Раздел 1. Коммуникация как объект научного знания




Тема 1.1. Коммуникация как процесс и структура.

Понятие социальной коммуникации. Подходы к пониманию процесса коммуникации. Задачи социальной коммуникации. Компоненты процесса коммуникации. Формы и виды коммуникации. Принципы классификации видов коммуникации. Модели коммуникации. Коммуникация как действие, взаимодействие и процесс. Линейная, трансакционная и интеракционная модели коммуникации.

 

Тема 1.2. Методы исследования коммуникаций

Общенаучные и частнонаучные методы исследования. Принципы классификации методов исследования коммуникации. Подходы к изучению коммуникации. Принципы и методы анализа социальной коммуникации

Методы тестирования коммуникативной компетентности. Методы экспериенциального обучения.

Тема 1.3. Исторические аспекты возникновения и развития коммуникации в обществе

Коммуникации древних цивилизаций. Развитие средств коммуникации. Вопрос о происхождения языка. Этапы развития коммуникаций в обществе. Коммуникативные революции. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации

Роль коммуникации в информационном обществе. Информационные войны. Подходы к изучению коммуникации в информационном обществе. Работы Э.Тоффлера.

 

Формы, типы и уровни коммуникации

Внутриличностные и межличностные коммуникации. Внутригрупповые и межгрупповые коммуникации. Внутриорганизационные и межорганизационные коммуникации. Вербальные средства коммуникации. Коммуникативные функции языка. Невербальные средства коммуникации, их функции. Синтетические виды коммуникации.

 

Коммуникация в различных сферах общества

Субъекты экономики и их основная характеристика. Коммуникации в инвестиционно-финансовой деятельности. Взаимодействие с потенциальными инвесторами. Социально-ответственный бизнес и социальные коммуникации.

Субъекты политической коммуникации. Технологии политического консультирования.

Коммуникации в сфере культуры. Специфика художественной коммуникации. Творческие коллективы и проектная деятельность. Спонсоринг и фандрайзинг.

Коммуникации в сфере государственного управления как средство стратегического управления и инструмент влияния на внешнюю и внутреннюю среду.

Связи с общественностью как комплексная коммуникация. Реклама как вид и канал коммуникации. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Межкультурная коммуникация.

Основные понятия межкультурной коммуникации. Политическая корректность, языковой такт. Язык и идеология.

Раздел 2. Подходы к изучению коммуникации

Системный подход к коммуникации

Основные понятия общей теории систем: система, системный метод, свойства систем. Типология систем. Коммуникационная система, коммуникационная структура, коммуникационное пространство. Коммуникационная деятельность. Формы коммуникационного действия.

 

Информационная теория коммуникации

Информация как общенаучная категория. Модели коммуникативного процесса. Линейные модели Г.Лассуэла и К. Шеннона-У. Уивера. Интеракционная модель У.Шрамма. Кибернетическая модель Н.Винера. Многоступенчатая модель. Диффузная модель. Гомогенная модель.

Коммуникативная цепь и ее элементы: коммуникаторы, содержание сообщения, кодирование и выбор канала, шум, декодирование, эффекты коммуникации, аудитория.

 

Семиотическая теория коммуникации

Семиотика как наука о знаках (Ф.де Соссюр, Ч.Моррис, У.Эко, Р.Барт, К.Метц, ЖЛакан). Понятие знака в семиотике. Диада Р.Барта, триада Пирса. Понятие семиозиса. Парадигмы и синтагмы. Денотация и коннотация. Семиотические коды. Модусы адреса. Артикуляция. Интертекстуальность. Семиотический анализ коммуникации.

Когнитивный и интерпретативный подходы к коммуникации

Символический интеракционизм о конструировании смысла (Д.Мид, Г.Блумер): социальные действия и жесты, интерпретация значения, процесс принятия роли.

Смысл как феномен сознания (Э.Гуссерль). Концепция интерсубъективного мира А.Шюца.

Социальный конструктивизм Питера Бергера и Томаса Лукмана.

Герменевтика о проблеме интерпретации и понимания (Х.-Г. Гадамер).

 

Коммуникация как дискурс

Дискурс как коммуникативный феномен (Т.ван Дейк). Типы и виды дискурса. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса. Фрейм как концептуальное основание значения (М.Минский). Типология фреймов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: