Курс | Се местр | Кол-во недель | Объем учебных дисциплин | Виды контроля | |||||||
всего | ИРС | СРС | Ауд. | Лек. | Лаб | Пр. | Экзамен | ||||
Р | - | + | |||||||||
- | + |
РАЗДЕЛ 2
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина. Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения.
Коммуникативные аспекты различных научных дисциплин: гуманитарных (философия, психология, социология, лингвистика, семиотика, культурология), естественных (биология) и технических (кибернетика) наук. Интегративный характер теории коммуникации.
Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический (связанный с сущностью объекта, факторами формирования объекта), гносеологический (связанный с обоснованием предмета исследования и формулировкой проблематики дисциплины), методологический (связанный со способами исследования объекта) и функциональный (связанный с использованием результатов исследования объекта).
Объект и предмет теории социальной коммуникации.
Законы коммуникации: закон возрастания коммуникативных потребностей людей; закон ускорения и увеличения объема информационного обмена; закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации; закон устойчивого воспроизводства сложившихся коммуникативных связей в природе и закон расширенного воспроизводства коммуникативных связей в обществе.
Условия («законы») коммуникации: наличие не менее 2-х сторон-участников взаимодействия («закон двусторонности процесса»), знаковый характер взаимодействия («закон семиотичности»), наличие обратной связи («закон обратной связи»), наличие общего основания кодирования/декодирования («закон общности кода»), несовпадение информационных потенциалов взаимодействующих систем («закон гетерогенности коммуникативных систем»), наличие локуса функционирования («закон локализации»).
|
Категориальный аппарат теории социальной коммуникации: коммуникативная/речевая деятельность, коммуникация/общение, функции коммуникации, общение: коммуникация, интеракция, перцепция; информация, коммуникативное пространство, коммуникативное время.
Методы теории коммуникации: общенаучные (моделирование, системно-структурный подход, сравнительно-исторический метод) и частнонаучные (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ, метод социометрии и др.) методы.
Функции теории коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая, инструментальная.
Тема 2.Информация и информационная деятельность. Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная.
Социальная (социокультурная) информация. Семантическая (фактуальная и концептуальная) и эстетическая информация. Фундаментальная, структурная и оперативная информация. Классификация информации по степени мультиплицированности: индивидуальная, специальная, массовая. Социальный факт и социальный процесс как источники социальной информации. Способы передачи и использования социальной информации.
|
Понятие информационной деятельности. Избыточность и селективность информации. Асимметричные и симметричные способы оперирования
информацией.
Усложнение информационного обмена в обществе. Традиционные и дистанционные способы информационной трансляции. Информационные факторы в современном обществе. Информационный бум. Определение информационного общества как определенной стадии развития цивилизации (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер).
Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии).
Тема 3.Концепции и модели коммуникации. Проблемы коммуникации в науке XX-ХХ1 века. «Дискурсивный поворот» в исследовании коммуникации. Коммуникация и язык в механистической (технократической) и деятельностной (интеракционистской) научной парадигме. Информационно-кодовые (Г. Лассуэлл, К. Шеннон-У. Уиверр, Н. Винер) и интеракционные модели коммуникации (Т. Ньюкомб, Э. Гоффман, Д. Шиффрин).
Тема 4.Коммуникация как процесс и структура. Коммуникативный процесс: проблемы производства, кодирования, распространения, приема, декодирования и использования информации. Рациональная (волевая, произвольная) и импульсивная (спонтанная, непроизвольная, помимовольная) коммуникация. Коммуникативная деятельность и поведение.
Основные элементы коммуникативной структуры: источник сообщения (адресант, отправитель, коммуникатор), получатель сообщения (адресат, респондент, аудитория), мотив (цель) взаимодействия, сообщение, канал, код (язык), контекст (коммуникативная ситуация), обратная связь, шум (барьер).
|
Тема 5. Средства коммуникации. Знаковость (семиотичность) социальной коммуникации. Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиозис. Билатеральность знака. Теория асимметричного дуализма С.О. Карцевского. Значение и значимость. Значение и смысл. Произвольность/мотивированность знака. Оппозиционность знака. Кумулятивность знака. Принцип системной конгруэнтности знака. Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика. Типология знаков в концепции Ч. Пирса-Ч. Морриса: иконы, индексы, символы. Знаковые системы в онтогенезе и филогенезе (концепция А. Соломоника). Гомогенные и синкретические знаковые системы.
Структурно-семиотический и постструктуральный подходы к анализу знаковых систем. Принципы и понятия структурного анализа: оппозиция и дифференциация, инвариант и варианты, структура и доминанта, синхрония и диахрония. Принципы и понятия постструктурального подхода: преодоление принципа структурности, понятие поля и сети.
Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию. Невербальная коммуникация, ее сущность и функции. Подсистемы невербальной семиотики: паралингвистика (вокалика, звуковые коды коммуникации), кинесика (кинетические коды, жестовые и мимические языки), окулесика (язык глаз), гаптика (хаптика, такесика, тактильные языки), ольфакция (ольфактика, язык запахов), проксемика (пространственные коды), хронемика (хрономика; временные, темпоральные коды), системология (артефактика, предметные коды, язык вещей), эстетика (цвет, музыка). Сходства и различия вербальных и невербальных кодов. Проблема выделения единиц невербалики. Феномен межкодовой неконгруэнтности (рассогласованности). Концепция о невербальной утечке информации (П. Экманн, У. Фризен). Невербальные маркеры лжи и неискренности. Социальная и национально-культурная специфика невербальной коммуникации. Молчание как феномен коммуникации и культуры. Прагматическая направленность анализа невербальных систем.
Вербальная коммуникация. Место естественного (вербального) языка среди других знаковых систем. Дихотомия язык/речь. Единицы языка/речи. Речевое общение как способ коммуникации. Речевой акт и коммуникативный акт. Теория речевых актов. Речевой акт (речевое действие) и речевое поведение. Трехуровневость речевого акта: локуция, иллокуция, перлокуция. Типология речевых актов по их целенаправленности (классический и усложненный варианты). Прямые и косвенные (непрямые) речевые акты. Понятие речевой импликатуры. Высказывание, текст и дискурс. Креолизованные (поликодовые)тексты.
Тема 7. Субъекты коммуникации. Субъекты коммуникации: адресант (говорящий/пишущий, передающая инстанция, генератор информации, продуциент, отправитель) и адресат (слушающий/читающий, принимающая инстанция, «потребитель» информации, воспринимающий, реципиент, получатель, реагент).
Адресант, его коммуникативные функции: инициация и идентификация коммуникативного акта. Ошибки идентификации (нерелевантность коммуникативного акта): неуместность (нарушение пространственных условий коммуникации – неуместность места), несвоевременность (нарушение временны´х условий коммуникации – неуместность во времени), дисбалансированность (нарушение баланса адресации – неуместность адресации), дезориентированность (неуместность информации) коммуникативного акта.
Адресат, его коммуникативные функции: активное участие в структурировании коммуникативного акта, воздействие на речевую ситуацию. Типичные коммуникативные стратегии адресата в а) неожидаемых коммуникативных актах, б) ожидаемых коммуникативных актах.
Аудитория, ее виды. Характеристики массовой и специализированной аудитории как приемника информации. Отбор информации для аудитории с учетом ее актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, профессиональной и иной ориентированности аудитории. Целевая аудитория.
Понятие интеракции. Проблема понимания и множественности интерпретаций.
Коммуникативный акт – минимальная единица взаимодействия субъектов коммуникации (диалогическое единство). Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель. Коммуникативная стратегия и тактика, их составляющие.
Языковая личность: лингво-психологическая сущность. Модель языковой личности Ю.Н. Караулова: вербально-семантический (лексикон), когнитивный (тезаурус) и мотивационный (прагматикон) уровни. Национально-культурный, социальный и психологический факторы формирования языковой личности. «Портрет» языковой личности: лингво-психологические доминанты. Национальная языковая личность: русская языковая личность.
Коммуникативная личность. Модель коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный уровни. Коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека. Коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Коммуникативные стили.
Языковая и коммуникативная компетенции. Языковые и коммуникативные качества речи как одно из условий оптимального взаимодействия: целесообразность, богатство речи, правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, красота, уместность. «Идеальный» коммуникатор: к вопросу о национальном риторическом идеале.
Тема 8. Контакт в речевой коммуникации. Коммуникативный кодекс как система принципов, регулирующих речевое поведение взаимодействующих субъектов в ходе коммуникативного акта. Критерии коммуникативного кодекса: критерий истинности и критерий искренности. Коммуникативный кодекс: принцип кооперации (по Г.П. Грайсу) и принцип вежливости (по Дж. Личу). Принцип кооперации: максима полноты информации, максима качества информации, максима релевантности, максима манеры. Принцип вежливости: максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии.
Виды речевого контакта: акт общения и фатический акт. Речевое взаимодействие на глубинном (продуктивном) и поверхностном (репродуктивном) уровне.
Тема 9. Референт в речевой коммуникации. Референция – процесс (и результат) соотнесения слова (языка) и мира. Корректная и некорректная (девиантная) референция. Виды некорректной референции (по Е.В. Клюеву): «раздутый» референт, абстрактный референт, по-разному трактуемый референт, неизвестный референт, «чужой» референт, несуществующий референт. Несовпадение референтов говорящего и слушающего как коммуникативная неудача. Выбор и презентация референта. Правила транспорта (размещения и перемещения в структуре коммуникативного акта) референта: правило фокуса, правило стереоскопии, правило панорамы, правило унитарности, правило изоморфизма, правило фиксирования.
Тема 10. Уровни коммуникации. Уровни коммуникации: внутриличностная (интраперсональная коммуникация, аутокоммуникация), межличностная (интерперсональная коммуникация), групповая, корпоративная (организационная коммуникация), межкультурная, массовая.
Интраперсональная коммуникация, ее специфика, функции, формы. Ю.М. Лотман о сущности ауткоммуникации.
Межличностная коммуникация, ее сущность (аксиоматика межличностного взаимодействия по П. Вацлавику), структура и функции. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.
Психологический аспект межличностного взаимодействия. Спектр мотивов межличностного взаимодействия. Взаимность мотивации как основа эффективного межличностного общения. Социальная перцепция. Факторы (индивидуальные психологические особенности, ситуация) и эффекты межличностного восприятия (эффект первого впечатления, проецирование, эффект ореола, стереотипы). Психологические механизмы взаимопонимания: идентификация, самоидентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.
Интеракционный аспект межличностного взаимодействия. Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Конфликт как особая форма взаимодействия. Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Условия конструктивного разрешения конфликта.
Групповая коммуникация. Понятие малой группы. Разновидности малых групп. Функции групповой коммуникации. Коммуникативные структуры малой группы. Специфика коммуникации в малой группе. Особенности коммуникации в семье.
Массовая коммуникация, ее специфические характеристики, структура и функции. Роль массовой коммуникации в современном обществе в различных социальных ситуациях.
Межкультурная коммуникация. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Национально-культурный компонент в структурах коммуникации: информации, кодах, каналах, субъектах. Коммуникативно-психологические конфигурации культур: низкоконтекстные/высококонтекстные, экспрессивные/репрессивные, контактные/неконтактные культуры. Стили вербального и невербального общения в различных культурах. Межкультурная компетенция. Критерии успешности межкультурного общения и пути его оптимизации.
Тема 11. Динамика языковых и коммуникативных процессов в современном российском обществе. Динамические тенденции в русском языке постперестроечной России: фонетика и графика, грамматика, лексика и фразеология.
Коммуникативное пространство современного российского общества. Приватность и публичность как два полюса коммуникативных практик, их взаимодействие. Проблемы нормализации и гуманизации коммуникативных процессов в современной России.
2.2. Структура рабочей учебной программы
№ п\п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
1. | Модуль 1. Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина Тема 2.Информация и информационная деятельность. | 1-6 | Л:6 | СР: | Сем:6 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических работ | |
2. | Модуль 2. Тема 3.Концепции и модели коммуникации Тема 4.Коммуникация как процесс и структура. Тема 5. Средства коммуникации Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию | 7-17 | Л:11 | СР: | Сем:11 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических и контрольных работ | |
3. | Модуль 3. Тема 7. Субъекты коммуникации Тема 8. Контакт в речевой коммуникации Тема 9. Референт в речевой коммуникации | 1-10 | Л:10 | СР:30 | Сем:20 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических работ | |
4. | Модуль 4. Тема 10. Уровни коммуникации Тема 11. Динамика языковых и коммуникативных процессов в современном российском обществе | 11-17 | Л:7 | СР: | Сем:14 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических и контрольной работ |
4.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СРС. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ