Системный подход к коммуникации




1. Основные понятия общей теории систем: система, элемент, взаимодействие, структура, внешняя среда, действие системы, обратная связь, энтропия.

2. Типология систем.

3. Коммуникационная система, коммуникационная структура, коммуникационное пространство.

4. Коммуникационная деятельность. Формы коммуникационного действия.

5. Изучение социальных систем:

социальное моделирование;

методология системного анализа;

инструментарий системного анализа.

6. Написание аналитической записки «Функционирование коммуникационной системы организации» (на примере вуза, факультета или любой организации по выбору студента)

 

План аналитической записки

Наименование организации, сфера деятельности

Элементы коммуникационной системы

Структура внутренней коммуникационной среды

Формы коммуникационного действия

Характеристика коммуникационного пространства организации

 

 

Литература.

Берталанфи Л. ф. История и статус общей теории систем // Социологический журнал. – 1995. -– № 3. – С. 20-36. (Конспект).

Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011.

Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

Калужский М.Л. Общая теория систем. – Омск: изд-во ОГТУ, 2001. – С. 114-146. (Конспект).

Соколов А. Общая теория социальной коммуникации. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. (Глава II. Коммуникационная деятельность и общение).

Чернышов В.Н., Чернышов А.В. Общая теория систем и системный анализ. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008. С. 6-15.

 

Практическое занятие № 3 (4 часа).

Информационная теория коммуникации

1. Информация как общенаучная категория.

2. Социальная информация.

3. Модели коммуникативного процесса.

4. Коммуникативная цепь и ее элементы: коммуникатор; содержание сообщения; кодирование и выбор канала; канал коммуникации; шум; декодирование; аудитория; обратная связь; эффекты коммуникации.

5. Исследовательский проект «Моделирование коммуникативной цепи организации» (на примере вуза, факультета или любой организации по выбору студента)

Основные разделы исследования

Краткая характеристика организации, сфера ее деятельности

Коммуникаторы организации (должности, структурные подразделения)

Содержание сообщений

Выбор кода для кодировки сообщения

Выбор канала коммуникации

Характеристика реальных или возможных помех в коммуникации

Характеристик аудитории организации

Возможности для обратной связи

Ожидаемые эффекты от коммуникации

 

Литература.

Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине (гл. XIII. Информация, язык и общество; Приложение I. Розенблют А, Винер Н. Бигелоу Дж. Поведение, целенаправленность и телеология; Приложение II. Винер Н. Машина умнее своего создателя) (Конспект).

Голуб О.В., Тихонова С.В. Теория коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2011.

Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011.

Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

Соколов А. Общая теория социальной коммуникации. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. (Глава 4. Коммуникационные каналы; Глава 7. Социальная информация).

Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 31-40.

Чамкин А.С. Основы коммуникологии. Основы теории коммуникации. М.: Инфра-М, 2013.

Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2010. (Модели коммуникации - Конспект).

 

Практическое занятие № 4 (4 часа).

Семиотическая теория коммуникации

1. Семиотика как наука о знаках.

2. Понятие знака в семиотике.

3. Основные категории семиотики: парадигмы и синтагмы; денотация и коннотация; метафора и метонимия; коды; модусы адреса; артикуляция; интертекстуальность.

4. Презентация исследовательского проекта «Семиотика логотипов самарских брендов/торговых марок» (для исследования может быть выбрана любая сфера: рекламные компании, компании, производящие продукты питания, медиа-компании, образовательные организации любого уровня и т.п.)

Литература

Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». – М., 1975. С.114 – 163 (Конспект).

Голуб О.В., Тихонова С.В. Теория коммуникации. М.: «Дашков и Ко», 2011.

Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011.

Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

Соколов А. Общая теория социальной коммуникации. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. (Глава 6. Семиотика социальной коммуникации).

Степанов Ю.С. Семиотика. – М.: «Наука», 1971. (Глава 2. Направления в современной семиотике – Конспект-обзор; Глава 3. Основные законы семиотики – подробный конспект).

Практическое занятие № 5 (4 часа)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: