Тема 1.1. Коммуникация как процесс и структура.
Понятие социальной коммуникации. Подходы к пониманию процесса коммуникации. Задачи социальной коммуникации. Компоненты процесса коммуникации. Формы и виды коммуникации. Принципы классификации видов коммуникации. Модели коммуникации. Коммуникация как действие, взаимодействие и процесс. Линейная, трансакционная и интеракционная модели коммуникации.
Тема 1.2. Методы исследования коммуникаций
Общенаучные и частнонаучные методы исследования. Принципы классификации методов исследования коммуникации. Подходы к изучению коммуникации. Принципы и методы анализа социальной коммуникации
Методы тестирования коммуникативной компетентности. Методы экспериенциального обучения.
Тема 1.3. Исторические аспекты возникновения и развития коммуникации в обществе
Коммуникации древних цивилизаций. Развитие средств коммуникации. Вопрос о происхождения языка. Этапы развития коммуникаций в обществе. Коммуникативные революции. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации
Роль коммуникации в информационном обществе. Информационные войны. Подходы к изучению коммуникации в информационном обществе. Работы Э.Тоффлера.
Формы, типы и уровни коммуникации
Внутриличностные и межличностные коммуникации. Внутригрупповые и межгрупповые коммуникации. Внутриорганизационные и межорганизационные коммуникации. Вербальные средства коммуникации. Коммуникативные функции языка. Невербальные средства коммуникации, их функции. Синтетические виды коммуникации.
Коммуникация в различных сферах общества
Субъекты экономики и их основная характеристика. Коммуникации в инвестиционно-финансовой деятельности. Взаимодействие с потенциальными инвесторами. Социально-ответственный бизнес и социальные коммуникации.
Субъекты политической коммуникации. Технологии политического консультирования.
Коммуникации в сфере культуры. Специфика художественной коммуникации. Творческие коллективы и проектная деятельность. Спонсоринг и фандрайзинг.
Коммуникации в сфере государственного управления как средство стратегического управления и инструмент влияния на внешнюю и внутреннюю среду.
Связи с общественностью как комплексная коммуникация. Реклама как вид и канал коммуникации. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Межкультурная коммуникация.
Основные понятия межкультурной коммуникации. Политическая корректность, языковой такт. Язык и идеология.
Раздел 2. Подходы к изучению коммуникации
Системный подход к коммуникации
Основные понятия общей теории систем: система, системный метод, свойства систем. Типология систем. Коммуникационная система, коммуникационная структура, коммуникационное пространство. Коммуникационная деятельность. Формы коммуникационного действия.
Информационная теория коммуникации
Информация как общенаучная категория. Модели коммуникативного процесса. Линейные модели Г.Лассуэла и К. Шеннона-У. Уивера. Интеракционная модель У.Шрамма. Кибернетическая модель Н.Винера. Многоступенчатая модель. Диффузная модель. Гомогенная модель.
Коммуникативная цепь и ее элементы: коммуникаторы, содержание сообщения, кодирование и выбор канала, шум, декодирование, эффекты коммуникации, аудитория.
Семиотическая теория коммуникации
Семиотика как наука о знаках (Ф.де Соссюр, Ч.Моррис, У.Эко, Р.Барт, К.Метц, ЖЛакан). Понятие знака в семиотике. Диада Р.Барта, триада Пирса. Понятие семиозиса. Парадигмы и синтагмы. Денотация и коннотация. Семиотические коды. Модусы адреса. Артикуляция. Интертекстуальность. Семиотический анализ коммуникации.
Когнитивный и интерпретативный подходы к коммуникации
Символический интеракционизм о конструировании смысла (Д.Мид, Г.Блумер): социальные действия и жесты, интерпретация значения, процесс принятия роли.
Смысл как феномен сознания (Э.Гуссерль). Концепция интерсубъективного мира А.Шюца.
Социальный конструктивизм Питера Бергера и Томаса Лукмана.
Герменевтика о проблеме интерпретации и понимания (Х.-Г. Гадамер).
Коммуникация как дискурс
Дискурс как коммуникативный феномен (Т.ван Дейк). Типы и виды дискурса. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса. Фрейм как концептуальное основание значения (М.Минский). Типология фреймов.