1. Символический интеракционизм о конструировании смысла.
2. Феноменология: смысл как феномен сознания. Интерсубъективность.
3. Социальный конструктивизм П.Бергера и Т.Лукмана.
4. Герменевтика о проблеме интерпретации и понимания.
Литература
Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. с. 173-179. (Конспект).
Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1988, № 2. – (Конспект).
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – ‑ М.: «Медиум», 1995. (Конспект: Глава I. Основы знания повседневной жизни. 1. Реальность повседневной жизни. 2. Социальное взаимодействие в повседневной жизни).
Основы теории коммуникации. / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ,2004. – С. 31-61.
Практическое занятие № 6 (4 часа)
Коммуникация как дискурс
1. Дискурс как коммуникативный феномен. (Т.ван Дейк).
2. Типы и виды дискурса.
3. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса.
4. Фрейм как концептуальное основание значения (М.Минский). Типология фреймов.
5. Сравнительный дискурс анализ новостных лент информагентств и блогосферы
Литература
Водак Р. Взаимосвязь «дискурс» - «общество»: когнитивный подход к критическому дискурс анализу // Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006. С. 123-136. (Конспект)
Дейк ван Т.А. Анализ новостей как дискурса // Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. С. 111-160. (Конспект)
Минский М. Фреймы для представления знаний. М.:Энергия, 1979. (Обзор книги).
|
Практическое занятие № 7 (2 часа коллоквиума)
Теории массовой коммуникации
2. Определение массовой коммуникации. Особенности массовой коммуникации.
3. Этапы становления теории массовой коммуникации:
4. «Волшебная пуля» (magic bullet) Г.Лассуэла.
5. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
6. Теория селективного влияния (Мелвин Дефлер и Сандра Болл-Рокич).
7. Критическая традиция в осмыслении массовок коммуникации (Франкфуртская школа). Г.Маркузе об обществе потребления.
8. Постмодернистская традиция о массовой коммуникации (Г.Дебор, Ж.Бодрийар)
Литература.
Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа. М.: СПб.: Алетейя, 1999.
Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.
Лассуэл Г. Техника пропаганды в мировой войне. М. — Л.: Государственное издательство, 1929. — 199 с.
Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.
Мозолин А. Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации // https://www.rc-analitik.ru/propaganda/teoriya_propagandy/.
Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С.15–52.
Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2010.
Практическое занятие № 8 (4 часа)
Коммуникатор и аудитория как субъекты коммуникации
Личность коммуникатора: индивидуальное и инстутуциональное в коммуникаторе. Атрибуты личности. «Самость» как социальный феномен.
Понятие «языковой личности». Модель языковой личности Ю.Н. Караулова.
Понятие «коммуникативная личность». Когнитивный, мотивационный и функциональный параметры коммуникативной личности.
|
Понятие аудитории.
Барьеры коммуникации и искажение информации.
Эффективность коммуникации и эффекты коммуникации. Типология и характеристика факторов, влияющих на эффективность коммуникации.
Тестирование и тренинг коммуникативных качеств личности.
Литература.
Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М.: Аст: Восток-Запад, 2008.
Голуб О.В., Тихонова С.В. Теория коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2011.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. С. 48-68.
Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 41-55.
Контрольные вопросы по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Предмет и базовые аспекты теории коммуникации: онтологический, гносеологический, методологический. Н.Луман о коммуникации.
2. Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции.
3. Трансформация массовых коммуникаций в обществе «третьей волны». Концепция Э.Тоффлера
4. Понятие социальной коммуникации.
5. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.
6. Формы, виды, уровни коммуникации.
7. Основные типы моделей коммуникации.
8. История возникновения (Л.ф.Берталанфи) и основные понятия общей теории систем.
9. Коммуникационная система, коммуникационная структура, коммуникационное пространство.
10. Коммуникационная деятельность. Формы коммуникационного действия.
11. Системный подход к коммуникации. Изучение социальных систем.
12. Информация как общенаучная категория. Н.Винер о роли информации в обществе.
13. Модели коммуникативного процесса.
|
14. Коммуникативная цепь и ее элементы: коммуникатор; содержание сообщения; кодирование и выбор канала; канал коммуникации; шум; декодирование; аудитория; обратная связь; эффекты коммуникации.
15. Семиотика как наука о знаках. Современные направления в семиотике.
16. Понятие знака в семиотике: Ф.де Соссюр, Ч.Пирс, Р.Барт.
17. Основные категории семиотики: парадигмы и синтагмы; денотация и коннотация; метафора и метонимия; коды; модусы адреса; артикуляция; интертекстуальность
18. Символический интеракционизм о конструировании смысла. Г.Блумер о символической интеракции.
19. Концепция интерсубъективного мира А.Шюца.
20. Социальный конструктивизм П.Бергера и Т.Лукмана.
21. Дискурс как коммуникативный феномен. Определение дискурса Т.А.Ван Дейком.
22. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса. М.Минский о фреймах.
23. Определение массовой коммуникации. Массовое общество и массовая коммуникация.
24. Начальный этап становления теории массовой коммуникации: модели Г.Лассуэла, П.Лазарсфельда, теория селективной экспозиции.
25. Теории массовой коммуникации Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе).
26. Постмодернистская теория массовой коммуникации (Г. Дебор, Ж.Бодрийар)
27. Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе.
28. Параметры коммуникативной личности.
29. Коммуникативная компетентность коммуникатора. Э.Шостором о личности коммуникатора.
30. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Г.Лебон о психологии масс.
31. Барьеры коммуникации и искажение информации.
32. Эффективность коммуникации.
33. Коммуникации в экономике, политике, управлении, культуре, социальной сфере.
34. Связи с общественностью как комплексная коммуникация.
35. Интегрированные коммуникации.
36. Современные исследования медиа (П.Вирилио, М.Маклюэн, Э.Тоффлер).
37. Формы и виды инернет-коммуникации на современном этапе.
38. Общенаучные и частнонаучные методы исследования коммуникации.
39. Принципы и методы анализа социальной коммуникации.
40. Методы тестирования коммуникативной компетентности.
41. Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Протестная коммуникация.
42. Особенности осуществления уличных коммуникаций. Стихийные коммуникации и процессы обмена информацией.