Занятие 1. Системообразующая роль коммуникаций в обществе




 

Занятие 1. Системообразующая роль коммуникаций в обществе

Социальная информация, ее источники и виды. Социальная коммуникация, ее базовые составляющие. Виды взаимодействия социальных и коммуникативных факторов (дифференциация, интеграция, интерференция). Базовые и частные функции социальной коммуникации. Развитие способов и средств коммуникации в процессе антропогенеза.

Коммуникативные революции (возникновение речи, изобретение письменности, изготовление печатного станка, появление электронных масс-медиа). Теория «культурного взрыва» Ю.М. Лотмана. Концепция коммуникативных технологий Г.М. Маклюэна.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997.

Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Глава 3. Исторические вехи в развитии коммуникаций. С. 14-21.

Занятие 2. Способы трансляции социальной информации

Каналы социальной коммуникации. Схема каналов социальной коммуникации в современном обществе. Правило кумуляции коммуникационных каналов. Устная, письменная и электронная коммуникация – проблема соотношения каналов в современном обществе. Формальные и неформальные каналы. Электронная коммуникация как средство управления обществом. Виртуальная реальность как эффект коммуникативных технологий. Концепция информационного общества. Проблема информационной безопасности личности и общества.

₪ Темы для дискуссии:

· Виртуальная реальность – терапия или болезнь личности/общества?

· Информация и информированность – зло или благо?

· Почему мы разучились писать письма?

· Почему мы, по свидетельству экспертов, из самой читающей и грамотной страны мира превратились в малочитающую и малограмотную?

· Электронная коммуникация: плюсы и минусы.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.

Афанасьев Г.В. Социальная информация. М., 1994.

Виртуальное общение // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005. С. 869-879.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

 

Занятие 3. Основные конкретно-научные подходы к изучению коммуникации (психология, культурология, социология, конфликтология)

Создание моделей коммуникации как способ решения задач, стоящих перед исследователем. Психологический, психоаналитический подходы (К.Г. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, Ж. Лакан); культурологический (К. Леви-Стросс, М. Бахтин, В. Пропп, Й. Хейзинга, Ж. Бодрийяр, Э. Холл, С. Тинг-Туми); социологический (Б. Малиновский, П. Бурдье и др.); драматический (Н. Евреинов, П. Ершов) конфликтологический (У. Юри). Условия эффективной коммуникации, выявляемые в рамках конкретных моделей.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 7. Общение и память. С. 23-37.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. Глава первая. Теоретические и прикладные модели коммуникации. С. 9-117.

Занятие 4. Основные конкретно-научные подходы к изучению коммуникации (герменевтика, семиотика)

Герменевтический подход (Ф. Шлейермахер, Г. Шпет); семиотический (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Ю. Лотман, Р. Барт). Условия эффективной коммуникации, выявляемые в рамках конкретных моделей.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. Глава первая. Теоретические и прикладные модели коммуникации. С. 9-117.

Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 560 с.

Занятие 5. Основные конкретно-научные подходы к изучению коммуникации (лингвистика)

Лингвистический подход (Ф. де Соссюр, Э. Сепир - Б.Л. Уорф, Н. Хомский, В. Гумбольдт и др.). Условия эффективной коммуникации, выявляемые в рамках конкретных моделей.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. Глава первая. Теоретические и прикладные модели коммуникации. С. 9-117.

 

Занятие 6.Введение в теорию семиотики

Знаковая природа информации. Предмет семиотики. Ключевые понятия семиотики: знак (дефиниция и строение знака), денотат, референт, сигнификат знака, свойства знака, отношения знаков, знаковая система, семиозис.

Типы знаков: иконические знаки, индексальные знаки, символические знаки. Языковой знак: соотношение иконичности, индексальности, символичности.

Семиотическая триада: семантика, синтаксис, прагматика.

◄►Материал для иллюстрации теоретических положений:

Естественные семиотики.

· Язык животных.

Искусственные (культурные) семиотики.

· Семиотика повседневности: костюм, одежда как знаковая система; язык подарка; язык застолья, язык цветов и т.п.

· Семиотика поведения (гендерная, возрастная, статусная, ролевая и т.п.).

· Семиотика искусств: скульптуры, архитектуры, иконы, музыки, танца, театра и т.п.

· Семиотика города: дорожных знаков, вывесок и др.

· Политическая семиотика.

· Этническая и национально-государственная семиотика.

· Семиотика рекламы.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Знаковые функции вещных сущностей // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: Ин-т рус. яз. РАН, 1995. С. 80-90.

Исаева Е.Л. Язык подарка. М.: РИПОЛ классик, 2006. 320 с.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 5. Семиотика коммуникации.

Козлова Г.В. Костюм как знаковая система. М., 1980.

Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005. 224 с.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.

Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1994.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. Визуальная коммуникация. С. 124-139.

Соломоник А. Семиотика и лингвистика: Научное издание. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.

Суминова Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический Проект, 2006. 480 с.

Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и эмблем: Научно-популярное издание. М.: Вече, АСТ, 1996. 432 с.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004. 326 с.

Эко У. Семиология визуальных сообщений. Семиология архитектуры // Отсутствующая структура. СПб.: Петрополис, 1998. С. 203-258.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. М., 2002.

Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

 

Занятие 7. Невербальная семиотика (паралингвистика, кинесика)

Подсистемы невербальной семиотики, единицы подсистем. Паралингвистика. Факторы, влияющие на реализацию паралингвистических средств. Кинесика. Классификации кинем по разным основаниям (возрастной, гендерный, семиотический, стилистический и др. аспекты). Функции кинем. Различие и сходство вербальных и жестовых систем. Национально-культурная специфика кинесических систем. «Ручная» и «ножная» символика. Мимика: универсальные и культурно специфичные миметические знаки. «Концепция лица» в восточных культурах.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.

Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

Национально -культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. М., 1998.

Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное издание. М.: ИП РАН, Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. Глава III. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. С. 149-174.

 

Занятие 8. Невербальная семиотика (остальные подсистемы)

Аускультация (слуховые знаки). Окулесика: язык глаз в коммуникации (общекоммуникативный, гендерный, культурный аспекты); визуальные («глазеющие») и невизуальные культуры. Такесика (гаптика): формы, смыслы и функции прикосновений в коммуникации; тактильные и атактильные культуры. Ольфакция: роль запахов в коммуникации; концепции ольфакторной среды в современной западной культуре: концепция «ольфакторной тишины» и концепция «благоухающего рая»; направленное использование запахов в социальной среде (офисная и маркетинговая одорация). Проксемика: коммуникативное пространство человека, правила проксемного поведения, программирование пространства, культурная символизация пространства. Хронемика: объективное и субъективное время, культуры в темпоральном измерении (линейное и циклическое понимание времени, «восточное» и «западное» время; М. Мид: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные культуры; Э. Холл, Р.Д. Льюис: полихронные и монохронные культуры; хронофаговые и хроносэйвинговые культуры). Системология: знаковая сущность вещей. Чтение собеседника (калибровка) по невербальным знакам. Использование «языка доверия» как эффективная техника взаимодействия (техники НЛП, техники «подстройки»).

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 1991.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980. 104 с.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное издание. М.: ИП РАН, Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. Глава III. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. С. 149-174.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. 2-е издание. М.: Дело, 2001. 448 с.

 

Занятие 11.Отдельные аспекты речевого взаимодействия

Особенности речевого поведения в индивидуально ориентированном и социально ориентированном общении. Речь как утверждение социального статуса. Социальная и речевая роли. Социально-символическая индикация и регуляция речевого поведения. Культурный аспект социально-символической индикации (В.И. Карасик).

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Басин Е.Я., Краснов В.М. «Статусное» присвоение культуры как регулятор социального общения при капитализме // Вопросы философии, 1969, № 10.

Басин Е.Я., Краснов В.М. Социальный символизм // Вопросы философии, 1971, № 10.

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. Глава 3. Роли и ролевые ожидания. С.84-99.

Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. 333 с.

Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Наука, 1976. С. 42-52.

Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли коммуникантов // Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989.

Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2001. § 28. Социальная и речевая роли. С. 57-58.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 9. Межличностная коммуникация. 9.3. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. С. 370-378.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2002. § 3. Речь в социальном взаимодействии. С. 42-51.

Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Социально-символическая регуляция поведения собеседника // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. С. 174-190.

Тумина Л.Е. Социальная роль // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005. С. 601-602.

Формановская Н.И. Социальные роли говорящих // Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

 

Занятие 12. Межличностная коммуникация

Ситуации межличностного взаимодействия. Трудные (стрессовые) ситуации.

Стиль: стили деятельности и общения (общие положения). Коммуникативные стили (стили межличностного взаимодействия): «концепция жизненного стиля» австрийского психолога А. Адлера; концепция «стилей лидерства» К. Левина, «ориентационная концепция» немецкого психолога К. Хорни; «концепция паттернов коммуникации» американского психолога В. Сатир; «концепция самораскрытия» американских психологов Дж. Луфта и Х. Ингхэма («Окно Джохарри»); «ценностная концепция» российского психолога Е.Л. Доценко; «концепция продуктивного/непродуктивного взаимодействия» российского психолога В.А. Горяниной; классификация коммуникаторов по способности к кооперации российского лингвиста К. Седова.

Литература:

Основная

Володина Л.В., Карпухина О.К. Основы деловой коммуникации: учебно-методическое пособие/ ГОУВПО СПбГУТ. СПб., 2010.

Гавра Д. Основы теории коммуникации - Санкт-Петербург: Питер – 2011

Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. - Москва: Дашков и К., 2013. (Гриф МО РФ).

Дополнительная

Аргайл М., Фернхэм А., Грэхем Дж. А. Стрессовые ситуации // Межличностное общение: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. С. 219-227.

Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 12. Стили общения. С. 56-71.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 9. Межличностная коммуникация. Трудные ситуации. С. 352-353.Коммуникативные стили. С. 359-370.

 

Содержание СРС

Самостоятельная работа (СРС) является составной и обязательной частью учебного процесса. Данный вид учебных занятий предназначен

· для приобретения студентами знаний, навыков и умений в объеме изучаемой дисциплины;

· для формирования у обучающихся умения систематизировать, закреплять, расширять и углублять знания.

Самостоятельная работа необходима для того, чтобы дисциплинировать и повышать ответственность студентов, научить использовать полученные знания в предстоящей практической деятельности, постоянно обновлять и пополнять знания, учиться самостоятельно.

В рамках учебной дисциплины «Основы теории коммуникации» СРС предполагает

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. У "наивного пользователя" (незнакомого с теориями) также имеются свои представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: Слушай, что говорю! и Давайте вместе подумаем!? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, политиками и общественными деятелями, детьми и родителями, предложите свои варианты.

2. Понаблюдайте за поведением Вашего домашнего животного, за поведением маленького ребенка, за поведением группы подростков. Каким образом они общаются? Какие элементы коммуникации, общие для поведения животных и человека, Вам удалось узнать?

3. Подготовьте самопрезентацию. Основная задача - наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества: профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; способность руководить и готовность подчиняться; способность творчески подходить к решению проблем; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.

4. Упражнение. Разговор в офисе.

Этот разговор (ряд «сообщений»), несмотря на то, что он происходил лицом к лицу, явно претерпел искажения «шумом» и декодировался неправильно. Какие, по вашему мнению, сообщения намеревались передать Николай Иванович и Сергей? Составьте перечень наиболее вероятных причин неудачи данного разговора и попробуйте разобраться, как Николай Иванович и Сергей могли бы избежать такого результата.

Николай Иванович: (Входит в офис с улыбкой на лице и размахивает отчетом). Ну, Сергей, отчет за этот месяц выглядит значительно лучше. Сергей: (Резко вскакивает из-за заваленного бумагами стола). Что Вы хотите этим сказать?

Николай Иванович: (Складывает руки на груди). Сережа, не кипятись, злиться не на что!

Сергей: (Садится и откидывается на спинку стула). Понимаю. Вы снова о том же? Даже после того, как...

Николай Иванович: (Всплескивает руками). Что? Послушай, я всего лишь сказал...

Сергей: Прекрасно. Просто забудьте об этом, Николай Иванович. Вы знаете, что я очень устал... (Отворачивается от Николая Ивановича и поднимает трубку зазвонившего телефона) О, привет, как твоя лыжная прогулка? (Громко смеется) Ну точно, так и было! И все же, что я могу для тебя сделать, дружище? Николай Иванович: (Стремительно выбегает из офиса, бормоча под нос что-то неприятное в адрес Сергея)

5. Вспомните, когда Вас неправильно поняли из-за нарушения культурной составляющей речевого сообщения. Какие еще факторы влияют на успешность межличностной коммуникации? Проведите небольшое исследование и составьте список факторов успешности.

6. Попытайтесь вспомнить ситуацию, когда в процессе межличностной коммуникации вас убедили изменить взгляд на вещи. Какие приемы убеждения к вам применялись? Как вы отреагировали на эти убеждающие усилия? Что в конечном счете оказало решающее влияние? Меняется ли тип убеждения в зависимости от конкретного случая? Каким должен быть «мастер убеждения»?

7. Вспомните самый последний разговор или презентацию, которые вам довелось проводить. По вашему ощущению, что было вашими наиболее сильными и слабыми сторонами? В чем следует совершенствоваться? Теперь вспомните самую последнюю беседу или презентацию, где вы присутствовали в качестве члена аудитории. Насколько хорошо докладчик донес до вас свои сообщения? Сложилось ли у вас ясное представление о структуре и целях презентации? Какими способами можно усилить исполнительское мастерство выступавшего оратора?

8. Проанализируйте себя как члена и как лидера группы с точки зрения сформированности коммуникативных навыков.

9. Сделайте ролевой анализ коммуникации героев фильмов «Особенности национальной охоты», «Операция "Ы" или других, где представлены группы.

10. Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной Вам организации. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Каковы, по вашему мнению, выгоды этой коммуникативной структуры? Какие коммуникационные проблемы вы здесь себе представляете? Как они могли бы быть разрешены?

11. Запишите интервью из радио или телевизионной передачи. Обратите внимание на тактику дававшего интервью и на то, как интервьюер пытался получать ответы. Насколько успешно прошло общение с одной и с другой стороны?

12. Попрактикуйтесь в роли интервьюера и в роли дающего интервью средствам массовой информации. Постарайтесь выявить свои и партнера сильные и слабые стороны.

13. При объяснении понятия прагматика в качестве простейшего примера знаковой системы часто приводят систему дорожной сигнализации — светофор. Эта система имеет три знака: красный, означающий «Остановиться!», зеленый — «Можно ехать!» и желтый — «Приготовиться к движению (или остановке)!» Опишите прагматику светофора.

14. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, пионерский галстук.

15. Подготовьте короткую (минут на десять) информативную презентацию на любую тему по вашему выбору. В конце выступления отведите пять минут на вопросы и ответы. Заранее подготовьте свои ответы на предполагаемые вопросы. Подберите подходящие вспомогательные аудио- и видео-средства и подготовьте необходимые материалы. Составьте и распространите короткий доклад в форме тезисов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: