Когнитивный и интерпретативный подходы к коммуникации




1. Символический интеракционизм о конструировании смысла.

2. Феноменология: смысл как феномен сознания. Интерсубъективность.

3. Социальный конструктивизм П.Бергера и Т.Лукмана.

4. Герменевтика о проблеме интерпретации и понимания.

 

Литература

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. с. 173-179. (Конспект).

Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1988, № 2. – (Конспект).

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – ‑ М.: «Медиум», 1995. (Конспект: Глава I. Основы знания повседневной жизни. 1. Реальность повседневной жизни. 2. Социальное взаимодействие в повседневной жизни).

Основы теории коммуникации. / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ,2004. – С. 31-61.

 

Практическое занятие № 6 (4 часа)

Коммуникация как дискурс

1. Дискурс как коммуникативный феномен. (Т.ван Дейк).

2. Типы и виды дискурса.

3. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса.

4. Фрейм как концептуальное основание значения (М.Минский). Типология фреймов.

5. Сравнительный дискурс анализ новостных лент информагентств и блогосферы

Литература

Водак Р. Взаимосвязь «дискурс» - «общество»: когнитивный подход к критическому дискурс анализу // Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006. С. 123-136. (Конспект)

Дейк ван Т.А. Анализ новостей как дискурса // Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. С. 111-160. (Конспект)

Минский М. Фреймы для представления знаний. М.:Энергия, 1979. (Обзор книги).

Практическое занятие № 7 (2 часа коллоквиума)

Теории массовой коммуникации

2. Определение массовой коммуникации. Особенности массовой коммуникации.

3. Этапы становления теории массовой коммуникации:

4. «Волшебная пуля» (magic bullet) Г.Лассуэла.

5. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

6. Теория селективного влияния (Мелвин Дефлер и Сандра Болл-Рокич).

7. Критическая традиция в осмыслении массовок коммуникации (Франкфуртская школа). Г.Маркузе об обществе потребления.

8. Постмодернистская традиция о массовой коммуникации (Г.Дебор, Ж.Бодрийар)

 

Литература.

 

Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа. М.: СПб.: Алетейя, 1999.

Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.

Лассуэл Г. Техника пропаганды в мировой войне. М. — Л.: Государственное издательство, 1929. — 199 с.

Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.

Мозолин А. Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации // https://www.rc-analitik.ru/propaganda/teoriya_propagandy/.

Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С.15–52.

Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2010.

 

Практическое занятие № 8 (4 часа)

Коммуникатор и аудитория как субъекты коммуникации

Личность коммуникатора: индивидуальное и инстутуциональное в коммуникаторе. Атрибуты личности. «Самость» как социальный феномен.

Понятие «языковой личности». Модель языковой личности Ю.Н. Караулова.

Понятие «коммуникативная личность». Когнитивный, мотивационный и функциональный параметры коммуникативной личности.

Понятие аудитории.

Барьеры коммуникации и искажение информации.

Эффективность коммуникации и эффекты коммуникации. Типология и характеристика факторов, влияющих на эффективность коммуникации.

Тестирование и тренинг коммуникативных качеств личности.

 

Литература.

Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М.: Аст: Восток-Запад, 2008.

Голуб О.В., Тихонова С.В. Теория коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2011.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. С. 48-68.

Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 41-55.

 

Контрольные вопросы по дисциплине «Основы теории коммуникации»

Предмет и базовые аспекты теории коммуникации: онтологический, гносеологический, методологический. Н.Луман о коммуникации.

2. Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции.

3. Трансформация массовых коммуникаций в обществе «третьей волны». Концепция Э.Тоффлера

4. Понятие социальной коммуникации.

5. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.

6. Формы, виды, уровни коммуникации.

7. Основные типы моделей коммуникации.

8. История возникновения (Л.ф.Берталанфи) и основные понятия общей теории систем.

9. Коммуникационная система, коммуникационная структура, коммуникационное пространство.

10. Коммуникационная деятельность. Формы коммуникационного действия.

11. Системный подход к коммуникации. Изучение социальных систем.

12. Информация как общенаучная категория. Н.Винер о роли информации в обществе.

13. Модели коммуникативного процесса.

14. Коммуникативная цепь и ее элементы: коммуникатор; содержание сообщения; кодирование и выбор канала; канал коммуникации; шум; декодирование; аудитория; обратная связь; эффекты коммуникации.

15. Семиотика как наука о знаках. Современные направления в семиотике.

16. Понятие знака в семиотике: Ф.де Соссюр, Ч.Пирс, Р.Барт.

17. Основные категории семиотики: парадигмы и синтагмы; денотация и коннотация; метафора и метонимия; коды; модусы адреса; артикуляция; интертекстуальность

18. Символический интеракционизм о конструировании смысла. Г.Блумер о символической интеракции.

19. Концепция интерсубъективного мира А.Шюца.

20. Социальный конструктивизм П.Бергера и Т.Лукмана.

21. Дискурс как коммуникативный феномен. Определение дискурса Т.А.Ван Дейком.

22. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса. М.Минский о фреймах.

23. Определение массовой коммуникации. Массовое общество и массовая коммуникация.

24. Начальный этап становления теории массовой коммуникации: модели Г.Лассуэла, П.Лазарсфельда, теория селективной экспозиции.

25. Теории массовой коммуникации Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе).

26. Постмодернистская теория массовой коммуникации (Г. Дебор, Ж.Бодрийар)

27. Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе.

28. Параметры коммуникативной личности.

29. Коммуникативная компетентность коммуникатора. Э.Шостором о личности коммуникатора.

30. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Г.Лебон о психологии масс.

31. Барьеры коммуникации и искажение информации.

32. Эффективность коммуникации.

33. Коммуникации в экономике, политике, управлении, культуре, социальной сфере.

34. Связи с общественностью как комплексная коммуникация.

35. Интегрированные коммуникации.

36. Современные исследования медиа (П.Вирилио, М.Маклюэн, Э.Тоффлер).

37. Формы и виды инернет-коммуникации на современном этапе.

38. Общенаучные и частнонаучные методы исследования коммуникации.

39. Принципы и методы анализа социальной коммуникации.

40. Методы тестирования коммуникативной компетентности.

41. Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Протестная коммуникация.

42. Особенности осуществления уличных коммуникаций. Стихийные коммуникации и процессы обмена информацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: