III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования




 

26. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой совокупность требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижению планируемых результатов начального общего образования.

27. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;

гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.

28. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования;

выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, занятий и иных форм, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации образовательных программ, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных основной образовательной программой[1];

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательной деятельности современных образовательных и информационных технологий;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

29. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают требования к укомплектованности организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками, уровню их квалификации и непрерывности профессионального развития в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Численность педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, необходимая для реализации основной образовательной программы начального общего образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяется особенностями образовательной программы и численностью контингента обучающихся.

Укомплектованность образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом определяется отношением необходимой численности к фактической численности педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, с учетом необходимости удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Численность административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения разработки и реализации основной образовательной программы начального общего образования, определяется кадровым составом организации и численностью контингента обучающихся. Укомплектованность организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, административно-управленческим персоналом определяется отношением необходимой численности работников, занимающих должности административно-управленческого персонала, к фактической численности работников, занимающих должности административно-управленческого персонала организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.

Уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации основной образовательной программы начального общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[2] и (или) профессиональным стандартам.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Осуществлять реализацию основной образовательной программы начального общего образования могут лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. По рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, они могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Актуальный уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации основной образовательной программы начального общего образования, должен поддерживаться систематическим (не реже чем один раз в три года) повышением квалификации для соответствующих категорий работников.

Численность технического персонала, необходимого для обеспечения нормативного состояния зданий, помещений, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется техническими и эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к зданию, помещениям, техническим системам и территории. Для поддержания нормативного состояния зданий, помещений, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации могут привлекаться юридические и физические лица на условиях и в порядке, определенном законодательством РФ.

Укомплектованность образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, техническим персоналом определяется отношением необходимого числа технических специалистов к фактической численности работников, осуществляющих функции по поддержанию в нормативном состоянии здания, помещения, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации.

Достижение обеспеченности организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, кадровыми условиями может достигаться за счет сетевых форм взаимодействия с другими организациями.

30. Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования

возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных настоящим Стандартом;

покрытие затрат на реализацию всех частей основной образовательной программы (с учетом обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), разрабатываемой в соответствии с настоящим Стандартом и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться в соответствии с нормативами финансирования государственных (муниципальных) услуг (за исключением малокомплектных и сельских школ), утверждаемыми федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего стандарта с учетом специфики реализации образовательной программы.

При наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лиц с ограниченными возможностями здоровья финансовое обеспечение основных образовательных программ начального общего образования для данной категории обучающихся осуществляется в соответствии с реализуемым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Формирование и утверждение нормативов финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации основных образовательных программ начального общего образования осуществляется в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке государственной политики в сфере общего образования и учитывает следующие виды затрат и расходов необходимых для реализации настоящего Стандарта:

затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических и других работников образовательной организации, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не относящегося к особо ценному движимому имуществу, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;

затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества;

затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий;

затраты на повышение квалификации педагогических работников, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) педагогических работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг;

затраты на мероприятия по охране труда, в том числе на проведение обязательных медицинских осмотров, обучения по охране труда, специальной оценки условий труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты;

затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо;

затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

сумма резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;

затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет;

затраты па приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд педагогических работников до места прохождения повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации;

затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательной организации, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

31. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) соблюдение:

санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);

социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

пожарной и электробезопасности;

требований охраны труда;

своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территории;

3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать:

действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

нормативным правовым актам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере начального общего образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

требованиям, предъявляемым к:

1. участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность

Участок (территория) организации Предъявляемые требования Требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях
Ограждение вся территория Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
Озеленение на территории
Зона отдыха наличие
Физкультурно-спортивная зона1 наличие, должно обеспечивать выполнение программ предметной области «Физическая культура»
Хозяйственная зона наличие
Наружное электрическое освещение наличие

 

2. помещениям для осуществления образовательной деятельности

Тип помещения Предъявляемые требования Требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях
Учебное помещение с рекреационной зоной Закрепление за каждым классом Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
Санитарный узел наличие
Спальные помещения2 наличие
Помещения для самоподготовки2 наличие
Комнаты отдыха и психологической разгрузки2 наличие
Комнаты для сушки одежды и обуви2 наличие
Помещения для стирки и глажки личных вещей2 наличие
Помещение для хранения личных вещей2 наличие
Умывальные помещения, душевые, комната гигиены2 наличие
Спортивный зал, включая помещения для хранения спортивного инвентаря и раздевальные (для мальчиков и девочек) наличие
Помещение медицинского назначения3 наличие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10»
Пищевой блок4 наличие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08»
Библиотека5 наличие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
Гардероб наличие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов6 наличие

1 Возможно использование ресурсной базы иных организаций (учреждений) образования, а также организаций (учреждений) культуры, отдыха и спорта.

2 Для общеобразовательных организаций, предусматривающих круглосуточное пребывание обучающихся 1-4 классов (интернат, пансион и т.п.).

3 Возможно использование ресурсной базы фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий.

При общеобразовательной организации в форме интернат предусматривается наличие изолятора.

4 В зависимости от формы организации общественного питания образовательных учреждений

5 Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательной организации и ее вместительности

Во вновь строящихся зданиях, начиная с 2011 года. В зданиях общеобразовательных организаций старой постройки выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения)

 

3. оборудованию, мебели, мягкому и твердому инвентарю, используемому для осуществления образовательной деятельности

Базовый (минимальный) комплект мебели, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря Предъявляемые требования Требования к оборудованию, предусмотренному для различных типов помещения/учебных дисциплин
Кабинет начальной школы
Доска классная наличие Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336
Стол учителя наличие
Стол учителя приставной наличие
Кресло для учителя наличие
Парта школьная регулируемая или конторка наличие
Стул ученический для начальной школы наличие
Шкаф для хранения учебных пособий наличие
Демонстрационные учебно-наглядные пособия наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Игры наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Модели объемные, плоские (аппликации) наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Демонстрационное оборудование и приборы наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Натуральные объекты наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Лабораторно-технологическое оборудование наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Санитарный узел7
Унитаз наличие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
Умывальник наличие
Спальные помещения7
Кровать наличие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
Спортивный зал
Стеллажи для инвентаря наличие Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336
Комплект скамеек наличие Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336
Инвентарь и оборудование для игр и спортивных мероприятий8 наличие Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  
Помещение медицинского назначения
Оснащение с учетом типа организации, осуществляющей образовательную деятельность наличие Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10»
Пищевой блок
Оснащение с учетом формы организации общественного питания в организации, осуществляющей образовательную деятельность наличие   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08»
Библиотека
Стол библиотекаря наличие Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336
Кресло для библиотекаря наличие
Стеллажи библиотечные (демонстрационные, угловые) для хранения и демонстрации печатных и медиа пособий и художественной литературы наличие
Стол для выдачи пособий наличие
Шкаф для читательских формуляров наличие
Картотека наличие
Столы ученические (для читального зала, модульные для коворкинга, компьютерные) наличие
Стул ученический регулируемый по высоте наличие
Кресло для чтения наличие
Гардероб
Гардеробная система наличие Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336
Банкетка наличие
Зеркало большое наличие

<7> Раздельные для мальчиков и девочек

<8> В зависимости от потребности организации, сформированной в связи с выполнением образовательной программы по предметной области «Физическая культура»

4. учебно-методическому обеспечению:

не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету (дисциплине, курсу), входящему как в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений;

доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР;

библиотека организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

5. информационно-образовательной среде:

 

Минимальное информационно-технологическое обеспечение Предъявляемые требования Требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях
Компьютеры наличие Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373  
Базы данных наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Программные продукты наличие, с учетом особенностей образовательной программы
Доступ к информационным образовательным ресурсам в Интернете9 наличие

<9> Ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами воспитания обучающихся с учетом требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

 

32. В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств или физической культуры и спорта, при реализации основной образовательной программы начального общего образования материально-технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий (тренировок), в том числе практических, по выбранным видам искусства или физической культуры и спорта.

32.1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам искусства должно включать:

концертный зал;

помещения для репетиций;

помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек);

хоровые классы;

классы, оборудованные специальными станками;

специальные аудитории, оборудованные персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением;

аудио- и видеофонды звукозаписывающей и звукопроизводящей аппаратуры;

музыкальные инструменты (фортепиано, орган, комплекты оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра), а также пульты и различные музыкальные инструменты.

32.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам физической культуры и спорта должно включать:

спортивный зал;

помещения для индивидуальных и групповых тренировок;

помещения для содержания, обслуживания и ремонта спортивного инвентаря;

тренажерный зал;

стадион;

специальное физкультурно-спортивное оборудование: гимнастический ковер, гимнастическая стенка; гимнастические маты; гимнастические предметы и иной инвентарь в соответствии с требованиями рабочей программы; и спортивную экипировку.

33. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего и основного общего образования;

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, включая их адаптацию;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефетологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений (формирование и развитие психолого-педагогической компетентности; сохранение и укрепление психологического благополучия обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы образовательной организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: