КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ




Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

 

 

 

Составитель Котенкова Е.В., педагог-психолог

 

 

г. Воскресенск

Пояснительная записка

В 2011 году в нашей школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был открыт кабинет психологической разгрузки (темная сенсорная комната), оснащенный оборудованием, которое производит ООО «ПКФ "АЛЬМА"»:

• пуфик-кресло "Груша";

• боксерская груша;

• двухметровая пузырьковая колонна;

• сухой бассейн;

• сенсорная тропа для ног;

• интерактивная панель "Бесконечный тоннель"

• проектор "Жар- птица";

• сухой душ;

• музыкальный центр;

"волшебная нить" с контролером;

• набор музыкальных дисков с релаксационной музыкой;

• набор мячей-гигантов, мячей-ежиков.

 

. В соответствии с этими компонентами можно выделить основные направления работы педагогов и психологов:

• формирование у детей (подростков) умения любить себя и другого человека;

• формирование личностной рефлексии;

• формирование потребности в саморазвитии.

Это имеет особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным результатом указанных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации воспитанников. В результате социальной депривации возникают серьезные нарушения личности. Детям, воспитывающимся в условиях школы-интерната, свойственны взрывы эмоций - бурная радость, гнев на фоне отсутствия глубоких устойчивых чувств. Общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью любви и внимания. При этом со временем устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка. В результате материнской депривации у детей-сирот отсутствует доверие к другим людям и к самому себе.

У большинства подростков наблюдаются неустойчивость внимания, утомляемость, импульсивность поведения, трудности в освоении школьных навыков. Они нуждаются в упрощенных вопросах и инструкциях к заданиям.

В основном у наших воспитанников преобладает холерический тип темперамента, а акцентуация характера — неустойчивая, эпилептоидная. У многих отмечается высокий уровень агрессивности. Они склонны к проявлению физической агрессии, озлоблены, грубы, вспыльчивы. Для них характерны аффективная взрывчатость, ярость, импульсивность.

В ответственный момент жизни такие дети не имеют ни материальной, ни моральной поддержки со стороны родственников. Все это приводит к тому, что выпускники школы-интерната часто оказываются неспособными правильно ориентироваться, адаптироваться в жизни. Поэтому на плечи педагогов ложатся дополнительные задачи по созданию условий, способствующих безболезненному вхождению таких детей в социум.

Опыт воспитания подростков МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Воскресенск свидетельствует о том, что необходима специальная программа работы с этой категорией воспитуемых.

Коллектив нашей школы-интерната хорошо понимает важность психического здоровья и воспитанников.

Коррекция агрессивного состояния воспитанников с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты проводится по программе "Методика проведения занятий в сенсорной комнате", которая предполагает трехчастную организацию занятий:

Часть 1. Развитие психофизического компонента. Обучение навыкам глубокого дыхания, стимулирующим упражнениям, кинезиологическим упражнениям, самомассажу (10 мин),

Часть 2. Развитие познавательной сферы. Обучение играм на развитие внимания, моторной памяти, формирование зрительного восприятия и т. д. (15-20 мин}.

Часть 3 (10 мин). Обучение приемам релаксации и саморегуляции, развитие навыков партнерского взаимодействия.

Оборудование: на занятиях используется все оборудование, которым оснащена наша темная сенсорная комната.

Состав группы: подростки от одиннадцати до пятнадцати лет.

Структура занятия:

1. Приветствие. Дыхательные упражнения. Стимулирующие упражнения. Кинезиологические упражнения. Разминка. Самомассаж.

2. Основная часть занятия. Игры на внимание, память, мышление.

3. Разгрузка. Эмоциональная оценка занятия. Прощание.

Методы и приемы работы: игровая терапия (с использованием сенсорных и массажных мячей); релаксационные методики (с использованием специальной релаксационной музыки).

Участие педагогов в реализации программы. Мы информируем учителей и воспитателей о содержании программы, демонстрируем занятия, ведем психопрофилактическую работу с педагогами в виде лекций-бесед, индивидуальных консультаций.

Обычно педагоги и воспитатели в качестве причин возникающих трудностей в процессе работы с подростками называют их педагогическую запущенность, индивидуальные особенности их интеллектуального развития, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию, особенности семейного воспитания.

На занятиях в сенсорной комнате мы обязательно используем разные виды упражнений.

Глазодвигательные упражнения упражнения для профилактики нарушения зрения. Они способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, упругость век.

Дыхательные упражнения стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Кинезиологические упражнения, которые мы используем на занятиях в темной сенсорной комнате, направлены на развитие мозолистого тела, повышения стрессоустойчивости. Под их влиянием в организме происходят положительные структурные изменения: совершенствуется регулирующая и координирующая функция нервной системы, гармонизируется работа головного мозга. Постепенно от занятия к занятию повышается сложность этих упражнений и увеличивается время их выполнения.

Сохранению и укреплению здоровья подростков способствует самомассаж рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

Хорошую результативность показывает использование мячиков-ежиков.

Ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания подростка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают его психику.

Релаксация один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Обучая воспитанников методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться и тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Умение подростков управлять своими чувствами и эмоциями — еще один шаг к формированию у них уверенности в себе. Практика показывает, что подростки с удовольствием выполняют упражнения как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта мы соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:

1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.

4. Учить воспитанников распознавать ощущения напряженности и расслабленности. качестве примера приведем методику релаксации для детей «Буратино»:

• Лягте удобно. Представьте, что вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть.

• Медленно закройте глаза.

• Дышите спокойно. Вдох — задержка дыхания (5 с) — выдох (повторить 5-6 раз).

• Отдыхаем (10 с). Настроение прекрасное, вы улыбаетесь и дарите радость своей улыбки окружающим.

• Ваша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 с, опускаем на пол, расслабляемся.

• Ваша левая нога тоже поднимается вверх, удерживаем ее 5 с, опускаем вниз, отдыхаем.

• Поднимаются ваши руки. Удерживаем их 5 с, они прямые и напряженные. Опустили. Руки упали и отдыхают.

• Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Удерживаем это положение в течение 5 с. Опускаем спокойно голову.

• Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук

• Напряжение уходит.

• Дыхание спокойное.

• Шея расслаблена, голова лежит неподвижно.

• Сейчас я досчитаю до пяти, и Буратино откроет глаза!

• Один, два... пять. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и веселыми.

• Буратино потянулся, открыл глаза и сел.

Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе с подростками релаксационных тренажей помогает решить задачи формирования у них положительных эмоций, снятия психомышечного напряжения.

 

 

КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ В ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

 

ЗАНЯТИЕ 1

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; мелкой моторики; совершенствование внимания; развитие концентрации и распределения внимания; моторной и образной памяти; наблюдательности; преодоление состояния психомышечного напряжения.

Часть 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: