26. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой совокупность требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижению планируемых результатов начального общего образования.
27. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;
гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.
28. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования;
выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, занятий и иных форм, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации образовательных программ, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных основной образовательной программой[1];
|
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
использования в образовательной деятельности современных образовательных и информационных технологий;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
|
эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
29. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают требования к укомплектованности организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками, уровню их квалификации и непрерывности профессионального развития в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Численность педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, необходимая для реализации основной образовательной программы начального общего образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяется особенностями образовательной программы и численностью контингента обучающихся.
Укомплектованность образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом определяется отношением необходимой численности к фактической численности педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, с учетом необходимости удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
|
Численность административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения разработки и реализации основной образовательной программы начального общего образования, определяется кадровым составом организации и численностью контингента обучающихся. Укомплектованность организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, административно-управленческим персоналом определяется отношением необходимой численности работников, занимающих должности административно-управленческого персонала, к фактической численности работников, занимающих должности административно-управленческого персонала организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.
Уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации основной образовательной программы начального общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[2] и (или) профессиональным стандартам.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Осуществлять реализацию основной образовательной программы начального общего образования могут лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. По рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, они могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Актуальный уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации основной образовательной программы начального общего образования, должен поддерживаться систематическим (не реже чем один раз в три года) повышением квалификации для соответствующих категорий работников.
Численность технического персонала, необходимого для обеспечения нормативного состояния зданий, помещений, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется техническими и эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к зданию, помещениям, техническим системам и территории. Для поддержания нормативного состояния зданий, помещений, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации могут привлекаться юридические и физические лица на условиях и в порядке, определенном законодательством РФ.
Укомплектованность образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, техническим персоналом определяется отношением необходимого числа технических специалистов к фактической численности работников, осуществляющих функции по поддержанию в нормативном состоянии здания, помещения, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации.
Достижение обеспеченности организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, кадровыми условиями может достигаться за счет сетевых форм взаимодействия с другими организациями.
30. Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования
возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных настоящим Стандартом;
покрытие затрат на реализацию всех частей основной образовательной программы (с учетом обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), разрабатываемой в соответствии с настоящим Стандартом и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться в соответствии с нормативами финансирования государственных (муниципальных) услуг (за исключением малокомплектных и сельских школ), утверждаемыми федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего стандарта с учетом специфики реализации образовательной программы.
При наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лиц с ограниченными возможностями здоровья финансовое обеспечение основных образовательных программ начального общего образования для данной категории обучающихся осуществляется в соответствии с реализуемым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Формирование и утверждение нормативов финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации основных образовательных программ начального общего образования осуществляется в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке государственной политики в сфере общего образования и учитывает следующие виды затрат и расходов необходимых для реализации настоящего Стандарта:
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических и других работников образовательной организации, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не относящегося к особо ценному движимому имуществу, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;
затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества;
затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий;
затраты на повышение квалификации педагогических работников, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) педагогических работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг;
затраты на мероприятия по охране труда, в том числе на проведение обязательных медицинских осмотров, обучения по охране труда, специальной оценки условий труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты;
затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо;
затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);
затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
сумма резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;
затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет;
затраты па приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд педагогических работников до места прохождения повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации;
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательной организации, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
31. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) соблюдение:
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
пожарной и электробезопасности;
требований охраны труда;
своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территории;
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать:
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
нормативным правовым актам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере начального общего образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
требованиям, предъявляемым к:
1. участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность
Участок (территория) организации | Предъявляемые требования | Требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях |
Ограждение | вся территория | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» |
Озеленение | на территории | |
Зона отдыха | наличие | |
Физкультурно-спортивная зона1 | наличие, должно обеспечивать выполнение программ предметной области «Физическая культура» | |
Хозяйственная зона | наличие | |
Наружное электрическое освещение | наличие |
2. помещениям для осуществления образовательной деятельности
Тип помещения | Предъявляемые требования | Требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях |
Учебное помещение с рекреационной зоной | Закрепление за каждым классом | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» |
Санитарный узел | наличие | |
Спальные помещения2 | наличие | |
Помещения для самоподготовки2 | наличие | |
Комнаты отдыха и психологической разгрузки2 | наличие | |
Комнаты для сушки одежды и обуви2 | наличие | |
Помещения для стирки и глажки личных вещей2 | наличие | |
Помещение для хранения личных вещей2 | наличие | |
Умывальные помещения, душевые, комната гигиены2 | наличие | |
Спортивный зал, включая помещения для хранения спортивного инвентаря и раздевальные (для мальчиков и девочек) | наличие | |
Помещение медицинского назначения3 | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10» |
Пищевой блок4 | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» |
Библиотека5 | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» |
Гардероб | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» |
Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов6 | наличие |
1 Возможно использование ресурсной базы иных организаций (учреждений) образования, а также организаций (учреждений) культуры, отдыха и спорта.
2 Для общеобразовательных организаций, предусматривающих круглосуточное пребывание обучающихся 1-4 классов (интернат, пансион и т.п.).
3 Возможно использование ресурсной базы фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий.
При общеобразовательной организации в форме интернат предусматривается наличие изолятора.
4 В зависимости от формы организации общественного питания образовательных учреждений
5 Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательной организации и ее вместительности
Во вновь строящихся зданиях, начиная с 2011 года. В зданиях общеобразовательных организаций старой постройки выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения)
3. оборудованию, мебели, мягкому и твердому инвентарю, используемому для осуществления образовательной деятельности
Базовый (минимальный) комплект мебели, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря | Предъявляемые требования | Требования к оборудованию, предусмотренному для различных типов помещения/учебных дисциплин |
Кабинет начальной школы | ||
Доска классная | наличие | Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 |
Стол учителя | наличие | |
Стол учителя приставной | наличие | |
Кресло для учителя | наличие | |
Парта школьная регулируемая или конторка | наличие | |
Стул ученический для начальной школы | наличие | |
Шкаф для хранения учебных пособий | наличие | |
Демонстрационные учебно-наглядные пособия | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Игры | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Модели объемные, плоские (аппликации) | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Демонстрационное оборудование и приборы | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Натуральные объекты | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Лабораторно-технологическое оборудование | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Санитарный узел7 | ||
Унитаз | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Умывальник | наличие | |
Спальные помещения7 | ||
Кровать | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Спортивный зал | ||
Стеллажи для инвентаря | наличие | Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 |
Комплект скамеек | наличие | Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 |
Инвентарь и оборудование для игр и спортивных мероприятий8 | наличие | Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Помещение медицинского назначения | ||
Оснащение с учетом типа организации, осуществляющей образовательную деятельность | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10» |
Пищевой блок | ||
Оснащение с учетом формы организации общественного питания в организации, осуществляющей образовательную деятельность | наличие | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» |
Библиотека | ||
Стол библиотекаря | наличие | Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 |
Кресло для библиотекаря | наличие | |
Стеллажи библиотечные (демонстрационные, угловые) для хранения и демонстрации печатных и медиа пособий и художественной литературы | наличие | |
Стол для выдачи пособий | наличие | |
Шкаф для читательских формуляров | наличие | |
Картотека | наличие | |
Столы ученические (для читального зала, модульные для коворкинга, компьютерные) | наличие | |
Стул ученический регулируемый по высоте | наличие | |
Кресло для чтения | наличие | |
Гардероб | ||
Гардеробная система | наличие | Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 |
Банкетка | наличие | |
Зеркало большое | наличие |
<7> Раздельные для мальчиков и девочек
<8> В зависимости от потребности организации, сформированной в связи с выполнением образовательной программы по предметной области «Физическая культура»
4. учебно-методическому обеспечению:
не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету (дисциплине, курсу), входящему как в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений;
доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР;
библиотека организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
5. информационно-образовательной среде:
Минимальное информационно-технологическое обеспечение | Предъявляемые требования | Требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях |
Компьютеры | наличие | Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 |
Базы данных | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Программные продукты | наличие, с учетом особенностей образовательной программы | |
Доступ к информационным образовательным ресурсам в Интернете9 | наличие |
<9> Ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами воспитания обучающихся с учетом требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
32. В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств или физической культуры и спорта, при реализации основной образовательной программы начального общего образования материально-технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий (тренировок), в том числе практических, по выбранным видам искусства или физической культуры и спорта.
32.1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам искусства должно включать:
концертный зал;
помещения для репетиций;
помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;
аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек);
хоровые классы;
классы, оборудованные специальными станками;
специальные аудитории, оборудованные персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением;
аудио- и видеофонды звукозаписывающей и звукопроизводящей аппаратуры;
музыкальные инструменты (фортепиано, орган, комплекты оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра), а также пульты и различные музыкальные инструменты.
32.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам физической культуры и спорта должно включать:
спортивный зал;
помещения для индивидуальных и групповых тренировок;
помещения для содержания, обслуживания и ремонта спортивного инвентаря;
тренажерный зал;
стадион;
специальное физкультурно-спортивное оборудование: гимнастический ковер, гимнастическая стенка; гимнастические маты; гимнастические предметы и иной инвентарь в соответствии с требованиями рабочей программы; и спортивную экипировку.
33. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего и основного общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, включая их адаптацию;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефетологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений (формирование и развитие психолого-педагогической компетентности; сохранение и укрепление психологического благополучия обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);
осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы образовательной организации.