Образовательные технологии. Использование инновационных технологий в процессе проведения практических занятий




 

Использование инновационных технологий в процессе проведения практических занятий курса «Основы теории коммуникации» призвано реализовывать главный технологический принцип коммуникативного практикума – создание благоприятных условий для свободной творческой реализации навыков профессионального общения и поиска творческого нестандартного подхода к решению проблемы. В соответствии с этим принципом в курсе «Основы теории коммуникации» используются различные педагогические технологии: от усовершенствования практических работ до творческих мастерских. Активно в образовательный процесс включаются ролевые игры и коммуникативно-профессиональные тренинги.

Коммуникативно-тренинговая игра – инновационная педагогическая технология, направленная на моделирование конкретных коммуникативных ситуаций и позволяющая студентам не только отрабатывать на практике полученные теоретические знания, но и учиться адаптироваться в обозначенном контексте (не всегда позитивном), а также проводить последующий анализ речевого или невербального поведения участников игры.

Практическаяая работа - педагогическая технология, обеспечивающая самостоятельность экспериментально-исследовательской направленности обучения.

Круглый стол – технология, моделирующая дискуссию.

Тесты – задания с выбором ответа, обеспечивающие самостоятельный контроль за качеством теоретических знаний.

6. Оценочные средства

Оценочные средства составляются преподавателем при ежегодном обновлении банка средства

6.1 Тестовые вопросы

1. Какое из приведенных понятий более общее: а) социальная коммуникация; б) межличностная коммуникация.

2. С точки зрения теории коммуникации люди, на суждения которых ориентируется их постоянное окружение - это: а) социометрические звезды; б) лидеры мнения; в) референтная группа.

3. Понятие «обратная связь» было введено: а) в кибернетической модели коммуникации; б) в психологических моделях коммуникации; в) в герменевтическом анализе коммуникации.

4. Иметь форму законченного текста скорее должно: а) сообщение в рамках межличностной коммуникации; б) сообщение в рамках массовой коммуникации.

5. Какая функция средств массовой коммуникации выходит на первый план в период выборов: а) информационная; б) регулирующая; в) культурная; г) развлекательная; д) мобилизующая.

6. Приведите примеры единиц невербальной коммуникации - столько, сколько сможете.

7. Какой вид коммуникации не выделяется в теоретическом анализе: а) социальная коммуникация; б) индивидуальная коммуникация; в) межличностная коммуникация; г) массовая коммуникация.

8. Адресат - это: а) объект коммуникации; б) субъект коммуникации.

9. Кто из ученых имеет отношение к психологическим исследованиям коммуникации: а) К.Шеннон; б) Г.Гадамер; в) К.Г.Юнг.

10.Человек сидит на скамейке в парке. Другой человек садится на ту же скамейку, не заговаривая с первым. Происходит ли коммуникация? а) да; б) нет.

11. Коммуникатор - это: а) объект коммуникации; б) субъект коммуникации.

12. Какая из приведенных формулировок не использовалась как определение информации: а) передача сообщений; б) уменьшение или снятие неопределенности; в) отрицательная энтропия; г) воздействие входа на выход.

13. Кто из ученых имеет отношение к герменевтическому анализу коммуникации: а) К.Шеннон; б) Г.Гадамер; в) К.Г.Юнг.

14. Какая функция средств массовой коммуникации может быть определена как «передача наследия»: а) информационная; б) регулирующая; в) культурная; г) развлекательная; д) мобилизующая.

15. Социальная коммуникация - это: а) связь любых материальных объектов; б) связь любых социальных субъектов; в) связь учреждений, организаций.

16. Какая потребность организации не относится к коммуникационным: а) в информации о ситуации, в которой организация действует; б) в определенном уровне известности; в) в сохранении нормы прибыли; в) в обратной связи.

17. Источник коммуникации и коммуникатор - одно и то же? а) да; б) нет.

18. Передача в процессе коммуникации ценностей и норм деятельности - это: а) когнитивный аспект коммуникации; б) эмотивный аспект коммуникации; в) аксиологический аспект коммуникации.

19. Массовая информация - это: а) информация, которая рождается в массовой аудитории; б) информация, которая распространяется по массовым каналам; в) информация, которая потребляется массовой аудиторией; г) информация, которая обладает обязательно всеми перечисленными признаками; д) информация, которая обладает хотя бы одним из перечисленных признаков.

20. Какая функция средств массовой коммуникации может быть определена как «координация подсистем общества»: а) информационная; б) регулирующая; в) культурная; г) развлекательная; д) мобилизующая.

21. Механистический подход к коммуникации подразумевает: а) однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. б) совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

22. Деятельностный подход к коммуникации подразумевает: а) однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. б) совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

23. Какая форма коммуникационной деятельности в обществе может быть определена как «целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации»: а) общение; б) управление) в) подражание.

24. Исследователи выделяют в процессе общения следующие составляющие: а) коммуникационная; б) интерактивная; в) селективная; г) перцептивная. Какой пункт в этом перечислении назван ошибочно?

25. Какое понятие шире - общение или коммуникация: а) общение; б) коммуникация; в) общение = коммуникация.

26. Верно ли утверждение, что динамические законы коммуникации отражают нелинейные зависимости явлений и потому основываются на статистических фактах: а) да; б) нет.

27. Верно ли утверждение, что статистические законы коммуникации

отражают жестко детерминированную связь явлений: а) да; б) нет.

28. Верно ли утверждение, что всякая коммуникация имеет знаковый характер: а) да; б) нет.

29. Древние люди, обладавшие наиболее развитыми коммуникативными навыками - это: а) кроманьонец; б) питекантроп; в) синантроп.

30. Верно ли, что междометная теория объясняет происхождение языка внутренними эмоциональными состояниями человека: а) да, верно. б) нет, не верно.

31. Автором деятельностной теории происхождения языка является: а) Аристотель; б) Жан Жак Руссо; в) Фридрих Энгельс.

32. Какого вида письменности не существовало: а) узелковое письмо; б) пиктография; в) иероглифы; г) священное письмо; д) фонетическое письмо.

33. Кто является изобретателем печатного станка: а) Кирилл и Мефодий; б) И. Федоров; в) И. Гуттенберг.

34. По какому критерию коммуникация классифицируется на межличностную, групповую и массовую: а) по способу установления и поддержания контакта; б) по степени организованности; в) по составу участников; г) по используемым знаковым системам.

35. Коммуникативная личность и индивид - одно и то же: а) да; б) нет.

36. Верно ли, что доминантный коммуникант легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много и интересно, не теряется в незнакомой ситуации общения? а) да, верно; б) нет, не верно.

37.Отличительные коммуникативные особенности диады это: а) субъективность; б) взаимные чувства и пристрастия как основа ее существования; в) эквивалентность коммуникационного обмена; г) все эти качества; д) ни одно из этих качеств.

38. К видам централизованных коммуникативных структур в малых группах относятся: а) фронтальная; б) радиальная; в) круговая; г) иерархическая. Какой пункт в этом списке назван ошибочно?

39. К видам децентрализованных коммуникативных структур в организации относятся: а) цепочка; б) круговая, в) полная; г) замкнутая. Какой пункт в этом списке лишний?

40. Слухи относятся к а) формальной; б) к неформальной коммуникации в организации?

41. Средства массовой коммуникации - это: а) специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории; б) технические средства фиксации, копирования, тиражирования текстов и системного распространения больших объемов информации, адресованной массовой аудитории. в) технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.

42. Г.М Маклюэн является сторонником а) человеко-ориентированного или б) медиа-оирентированного подхода в теории массовой коммуникации?

43. Каков основной недостаток модели коммуникационного процесса, предложенной Г. Лассуэллом? а) она абстрагируется от смысла передаваемой информации; б) она монологична, не учитывает «обратной связи»; в) она не учитывает, что переданное и принятое адресатом сообщения не совпадают.

44. Средство коммуникации - это: а) способ кодирования сообщений; б) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю.

45. Канал коммуникации - это: а) способ кодирования сообщений; б) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю.

46. Наиболее эффективным каналом коммуникации (из перечисленных) считается: а) письмо; б) разговор «лицом к лицу»; в) новости в печатных СМИ; г) выступление перед большой аудиторией.

47. Верно ли, что искажение информации может быть вызвано как ее избыточностью, так и недостаточностью а) да, верно; б) нет, неверно.

48. Каких барьеров при передаче информации не возникает: а) технических; б) психологических; в) гуманитарных; г) психофизиологических; д) языковых;

е) социальных; ж) культурно-национальных?

49. Кредитный коммуникатор - это: а) заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого прислушивается публика; б) коммуникатор, выступающий перед аудиторией впервые (аудитория оказывает ему кредит доверия)?

50. К какой категории коммуникаторов относится специалист по связям с общественностью: а) люди престижа; б) лидеры мнений.

51. К какой категории коммуникаторов относится руководящее лицо организации - заказчика проекта в сфере связей с общественностью: а) люди престижа; б) лидеры мнений.

52. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль: а) доминантный; б) демократичный; в) аргументативный; г) привлекательный; д) спокойный; е) внимательный; ж) открытый и т.д. Какой пункт в этом списке лишний?

53.Знаковая система - это: а) совокупность знаков, которая служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами; б) совокупность знаков, которая нацелена на установление связи между людьми; в) совокупность знаков, имеющая значение только в обществе.

54.Основные принципы семиотики сформулировал: а) Ч. Пирс; б) У. Шеннон; в) Г. Маклюэн.

55. Семиоттка подразделяется на; а) семантику; б) синтактику; в) орфографику; г) прагматику. Какой пункт в этом списке лишний?

56. Арбитрарность знака - это: а) его принципиальная немотивированность; б) его принципиальная мотивированность; в) соответствие формы выражения содержанию?

57.Знаки существуют; а) только в природе; б) только в обществе; в) и в природе, и в обществе.

58.Иконические знаки а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное; б) указывают на объект; в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

59. Индексальные знаки а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное; б) указывают на объект; в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

60. Символы а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное; б) указывают на объект; в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).

61. Семантика изучает а) значение единиц языка (слов); б) объективные законы устройства знаковых систем; в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

62. Синтактика изучает: а) значение единиц языка (слов); б) объективные законы устройства знаковых систем; в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

63. Прагматика изучает: а) значение единиц языка (слов); б) объективные законы устройства знаковых систем; в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?

64. Единицами вербальной коммуникации являются: а) высказывание; б) дискурс; в) высказывание и дискурс; г) ни одно из перечисленных понятий.

65. Дискурс можно условно расшифровать с помощью формулы: а) речь + мысль; б) речь + действие; в) речь + реакция коммуниканта.

66. С каким утверждением Вы согласны: а) К вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь. б) К вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь, говорение, чтение. в) К вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и говорение.

67. Первичные языки невербальной коммуникации - это: а) система жестов пантомимика, мимика; б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.

68. Вторичные языки невербальной коммуникации - это: а) система жестов пантомимика, мимика; б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.

69. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: а)...; б) звукового оформления речи; в) определенным образом организованного пространства; г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.

70. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: а)

выразительных движений тела; б)...............................; в) определенным образом

организованного пространства; г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.

71. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: а)

выразительных движений тела; б) звукового оформления речи; в).................................; г)

использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.

72. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: а) выразительных движений тела; б) звукового оформления речи; в)

определенным образом организованного пространства; г)................................. Вставьте

пропущенное.

73. Какая из перечисленных характеристик относится к невербальной коммуникации: а) Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие; б) Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека, позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях

74. Какая из перечисленных характеристик относится к вербальной коммуникации: а) составные элементы сообщения трудно разложимы на отдельные единицы, б) Составные элементы сообщения четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам

75. Какая из перечисленных характеристик относится к вербальной коммуникации: а) непроизвольная коммуникация преобладает над произвольной, неосознаваемые сообщения над осознаваемыми б) высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергать анализу, оценить, понять, проконтролировать.

76. Расположите пространственные зоны коммуникации в порядке увеличения расстояния между коммуникантами: а) социальная зона; б) личная зона; в) интимная зона; г) публичная зона.

77. Верно ли утверждение, что устная коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания. а) да, верно; б) нет, не верно.

78. Верно ли, что признаками письменной речи являются ее логичность, развернутость, избыточность, нормативность. а) да, верно; б) нет, не верно.

79. Какая из перечисленных характеристик относится к устной речи: а) Ситуация общения объединяет говорящего и слушающего для достижения общей цели. Комуникантам не нужны дополнительные разъяснения характера взаимодействия; б) Адресат и адресант речи редко объединены общей ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена.

80. Какая из перечисленных характеристик относится к устной речи: а) Взаимопониманию способствует привлечение возможностей и интонации невербального языка — мимики, жестов и т.д. б) Отсутствие интонации и элементов невербального языка приводит к необходимости описательно разъяснять то, что можно передать с их помощью.

81. Какая из перечисленных характеристик относится к письменной речи: а) Можно обойтись неполными предложениями, смысл которых все равно понятен из ситуации б) Необходимо употреблять больше полных предложений, сложных, с придаточными конструкциями

82. Какая из перечисленных характеристик относится к письменной речи: а) Незамедлительная реакция собеседника помогает выстраивать дальнейшие речевые произведения. б) Отсроченность обратной связи способствует лучшему, более детальному восприятию информации и выражению мыслей в более точной форме

83. Социально-демографические характеристики аудитории - это а) субъективные; б) объективные характеристики.

84. Существует ли не-аудитория по отношению к средствам массовой информации; а) да; б) нет.

85. Потенциальная аудитория и не-аудитория - это одно и то же? а) да; б) нет.

86. Субъективное непонимание аудитории - это: а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины; б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.

87.Объективное непонимание аудитории - это: а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины; б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.

88.Приведите примеры вербальной коммуникации - столько, сколько сможете.

89.Общим в биологической и социальной коммуникации являются: а) интерсубъективность; б) деятельностный характер; в) цели коммуникации. Какой пункт в этом списке лишний?

90.Верно ли, что интровертный коммуникант - это человек, испытывающий трудности на контактноустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен? а) да, верно; б) нет, не верно.

91.Расположите коммуникативные процессы в становлении малой группы по очередности их возникновения: а) стадия нормоустановления; б) стадия протеста; в) стадия формирования; г) стадия сотрудничества.

92.Верно ли, что задачей системы внешних коммуникаций является модификация внешней среды таким образом, чтобы она создавала благоприятные условия для деятельности организации? а) да, верно; б) нет, не верно.

93.Какая их перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации: а) Опосредованность общения техническими средствами; б) Непосредственный контакт в общении

94.Какая их перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации: а) Общение больших социальных групп б) Общение в основном отдельных индивидов

95.Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения; б) Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

96.Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) Организованный, институциональный характер общения; б) В большей мере спонтанный характер общения.

97.Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей; б) Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей

98.Какая их перечисленных характеристик относится к массовой коммуникации: а) «Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность; б) «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность.

99.Какая их перечисленных характеристик относится к межличностной коммуникации: а) Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений; б) Будничность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений

100.Модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла состоит из последовательных ответов на вопросы: а) Кто? б) Сообщает что? в) Сообщает как? г) По какому каналу? д) С каким эффектом? Какой вопрос включен ошибочно?

 

6.2 Задания для самостоятельной работы студентов

1.Интегрированные маркетинговые коммуникации.

2.Рекламные коммуникации.

3.СО в управлении.

4.Коммуникация как процесс.

5.Роль коммуникация в обществе.

6.Коммуникационная компетентность.

7.Средства коммуникации, их роль в информационном обществе.

8.Роль коммуникаций в системе управления.

9.Характеристика барьеров коммуникации.

10. Корпоративная миссия фирмы.

11.Невербальная коммуникация.

12.Основные компоненты коммуникационного процесса.

13.Связи с общественностью как коммуникационная деятельность.

14.Специфика массовой аудитории в информационном обществе.

15.Внутренняя коммуникационная сеть организации.

16. Антикризисные коммуникации.

17.Межкультурная коммуникация.

18.Вербальная коммуникация.

19.Семиотика коммуникации.

20.Коммуникативная личность, параметры коммуникативной личности.

21.Социологические доминанты коммуникации.

22.Гносеологический аспект коммуникации. Функции и единицы коммуника-

ции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: