«Отдохни».
Цель: саморегуляция психического состояния.
Процедура проведения. В качестве светового фона работает проектор светоэффектов «Солнечный-100». Воспитанники сидят в креслах «Груша» или в сухом бассейне. Они получают следующую инструкцию: «Сейчас мы попробуем определить свой пульс. Это можно сделать, сосредоточив внимание на пульсации в какой-либо части тела. Сосредоточьтесь. А сейчас вам предстоит попытаться участить свой пульс. При этом не нужно специально двигаться, напрягать мышцы или искусственно учащать дыхание. Вообразите себя бегущим, и попробуйте участить пульсацию в той части тела, на которой вы сосредоточили свое внимание. Итак, сосредоточьтесь! Закончили!»
«Расслабься».
Цеди: регуляция психического состояния; регуляция мышечного тонуса.
Процедура проведения. Освещение в комнате приглушено, включен светильник или проектор светоэффектов «Солнечный-100». Звучит релаксационная музыка. Подростки распределяются по парам и получают следующую инструкцию: «Первые номера удобно устраиваются в креслах «Груша». Вторые должны привести их в расслабленное состояние. Необходимо считать вслух. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно подобрать правильную тональность, звучание голоса. Темп счета постепенно замедляется, громкость голоса снижается. Тот, кто считает, обычно и сам непроизвольно расслабляется и успокаивается. Вам нужно как следует почувствовать это состояние, вжиться в него. Итак, начинаем».
ЗАНЯТИЕ 3
Цели: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления; стимуляция движения глаз; снижение психоэмоционального напряжения.
Часть 1
Глазодвигательные упражнения.
Цели: преодоление состояния статического напряжения; улучшение кровоснабжения, циркуляции внутриглазной жидкости; совершенствование координации в горизонтальной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций; улучшение координации движения глаз и головы, упругости век.
|
Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в креслах «Груша» или в сухом бассейне. Можно использовать один из приборов, создающих светоэффекты. Инструкция:
1. Сесть, расслабить тело, широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 с. Повторить 5-6 раз.
2. Вращать глазами по кругу по 2-3 с. Повторить 3-4 раза.
3. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
4. Смотреть вдаль 30-40 с. Перевести взгляд на палец, расположенный на расстоянии 25-30 см от глаза и смотреть на него 3-5 с. Повторить 3-5 раз.
5. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки соответствующего глаза и подержать 1-2 с. Повторите 3-5 раз.
6. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами, вернуть игрушку в исходное положение, Повторить 4-5 раз. Выполнить то же упражнение левой рукой.
Дыхательное упражнение.
Цели: активизация работы стволовых отделов мозга; рит-мирование правого полушария; устранение мышечного напряжения.
Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах «Груша» или в сухом бассейне. Психолог обращается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох».
Кинезиологические упражнения.
|
"Усиление руки"
Цель: развитие межполушарных связей.
Процедура проведения. Упражнение выполняется вдвоем. Оба подростка стоят друг против друга. Один из них медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет; один, два, три, четыре), после чего другой создает усиление на эту руку в три шага:
Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь), время — 7 с.
Второй шаг: создание большего напряжения (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь), время — 7 с.
Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь), время — 7 с.
Упражнение повторяется для другой руки.
«Перекрестная марионетка» (для правого полушария).
Цель: развитие межполушарных связей.
Процедура проведения. Упражнение выполняется стоя. На счет один, два, три, четыре, пять, шесть, семь подросток медленно и равномерно поднимает левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального положения относительно пола, правой рукой он создает усилие для ноги в три шага:
Первый шаг: легкое усилие для мышцы ноги — 7с.
Второй шаг: сильное усилие — 7с.
Третий шаг: доминирующее опускание ноги — 7 с.
Упражнение выполняется только для левой ноги.
Игры и упражнения с мячами
Самомассаж.
Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения. Общее освещение в комнате приглушено, работает проектор «Солнечный-100», звучит спокойная музыка. Подростки располагаются в креслах "Груша» или в сухом бассейне. Следует в течение $-5мин массировать руки, ноги, плечи с помощью мячей-ежиков.
|
«Придумай движение».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.
Процедура проведения. В комнате включен один из интерактивных приборов. Подростки рассаживаются вокруг мяча-гиганта, спиной к нему. Каждый по очереди, как умеет, приводит мяч в движение. Задача остальных — уловить это движение и присоединиться к нему.
Часть 2
«Путешествующий мячик».
Цели: развитие воображения; развитие творческого
мышления.
Процедура проведения. Подростки садятся по кругу. Ведущий держит в руках мяч. Передавая мяч одному из игроков, он говорит: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у вас не будет никаких ограничений: можно направлять друг друга в самые необычные места. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже побывали другие ребята, и те предметы, которые уже назывались».
Часть 3
«Я расслабляюсь».
Цель: обучение приемам саморегуляции.
Процедура проведения. Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Работает проектор «Солнечный-1ОО. Подростки удобно расположены в креслах. Звучит спокойная, тихая музыка и голос психолога проговаривающего формулы расслабления: «Сядьте так чтобы вам было удобно, и закройте глаза. Вы дышите спокойно и равномерно. Сейчас ваше внимание остановилось на руках. Представьте, что вы повернули кисти рук ладонями к солнечному свету. Вы как будто ловите ладонями теплые лучи. Ваши ладони становятся теплыми, очень теплыми... Вы отчетливо чувствуете тепло, мягко пульсирующее в каждом пальце, в ладонях... Постепенно теплая волна поднимается вверх по рукам, к плечам. Ваши руки становятся теплыми... Одновременно вы чувствуете мягкую расслабленную тяжесть в руках... Руки отдыхают...
Волна тепла и расслабления достигла плеч — солнечные лучи согревают ваши плечи. Впитывая тепло, плечи становятся мягкими, расслабленными, теплыми... Тепло и расслабление поднимаются от области плеч к основанию шеи... Мышцы шеи постепенно теплеют, расслабляются... Вы отчетливо чувствуете, как ваши плечи и шея, залитые приятным солнечным светом, расслабляются все больше и больше... Плечи и шея отдыхают.
Вы прислушиваетесь к себе: сейчас все ваше тело, согретое теплыми лучами, мягкое и расслабленное... Приятная теплота, покой и расслабление во всем теле. Вы отдыхаете. А теперь ваше внимание — на области лица. Вы мысленно полулежите на мягкой травке так, что ваше лицо находится в тени дерева. Вы чувствуете только еле заметные солнечные блики, проходящие сквозь крону... Представьте: легкий ветерок чуть колышет листву, и ваше лицо ласкают нежные отсветы солнечных лучей, Вы улыбаетесь себе... Мышцы лица расслабляются».
ЗАНЯТИЕ 4
Цели: развитие межполушарных связей; снижение психомышечного напряжения.
Часть 1