения высшего образования. Знание превращается в ключевой источник новшеств и основу социальной организации и техноструктуры.
По сути, это новый тип цивилизации, который характеризуется ускоренной автоматизацией и компьютеризацией процессов про­изводства и управления, новыми техническими системами получе­ния, переработки, передачи и хранения информации, интеллектуализацией производственной деятельности, информатизацией всех сфер общественной жизни, повышением качества жизни, измене­нием социальной структуры общества и т.д.

Г. М. Маклюэн: Основным двигателем истории является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Тип общества в зна­чительной мере определяется господствующим в нем типом комму­никации, а человеческое восприятие — скоростью передачи инфор­мации. Исторические формы коммуникаций могут встречаться, проходить одна через другую, ме­нять свою конфигурацию.

2. Общая теория систем. Под системой понимается набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. 1) Закрытая система не имеет обмена с окружающей средой, делает шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти; 2) открытая система обменивается энергией с окружающей средой, ориентирована на рост. В рамках системного подхода рассматриваются характеристики открытой системы: целостность; иерархия; саморегулирование и контроль, основанные на целеполагании; взаимообмен со средой; самообслуживание (сбалансированность); изменение.

Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. Коммуникация означает, что источник ин­формации выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в со­общения. Успех информационной передачи зависит от способнос­ти точно получить сообщение в месте назначения. Проблемами ин­формационной передачи являются: избыточность; шум; обратная связь.

3. Математическая теория коммуникации К. Шеннона(передачи сообщений в технических системах связи — телефон, телеграф и т.п.) исходит из сле­дующих посылок: поступают из источ­ника через канал связи (с возможными помехами) в приемник ин­формации. Эти сообщения изменяют тезаурус приемника, уменьшая уровень его неопределенности. Среднее количество опре­деляется уменьшением энтропии приемника в результате измене­ния его представлений о распределении вероятных состояний ис­точника. При таком определении общее количество информации, содержащееся в отдельных, не связанных друг с другом сообщени­ях, получается путем суммирования количеств информации этих сообщений. Единица измерения информации задается средним количеством информации, содержащимся в сообщениях о том, какое из двух равновероятных состояний реализовалось на самом деле, и называется «бит».

Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие.

Теперь в сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В интеракционистском подходе субъекты коммуникации равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений! Эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества.

1) Символический интеракционизм. У его истоков стоял американский философ, социолог и социальный психолог Д. Г. Мид (1863—1931). Коммуникация — не просто реакция, а субъективная осмысленность и направленность на других. Взаимодействия меж­ду людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и ре­агируют на них. Лишь придав действию «другого» какой-то смысл, значение, люди реагируют на эти дейст­вия. Реакцииносят не автомати­ческий, а осмысленный характер символических действий; явле­ния, которым придается какое-либо значение, становятся символа­ми.

2) Этнометодология - направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной ан­тропологии в общую методологию всех социальных наук.

Ее предмет — процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлек­сивные механизмы социальной коммуникации между людьми. При­чем формы социальной коммуникации не сводятся этнометодоло-гами к речевой коммуникации, к повседневной речи. Этнометодология понимает язык коммуникации более широко, включает в него не только вербальный язык, но и язык жестов, вы­разительных движений, ритуал и даже молчание.

Для этого направления свойственно рассмотрение сложивших­ся в каждом конкретном обществе механизмов социальной комму­никации, укорененных в виде правил, регулирующих взаимодейст­вия между людьми.

Эти правила общения образуют сложную структуру связей и от­ ношений, которая влияет на людей, заставляя их поступать так, а не иначе, т.е. структурные стереотипы (общественные отношения) имеют принудительный характер, воздействуют на людей независимо от того, какое значение люди им придают.

3) Интеракционистский культурологический подход к изучению комму­никаций имеет генетичес­кую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, ор­ганизаций). Предметом особого внимания являются символичес­кие действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают. Так, в 1980-х гг. возникает организаци­онная теория ассимиляции, исследующая культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.

4) Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»). Э. Холл: 4 расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное.

v Близ­кое расстояние (0—1,5 м) означает явное присутствие другого лица и может время от времени оказывать «давление» из-за очень интенсивных сенсорных воздействий.

v Персональное расстоя­ние (1,5—4 м) оказывает разделяющее воздействие, но сохраняет возможность воспринимать визуально изменения в лице.

v Соци­альное расстояние (4—10 м) характерно для случайных общест­венных мероприятий и оставляет возможность продолжать рабо­тать в присутствии другого лица без того, чтобы показаться невеж­ливым.

v Публичное расстояние (10 м и более) характеризует места для общественного дискурса.

5) Теория «лица» (идентичности) в переговорах основывается на следующих предположениях:

v участники переговоров независимо от их культурной принадлеж­ности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуни­кативных ситуациях;

v идентичность особенно проблематична в си­туациях неопределенности;

v конфликт требует от обеих сторон ак­тивного управления формированием и сохранением идентичнос­ти;

v конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности;

v вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте.

Угроза «потери лица» вызывает две группы мероприятий: а) спасающие престиж, включающие предупреждение и профилактику, ориентиры на будущее и наступательность; б) восстанавливающие «лицо» и рассматриваемые как оборона. Процедура утверждения «лица» включает декларации, в которых проясняется как собственная цель, так и намерение взаимных уступок. Вместе с тем возможно расширение требований или другие действия, вследствие которых повышается собственный статус.

Интеракционный подход в социологии. Коммуникация представля­ется социальным обменом и социальным взаимодействием.

Социальное взаимодействие — в его основе лежит представление о том, что социальный актор, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других действующих лиц и ведет себя сообразно этой социальной ситуа­ции.

1) Теория социального обмена — рассматривает обмен различными типами деятель­ности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус, престиж, конформизм и др.). Основа: движущий мотив человеческой деятельности – стремление к полезности и получению выгоды.

Исходной методологической посылкой теорий социального об­мена стало представление о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами.

2) Диалектическая теория отношений включает диалектический анализ человеческой коммуникации посредством парных категорий, отражающих коммуникационные потребности личности: включение — уединение; традиционность — уникальность; открытость — скрытность.

Различия диалектических отношений обусловлены контекстом.социально-культурных установок, взаимоотношением частного и общественного, идеала и реальности, ценностей и действий, соответствия понимания своего Я и «другого» значениям, приписываемым коммуникантами этим параметрам.

3) Социальный контекст, в котором осуществляется коммуникация, находится в центре внимания теории снижения неопределенности. Она подчеркивает взаимовлияние в межличностных коммуникациях и утверждает, что социальное следствие коммуникации сводится к снижению не определенности. Выделяются уровни неопределенности, самый низкий из которых свойствен ритуалистическим и повседневным коммуникациям в силу высокого уровня их предсказуемости; наоборот, уровень неопределенности высок там, где уровень предсказуемости низок.

Типы неопределенности: неопре­деленность в предварительных условиях; целевая неопределен­ность; неопределенность плана; аффективная неустойчивость; из­менение убеждений и др.

Стратегии коммуникации: пассивный информационный поиск как ненавязчивый сбор информации относительно целей партнеров; активный информационный поиск, предполагающий обращение к информации третьих лиц по поводу оценок целей коммуникации; д и а л о г о в ы и - информационный поиск, который сводится к требованию согласования целей коммуникации в процессе взаимодействия партнеров.

4) Теория управления неопределенностью предполагает, что люди пытаются уменьшать неопределенность в начальных взаимодействиях с незнакомцами. Особое внимание обращается на два аспекта «неопределенности»: способность предсказания поведения других и объяснения их поведения.

5) Т еория социального (коммуникационного) поля - поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации. Этот метод объяснения социального поведения предполагает, что свойства любого события детерминированы его связями с системой событий, компонентом кот рой оно является, и изменение «здесь и теперь» зависит от изменений, непосредственно предшествующих во времени.

 

Коммуникационный процесс и характеристика его
основных моделей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: