Цели: стимуляция движений глаз; тренировка способности глаза фокусировать изображение.
Упражнения способствуют снятию статического напряжения.
Процедура проведения. Психолог предлагает подросткам занять удобное для них положение в креслах"Груша"или в сухом бассейне и выполнить следующие упражнения:
1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз (по б раз).
2. «Нарисовать» глазами 6 кругов по часовой стрелке и б кругов против часовой стрелки.
3. «Написать» глазами цифры от 0 до 9.
4. «Написать» глазами свои имя и фамилию.
5. «Написать» глазами число, месяц и год своего рождения.
6. «Нарисовать» глазами пружинки.
7. «Нарисовать» глазами б горизонтальных и б вертикальных восьмерок.
Дыхательное упражнение.
Цели: стимуляция движений диафрагмы; улучшение кровообращения; гармонизация деятельности нервной системы.
Процедура проведения. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдохе опускаются вдоль тела ладонями назад.
Кинезиологические упражнения.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность подростков, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Процедура проведения.
«Кулак — ребро — ладонь». Три положения кисти на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола — сжатая в кулак ладонь — ладонь ребром на плоскости стола — распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Повторяется 8 раз.
«Колечко». Следует поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Игры и упражнения с мячами «Волшебный мячик».
Цель: знакомство членов группы друг с другом.
Процедура проведения. Игроки бросают мяч друг другу по желанию, называя свое имя, приветствуя друг друга.
«Мы вместе».
Цель: повышение позитивного настроя, сплоченности группы.
Процедура проведения. Подростки образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры все мячи (разные по размеру и фактуре) находятся во внешнем круге. Один подросток бросает мяч другому, стоящему перед ним, со словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующему и т. д. до возвращения в первую пару.
Часть 2
Игры и упражнения «Лабиринт».
Цели: развитие наблюдательности, моторной памяти, координации движений в пространстве.
Процедура проведения. Из кресел "Груша" сооружается лабиринт. Задача игроков — внимательно изучить лабиринт (не входя в него), найти выход из лабиринта, мысленно его пройти. Затем одному из подростков надевают повязку на глаза, и он пытается пройти лабиринт с закрытыми глазами. Затем это проделывает следующий игрок и т. д.
«Рыбки».
Цели: развитие образной памяти, концентрации и распределения внимания.
Процедура проведения. Подросткам предлагается внимательно рассмотреть пузырьковую колонну, в которой в разноцветных струях плавают рыбки. Затем они поворачиваются к ней спиной или просто закрывают глаза. Психолог по очереди задает игрокам вопросы:
1. Сколько всего рыбок плавало в воде?
2. Из чего они сделаны?
3. Сколько раз меняется цвет в колонне?
4. Какими цветами окрашивается вода в колонне? 5. Сколько рыбок красного цвета?
6. Сколько рыбок зеленого цвета?
Часть 3
Игры и упражнения «Круг любви».
Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.
Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает панно "Бесконечность".Подростки встают в круг и берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знаки внимания, радости.
«Волшебные движения».
Цели: снятие напряжения; гармонизация внутреннего, эмоционального состояния.
Процедура проведения. Игрокам предлагается
сесть удобно в кресла "Груша" или расположиться в сухом бассейне с подсветкой, положить руки на бедра раскрытыми ладонями к себе. Они закрывают глаза. Звучит тихая, успокаивающая музыка. Следует инструкция: «Сосредоточьтесь на своей правой ладони — ладонь расслаблена. Теперь начинайте медленно-медленно сжимать пальцы правой руки в кулак в течение одной минуты. Вам дается одна минута на то, чтобы сильно сжать пальцы правой руки в кулак, и еще одна минута для того, чтобы разжать его до исходного, расслабленного положения. Настроимся выполнять это упражнение о
чень плавно, с полным сосредоточением на пальцах правой руки».
Такое же упражнение выполняется для левой руки.
ЗАНЯТИЕ 2
Цели: развитие эмпатии; коррекция внимания; развитие координации движений; снятие психомышечного напряжения.
Часть1