Общеизвестно, что модель современной смешанной экономики развитых стран Запада имеет свои разновидности. Например, модель японской экономики характеризуется выдвижением на первый план общенациональных интересов, готовностью населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. В рамках этой модели широко применяется индикативное планирование; допускается определенное отставание уровня жизни (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение издержек и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Американская модель построена на основе системы всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Она основана на высоком уровне производительности труда и ориентации на достижение личного успеха.
В настоящее время наблюдается существенное сближение американской, европейской и японской моделей управления. Развитие научно-технической революции и конкуренция ведут к нивелировке их различий. Вместе с тем определенные различия все же сохраняются. В американской модели управления лучше, чем в других странах, поставлена работа по подготовке управленческих кадров, накоплен богатый опыт управленческой деятельности. В связи с тем, что в затратах на производство примерно 70% приходится на труд, американские управляющие ориентируются на применение трудосберегающих методов производства из-за ограниченности и дороговизны людских ресурсов. Для стран Западной Европы характерно использование материалосберегающих методов из-за ограниченности источников сырья и материалов. Для японской модели типична ориентация на экспортно-импортные операции. Важной особенностью американской модели управления является комплексное использование сильных сторон на микроуровне (фирма) и макроуровне (государственное регулирование).
|
Во внешней торговле и движении капитала доминирующие позиции занимают крупные фирмы. Они учитывают воздействие отдельных предприятий на международную специализацию страны, их способность адаптироваться к макроэкономическим условиям производства, их приоритетное положение в разработке и создании новых товаров, кооперирование производства и сбыта с фирмами других стран для взаимной передачи технологии.
Огромную роль в обеспечении результативности НИОКР в США играет опять-таки накопленный опыт организации и управления НИОКР, позитивное отношение предпринимателей к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом.
Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, полупроводников и новейших мощных интегральных схем, лазерной техники, средств связи, разработка биотехнологий. В 90-е годы США продолжают опережать страны Западной Европы и Японию в самой главной для завтрашнего дня сфере в области использования компьютеров — проблеме подключения ПК (персонального компьютера) к Интернету. Так, согласно некоторым данным, во Франции только 15% семей имеют ПК, тогда как в США эта цифра составляет 35%. Более того, 3% американских домов подключены к Интернету, что в 2 раза больше, чем в Германии и Великобритании, и в 10 раз — чем во Франции.
|
Американские фирмы отличаются гибкой и эффективной организацией производства и труда, высокой специализацией производства и управления. Основной задачей совета директоров является изучение перспектив развития предприятия: среднего звена — маркетинг, низшего звена (мастеров) — совершенствование трудовых отношений в коллективе (бригадах), создание здоровой рабочей обстановки. Разумеется, каждое звено управления Учитывает все основные аспекты управления фирмы. Такой подход обеспечивает высокую производительность труда, повышение качества продукции и снижение издержек производства на единицу производимой продукции, успехи в конкурентной борьбе и достаточную прибыль не только для сохранения фирмы в отрасли, но и для дальнейшего успешного развития, что положительно отражается на мирохозяйственных связях.
На уровне макроэкономики управление совершенствуется в первую очередь в области финансов и денежно-кредитной политики. В зависимости от ситуации по-разному расставляются акценты в государственном регулировании. Динамичный экономический подъем 1983—1990 гг. проходил в обстановке острой конкуренции между США, государствами Западной Европы, Японией и новыми индустриальными странами.
В 80-х годах, особенно при администрации Р. Рейгана, приоритетным направлением в макроэкономике становится создание наиболее благоприятных условий для работы фирм («рейганоми-ка»), а фундаментальной теоретической основой этого направления — теория предложения в концепции М. Фридмена. Сторонники теории экономики предложения полагали, что в этот период главным стимулом развития производства является прибыль. Если ее очистить от некоторых налогов и социальных выплат, сократить предельную норму налогов, усилится внутренний импульс развития производства и его влияния на мирохозяйственные связи. Они также считали, что социальные выплаты (пособие по безработице, пособия многодетным семьям) за определенными пределами ослабляют трудолюбие, делают невыгодным поиск рабочего места. Эти положения нашли отражение в программе Рейгана.
|
В 1981 г. Р. Рейган представил программу экономического восстановления, выполнение которой предполагало три этапа. Первый этап ставил задачу установления контроля над денежной массой и приостановки инфляции (последняя достигла в 1980 г. уровня 13,5%); на втором этапе намечалось придать новый импульс развитию предприятий путем сокращения налогов и осуществления мер дерегламентации. Третий этап предусматривал оздоровление государственных финансов за счет режима экономии, который должен был устранить дефицит бюджета, обусловленный ростом расходов. Реализация этой программы сыграла заметную позитивную роль в развитии экономики США в 80-х годах.
Одновременно активизируется деятельность администрации в формировании внутреннего кредитного рынка. Масштабы внутреннего кредитного рынка активно формируются не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет привлечения капитала из других стран. В 80-х годах рост внутреннего курса доллара и высокие процентные ставки сделали США очень привлекательной страной для иностранного капитала (поступления из-за рубежа — 100-150 млрд долл. в год).
Масштабы внутреннего кредитного рынка стали мощным фактором влияния США на мировое движение денежных ресурсов. В начале 90-х годов объем кредитных ресурсов, распределяемых этим рынком, превысил 1000 млрд долл. ежегодно, что значительно больше, чем в любой другой развитой стране. Доллар США остается главным резервом и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков западных стран на две трети состояли из долларов. В долларах осуществляется более 50% расчетов в мировой торговле. Естественно, в 80-е годы это сыграло положительную роль в экономическом росте США и других развитых стран, мирового хозяйства в целом.
В 90-х годах, после выхода из кризиса, все ведущие страны, участники научно-технической гонки, оказались перед необходимостью сделать передышку и сосредоточиться на проблемах «подтягивания тылов». Администрация президента Б. Клинтона посчитала необходимым пересмотреть приоритеты хозяйственного развития национальной экономики. В этом проявилось тяготение демократов к усилению государственного вмешательства в экономику (усиление государственных и частных вложений в ведущие отрасли экономики, сокращение бюджетного дефицита, программа некоторого повышения налогов на состоятельный слой общества, ликвидация чрезмерной дифференциации доходов и т.д.).
Заключение
США проводили мероприятия по укреплению своего экономического превосходства и во внешнеэкономической деятельности. Они выдвинули план Маршалла, который впоследствии стали называть планом послевоенного переустройства Западной Европы. План Маршалла предусматривал интенсивное инвестирование американского капитала в страны Западной Европы, особенно в Западную Германию, и активный импорт западноевропейских товаров на американский рынок. Такая политика США имела цель — усилить позиции западных стран в начавшейся холодной войне с восточноевропейским блоком, как называли тогда СЭВ и Варшавский договор, где верховенствующая роль принадлежала Советскому Союзу.
В системе мирохозяйственных связей США усиливают внимание к интеграционным процессам и их использованию для упрочения своей роли в мировой экономике. В связи с этим следует отметить, что наряду с участием в традиционных интеграционных процессах большое значение придается Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), выводу в Мексику таких производств, которые благодаря применению дешевой рабочей силы позволяют США успешно конкурировать с другими развитыми странами и обеспечивать продолжение экономического роста и укрепление своих позиций на международной арене.
Итак, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: лидирующая роль США в мировой экономике опирается на исторические особенности формирования американского капитализма, на богатые природные ресурсы страны, на мощный производственный потенциал, созданный руками и умом квалифицированных рабочих, ИТР, ученых, на исключительную предприимчивость и трудолюбие американскую народа, его стремление к активной творческой деятельности, к количественному и качественному конечному результату.
Список использованной литературы
1. Ван дер Bee Г. История мировой экономики 1945—1990. М.: Наука 1994. Гл.13. §2,4.
2. Заварухин В., Сидорович В. Администрация Клинтона: научно-техническая политика и глобальная конкуренция//США: экономика, политика, идеология. 1997. № 7—9. I
3 .Кириченко Э., Марцинкевич В. США: наивысшая точка подъема?//МЭ и МО. 1999. № 8.
4. Королькова Е. «Новый курс» Рузвельта: предпосылка, логика, результаты//Вопросы экономики. 1992. № 11.
5. Коржубаев А.Г. Государственное регулирование по-американски//ЭКО. 1998. №2.
6. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.. Финансы; ЮНИТИ, 1998
7. Портной М.Н. Современная тенденция мировых интеграционных процессов//США: экономика, политика, идеология. 1997. № 8.
8 .Сажин Д. Формирование внешнеэкономического курса США//МЭ и МО. 1997. №4.
9. Экономический портал https://econportal.ru/