Структура рабочей учебной программы




 

  Курс Се местр Кол-во недель Объем учебных дисциплин Виды контроля
всего ИРС СРС Ауд. Лек. Лаб Пр. Экзамен    
Р                 -   +
                  -   +

 

РАЗДЕЛ 2

 

2.1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина. Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения.

Коммуникативные аспекты различных научных дисциплин: гуманитарных (философия, психология, социология, лингвистика, семиотика, культурология), естественных (биология) и технических (кибернетика) наук. Интегративный характер теории коммуникации.

Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический (связанный с сущностью объекта, факторами формирования объекта), гносеологический (связанный с обоснованием предмета исследования и формулировкой проблематики дисциплины), методологический (связанный со способами исследования объекта) и функциональный (связанный с использованием результатов исследования объекта).

Объект и предмет теории социальной коммуникации.

Законы коммуникации: закон возрастания коммуникативных потребностей людей; закон ускорения и увеличения объема информационного обмена; закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации; закон устойчивого воспроизводства сложившихся коммуникативных связей в природе и закон расширенного воспроизводства коммуникативных связей в обществе.

Условия («законы») коммуникации: наличие не менее 2-х сторон-участников взаимодействия («закон двусторонности процесса»), знаковый характер взаимодействия («закон семиотичности»), наличие обратной связи («закон обратной связи»), наличие общего основания кодирования/декодирования («закон общности кода»), несовпадение информационных потенциалов взаимодействующих систем («закон гетерогенности коммуникативных систем»), наличие локуса функционирования («закон локализации»).

Категориальный аппарат теории социальной коммуникации: коммуникативная/речевая деятельность, коммуникация/общение, функции коммуникации, общение: коммуникация, интеракция, перцепция; информация, коммуникативное пространство, коммуникативное время.

Методы теории коммуникации: общенаучные (моделирование, системно-структурный подход, сравнительно-исторический метод) и частнонаучные (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ, метод социометрии и др.) методы.

Функции теории коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая, инструментальная.

Тема 2.Информация и информационная деятельность. Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная.

Социальная (социокультурная) информация. Семантическая (фактуальная и концептуальная) и эстетическая информация. Фундаментальная, структурная и оперативная информация. Классификация информации по степени мультиплицированности: индивидуальная, специальная, массовая. Социальный факт и социальный процесс как источники социальной информации. Способы передачи и использования социальной информации.

Понятие информационной деятельности. Избыточность и селективность информации. Асимметричные и симметричные способы оперирования

информацией.

Усложнение информационного обмена в обществе. Традиционные и дистанционные способы информационной трансляции. Информационные факторы в современном обществе. Информационный бум. Определение информационного общества как определенной стадии развития цивилизации (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер).

Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии).

Тема 3.Концепции и модели коммуникации. Проблемы коммуникации в науке XX-ХХ1 века. «Дискурсивный поворот» в исследовании коммуникации. Коммуникация и язык в механистической (технократической) и деятельностной (интеракционистской) научной парадигме. Информационно-кодовые (Г. Лассуэлл, К. Шеннон-У. Уиверр, Н. Винер) и интеракционные модели коммуникации (Т. Ньюкомб, Э. Гоффман, Д. Шиффрин).

Тема 4.Коммуникация как процесс и структура. Коммуникативный процесс: проблемы производства, кодирования, распространения, приема, декодирования и использования информации. Рациональная (волевая, произвольная) и импульсивная (спонтанная, непроизвольная, помимовольная) коммуникация. Коммуникативная деятельность и поведение.

Основные элементы коммуникативной структуры: источник сообщения (адресант, отправитель, коммуникатор), получатель сообщения (адресат, респондент, аудитория), мотив (цель) взаимодействия, сообщение, канал, код (язык), контекст (коммуникативная ситуация), обратная связь, шум (барьер).

Тема 5. Средства коммуникации. Знаковость (семиотичность) социальной коммуникации. Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиозис. Билатеральность знака. Теория асимметричного дуализма С.О. Карцевского. Значение и значимость. Значение и смысл. Произвольность/мотивированность знака. Оппозиционность знака. Кумулятивность знака. Принцип системной конгруэнтности знака. Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика. Типология знаков в концепции Ч. Пирса-Ч. Морриса: иконы, индексы, символы. Знаковые системы в онтогенезе и филогенезе (концепция А. Соломоника). Гомогенные и синкретические знаковые системы.

Структурно-семиотический и постструктуральный подходы к анализу знаковых систем. Принципы и понятия структурного анализа: оппозиция и дифференциация, инвариант и варианты, структура и доминанта, синхрония и диахрония. Принципы и понятия постструктурального подхода: преодоление принципа структурности, понятие поля и сети.

Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию. Невербальная коммуникация, ее сущность и функции. Подсистемы невербальной семиотики: паралингвистика (вокалика, звуковые коды коммуникации), кинесика (кинетические коды, жестовые и мимические языки), окулесика (язык глаз), гаптика (хаптика, такесика, тактильные языки), ольфакция (ольфактика, язык запахов), проксемика (пространственные коды), хронемика (хрономика; временные, темпоральные коды), системология (артефактика, предметные коды, язык вещей), эстетика (цвет, музыка). Сходства и различия вербальных и невербальных кодов. Проблема выделения единиц невербалики. Феномен межкодовой неконгруэнтности (рассогласованности). Концепция о невербальной утечке информации (П. Экманн, У. Фризен). Невербальные маркеры лжи и неискренности. Социальная и национально-культурная специфика невербальной коммуникации. Молчание как феномен коммуникации и культуры. Прагматическая направленность анализа невербальных систем.

Вербальная коммуникация. Место естественного (вербального) языка среди других знаковых систем. Дихотомия язык/речь. Единицы языка/речи. Речевое общение как способ коммуникации. Речевой акт и коммуникативный акт. Теория речевых актов. Речевой акт (речевое действие) и речевое поведение. Трехуровневость речевого акта: локуция, иллокуция, перлокуция. Типология речевых актов по их целенаправленности (классический и усложненный варианты). Прямые и косвенные (непрямые) речевые акты. Понятие речевой импликатуры. Высказывание, текст и дискурс. Креолизованные (поликодовые)тексты.

Тема 7. Субъекты коммуникации. Субъекты коммуникации: адресант (говорящий/пишущий, передающая инстанция, генератор информации, продуциент, отправитель) и адресат (слушающий/читающий, принимающая инстанция, «потребитель» информации, воспринимающий, реципиент, получатель, реагент).

Адресант, его коммуникативные функции: инициация и идентификация коммуникативного акта. Ошибки идентификации (нерелевантность коммуникативного акта): неуместность (нарушение пространственных условий коммуникации – неуместность места), несвоевременность (нарушение временны´х условий коммуникации – неуместность во времени), дисбалансированность (нарушение баланса адресации – неуместность адресации), дезориентированность (неуместность информации) коммуникативного акта.

Адресат, его коммуникативные функции: активное участие в структурировании коммуникативного акта, воздействие на речевую ситуацию. Типичные коммуникативные стратегии адресата в а) неожидаемых коммуникативных актах, б) ожидаемых коммуникативных актах.

Аудитория, ее виды. Характеристики массовой и специализированной аудитории как приемника информации. Отбор информации для аудитории с учетом ее актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, профессиональной и иной ориентированности аудитории. Целевая аудитория.

Понятие интеракции. Проблема понимания и множественности интерпретаций.

Коммуникативный акт – минимальная единица взаимодействия субъектов коммуникации (диалогическое единство). Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель. Коммуникативная стратегия и тактика, их составляющие.

Языковая личность: лингво-психологическая сущность. Модель языковой личности Ю.Н. Караулова: вербально-семантический (лексикон), когнитивный (тезаурус) и мотивационный (прагматикон) уровни. Национально-культурный, социальный и психологический факторы формирования языковой личности. «Портрет» языковой личности: лингво-психологические доминанты. Национальная языковая личность: русская языковая личность.

Коммуникативная личность. Модель коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный уровни. Коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека. Коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Коммуникативные стили.

Языковая и коммуникативная компетенции. Языковые и коммуникативные качества речи как одно из условий оптимального взаимодействия: целесообразность, богатство речи, правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, красота, уместность. «Идеальный» коммуникатор: к вопросу о национальном риторическом идеале.

Тема 8. Контакт в речевой коммуникации. Коммуникативный кодекс как система принципов, регулирующих речевое поведение взаимодействующих субъектов в ходе коммуникативного акта. Критерии коммуникативного кодекса: критерий истинности и критерий искренности. Коммуникативный кодекс: принцип кооперации (по Г.П. Грайсу) и принцип вежливости (по Дж. Личу). Принцип кооперации: максима полноты информации, максима качества информации, максима релевантности, максима манеры. Принцип вежливости: максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии.

Виды речевого контакта: акт общения и фатический акт. Речевое взаимодействие на глубинном (продуктивном) и поверхностном (репродуктивном) уровне.

Тема 9. Референт в речевой коммуникации. Референция – процесс (и результат) соотнесения слова (языка) и мира. Корректная и некорректная (девиантная) референция. Виды некорректной референции (по Е.В. Клюеву): «раздутый» референт, абстрактный референт, по-разному трактуемый референт, неизвестный референт, «чужой» референт, несуществующий референт. Несовпадение референтов говорящего и слушающего как коммуникативная неудача. Выбор и презентация референта. Правила транспорта (размещения и перемещения в структуре коммуникативного акта) референта: правило фокуса, правило стереоскопии, правило панорамы, правило унитарности, правило изоморфизма, правило фиксирования.

 

Тема 10. Уровни коммуникации. Уровни коммуникации: внутриличностная (интраперсональная коммуникация, аутокоммуникация), межличностная (интерперсональная коммуникация), групповая, корпоративная (организационная коммуникация), межкультурная, массовая.

Интраперсональная коммуникация, ее специфика, функции, формы. Ю.М. Лотман о сущности ауткоммуникации.

Межличностная коммуникация, ее сущность (аксиоматика межличностного взаимодействия по П. Вацлавику), структура и функции. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.

Психологический аспект межличностного взаимодействия. Спектр мотивов межличностного взаимодействия. Взаимность мотивации как основа эффективного межличностного общения. Социальная перцепция. Факторы (индивидуальные психологические особенности, ситуация) и эффекты межличностного восприятия (эффект первого впечатления, проецирование, эффект ореола, стереотипы). Психологические механизмы взаимопонимания: идентификация, самоидентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

Интеракционный аспект межличностного взаимодействия. Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Конфликт как особая форма взаимодействия. Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Условия конструктивного разрешения конфликта.

Групповая коммуникация. Понятие малой группы. Разновидности малых групп. Функции групповой коммуникации. Коммуникативные структуры малой группы. Специфика коммуникации в малой группе. Особенности коммуникации в семье.

Массовая коммуникация, ее специфические характеристики, структура и функции. Роль массовой коммуникации в современном обществе в различных социальных ситуациях.

Межкультурная коммуникация. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Национально-культурный компонент в структурах коммуникации: информации, кодах, каналах, субъектах. Коммуникативно-психологические конфигурации культур: низкоконтекстные/высококонтекстные, экспрессивные/репрессивные, контактные/неконтактные культуры. Стили вербального и невербального общения в различных культурах. Межкультурная компетенция. Критерии успешности межкультурного общения и пути его оптимизации.

Тема 11. Динамика языковых и коммуникативных процессов в современном российском обществе. Динамические тенденции в русском языке постперестроечной России: фонетика и графика, грамматика, лексика и фразеология.

Коммуникативное пространство современного российского общества. Приватность и публичность как два полюса коммуникативных практик, их взаимодействие. Проблемы нормализации и гуманизации коммуникативных процессов в современной России.

 

2.2. Структура рабочей учебной программы

№ п\п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
1. Модуль 1. Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина Тема 2.Информация и информационная деятельность.   1-6 Л:6 СР: Сем:6 Лаб:0 Решение проверочных тестов, выполнение практических работ
2. Модуль 2. Тема 3.Концепции и модели коммуникации Тема 4.Коммуникация как процесс и структура. Тема 5. Средства коммуникации Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию   7-17 Л:11 СР: Сем:11 Лаб:0 Решение проверочных тестов, выполнение практических и контрольных работ
3. Модуль 3. Тема 7. Субъекты коммуникации Тема 8. Контакт в речевой коммуникации Тема 9. Референт в речевой коммуникации   1-10 Л:10 СР:30 Сем:20 Лаб:0 Решение проверочных тестов, выполнение практических работ
4. Модуль 4. Тема 10. Уровни коммуникации Тема 11. Динамика языковых и коммуникативных процессов в современном российском обществе   11-17 Л:7 СР: Сем:14 Лаб:0 Решение проверочных тестов, выполнение практических и контрольной работ

 

 

4.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СРС. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: