1. Теория информационного об щества, рассматривает современные технические средства ин
формации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. США и многие европейские страны становятся информационными обществами, основанными на новейших информационных технологиях и производстве нового знания. Признаком такой трансформации
становится повышение значения высшего образования. Знание превращается в ключевой источник новшеств и основу социальной организации и техноструктуры.
По сути, это новый тип цивилизации, который характеризуется ускоренной автоматизацией и компьютеризацией процессов производства и управления, новыми техническими системами получения, переработки, передачи и хранения информации, интеллектуализацией производственной деятельности, информатизацией всех сфер общественной жизни, повышением качества жизни, изменением социальной структуры общества и т.д.
Г. М. Маклюэн: Основным двигателем истории является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие — скоростью передачи информации. Исторические формы коммуникаций могут встречаться, проходить одна через другую, менять свою конфигурацию.
2. Общая теория систем. Под системой понимается набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. 1) Закрытая система не имеет обмена с окружающей средой, делает шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти; 2) открытая система обменивается энергией с окружающей средой, ориентирована на рост. В рамках системного подхода рассматриваются характеристики открытой системы: целостность; иерархия; саморегулирование и контроль, основанные на целеполагании; взаимообмен со средой; самообслуживание (сбалансированность); изменение.
|
Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. Коммуникация означает, что источник информации выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в сообщения. Успех информационной передачи зависит от способности точно получить сообщение в месте назначения. Проблемами информационной передачи являются: избыточность; шум; обратная связь.
3. Математическая теория коммуникации К. Шеннона(передачи сообщений в технических системах связи — телефон, телеграф и т.п.) исходит из следующих посылок: поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют тезаурус приемника, уменьшая уровень его неопределенности. Среднее количество определяется уменьшением энтропии приемника в результате изменения его представлений о распределении вероятных состояний источника. При таком определении общее количество информации, содержащееся в отдельных, не связанных друг с другом сообщениях, получается путем суммирования количеств информации этих сообщений. Единица измерения информации задается средним количеством информации, содержащимся в сообщениях о том, какое из двух равновероятных состояний реализовалось на самом деле, и называется «бит».
|
Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие.
Теперь в сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В интеракционистском подходе субъекты коммуникации равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений! Эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества.
1) Символический интеракционизм. У его истоков стоял американский философ, социолог и социальный психолог Д. Г. Мид (1863—1931). Коммуникация — не просто реакция, а субъективная осмысленность и направленность на других. Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Лишь придав действию «другого» какой-то смысл, значение, люди реагируют на эти действия. Реакцииносят не автоматический, а осмысленный характер символических действий; явления, которым придается какое-либо значение, становятся символами.
2) Этнометодология - направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук.
Ее предмет — процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми. Причем формы социальной коммуникации не сводятся этнометодоло-гами к речевой коммуникации, к повседневной речи. Этнометодология понимает язык коммуникации более широко, включает в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание.
|
Для этого направления свойственно рассмотрение сложившихся в каждом конкретном обществе механизмов социальной коммуникации, укорененных в виде правил, регулирующих взаимодействия между людьми.
Эти правила общения образуют сложную структуру связей и от ношений, которая влияет на людей, заставляя их поступать так, а не иначе, т.е. структурные стереотипы (общественные отношения) имеют принудительный характер, воздействуют на людей независимо от того, какое значение люди им придают.
3) Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций имеет генетическую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Предметом особого внимания являются символические действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают. Так, в 1980-х гг. возникает организационная теория ассимиляции, исследующая культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.
4) Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»). Э. Холл: 4 расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное.
v Близкое расстояние (0—1,5 м) означает явное присутствие другого лица и может время от времени оказывать «давление» из-за очень интенсивных сенсорных воздействий.
v Персональное расстояние (1,5—4 м) оказывает разделяющее воздействие, но сохраняет возможность воспринимать визуально изменения в лице.
v Социальное расстояние (4—10 м) характерно для случайных общественных мероприятий и оставляет возможность продолжать работать в присутствии другого лица без того, чтобы показаться невежливым.
v Публичное расстояние (10 м и более) характеризует места для общественного дискурса.
5) Теория «лица» (идентичности) в переговорах основывается на следующих предположениях:
v участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях;
v идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности;
v конфликт требует от обеих сторон активного управления формированием и сохранением идентичности;
v конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности;
v вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте.
Угроза «потери лица» вызывает две группы мероприятий: а) спасающие престиж, включающие предупреждение и профилактику, ориентиры на будущее и наступательность; б) восстанавливающие «лицо» и рассматриваемые как оборона. Процедура утверждения «лица» включает декларации, в которых проясняется как собственная цель, так и намерение взаимных уступок. Вместе с тем возможно расширение требований или другие действия, вследствие которых повышается собственный статус.
Интеракционный подход в социологии. Коммуникация представляется социальным обменом и социальным взаимодействием.
Социальное взаимодействие — в его основе лежит представление о том, что социальный актор, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других действующих лиц и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.
1) Теория социального обмена — рассматривает обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус, престиж, конформизм и др.). Основа: движущий мотив человеческой деятельности – стремление к полезности и получению выгоды.
Исходной методологической посылкой теорий социального обмена стало представление о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами.
2) Диалектическая теория отношений включает диалектический анализ человеческой коммуникации посредством парных категорий, отражающих коммуникационные потребности личности: включение — уединение; традиционность — уникальность; открытость — скрытность.
Различия диалектических отношений обусловлены контекстом.социально-культурных установок, взаимоотношением частного и общественного, идеала и реальности, ценностей и действий, соответствия понимания своего Я и «другого» значениям, приписываемым коммуникантами этим параметрам.
3) Социальный контекст, в котором осуществляется коммуникация, находится в центре внимания теории снижения неопределенности. Она подчеркивает взаимовлияние в межличностных коммуникациях и утверждает, что социальное следствие коммуникации сводится к снижению не определенности. Выделяются уровни неопределенности, самый низкий из которых свойствен ритуалистическим и повседневным коммуникациям в силу высокого уровня их предсказуемости; наоборот, уровень неопределенности высок там, где уровень предсказуемости низок.
Типы неопределенности: неопределенность в предварительных условиях; целевая неопределенность; неопределенность плана; аффективная неустойчивость; изменение убеждений и др.
Стратегии коммуникации: пассивный информационный поиск как ненавязчивый сбор информации относительно целей партнеров; активный информационный поиск, предполагающий обращение к информации третьих лиц по поводу оценок целей коммуникации; д и а л о г о в ы и - информационный поиск, который сводится к требованию согласования целей коммуникации в процессе взаимодействия партнеров.
4) Теория управления неопределенностью предполагает, что люди пытаются уменьшать неопределенность в начальных взаимодействиях с незнакомцами. Особое внимание обращается на два аспекта «неопределенности»: способность предсказания поведения других и объяснения их поведения.
5) Т еория социального (коммуникационного) поля - поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации. Этот метод объяснения социального поведения предполагает, что свойства любого события детерминированы его связями с системой событий, компонентом кот рой оно является, и изменение «здесь и теперь» зависит от изменений, непосредственно предшествующих во времени.
Коммуникационный процесс и характеристика его
основных моделей.