Глазодвигательные и дыхательные упражнения.




Цель: улучшение осанки, стимуляция движений диафрагмы; улучшение кровообращения в глазах; гармонизация деятельности дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой, зрительной систем.

Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах «Груша» или в сухом бассейне. Включены проектор светоэффектов «Солнечный-100" и релаксационные музыкальные записи. Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Инструкция:

1. Вдохнуть, закрыть глаза. Выдохнуть, открыть глаза. Продолжать, добиваясь полного расслабления глаз, когда они закрыты.

2. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что вы видите вокруг: все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.

 

Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие творческого (наглядно-образного) мышления.

В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

Процедура проведения:

1. И. п.: стоя. Позвоночник прямой. Глаза закрыты. Левая рука лежат на животе, правая — на груди в области сердца. Сильно растереть грудь, представляя в области груди увеличивающийся шар,

2. И. п.: то же. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец — под нижней губой. Открыть рот. Растирать область губ.

3. И, п.: то же. Левая рука на животе, правая — чуть выше межбровья. Массировать правой рукой, представляя увеличивающийся шар в области лба.

4. И. п.: то же. Вдыхать левой ноздрей, выдыхать через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть тела и доходит до левой ноги. При выдохе «желтая, больная энергия» выходит через правую часть тела. Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой.

5. И. п.: то же. Смотреть в центр между ладонями, представляя шар желтого цвета. Вытянуть руки вперед на уровне межбровья. Указательные и большие пальцы сложить «домиком» и смотреть сквозь них. При выполнении упражнений может работать интерактивное световое оборудование и звучать спокойная музыка.

Часть 2 Игры и упражнения

«Поддержи меня».

Цель: выражение эмоциональной поддержки.

Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах по кругу и внимательно наблюдают за звездами на панно "Бесконечность". Двое детей находятся в центре круга. Один из них сидит на мяче-гиганте, второй — рядом с ним, покачивая мяч.

«Танец звездочек».

Цели: активизация воображения; эмоциональное развитие личности.

Процедура проведения. Подростки сидят в кресла "Груша", наблюдая за мерцающими звездами на панно "Бесконечность".

Звучит музыкальная запись, соответствующая занятию.

Инструкция:

1. Выбери ту звезду, которая тебе понравилась.

2. Направь вытянутую руку к своей звезде и закрой ее на расстоянии.

3. Представь себе, что это твой талисман и он оберегает тебя от всех невзгод

4. Какого цвета твоя звездочка?

5. Посмотри вблизи, издалека, сидя, лежа на свою любимую звездочку.

Часть 3

«Я самый спокойный».

Цель: саморегуляция психического состояния.

Процедура проведения. Подростки удобно располагаются в креслах «Груша», в музыкальном кресле-подушке или в сухом бассейне. Включается проектор «Солнечный- 100», общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит релаксационная музыка, психолог говорит: «Закройте глаза, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох (повторить несколько раз). Прислушайтесь к музыке и постарайтесь представить, что находитесь в дорогих вашей памяти местах.

Вот вы на морском берегу. Тишину и покой нарушает лишь шум прибоя... Волна набегает на берег, шурша галькой. Не отрываясь, смотрите в бесконечную синюю даль моря, где на горизонте едва виднеется белый теплоход. Белокрылые чайки то, едва касаясь воды, взмывают вверх, то лениво покачиваются на волнах. В прозрачной воде у берега резвятся мелкие рыбешки...

А вот сейчас перед вами солнечная поляна, усеянная белыми ромашками и нежно-розовыми цветами. Со всех сторон поляна окружена могучими дубами, березами и кленами. В их густых зеленых кронах весело щебечут птицы. Шмели и пчелы с гудением перелетают с цветка на цветок. Где-то недалеко журчит ручеек

Под эти чарующие звуки вы все больше погружаетесь в приятное состояние полного покоя. Вы расслабляетесь и успокаиваетесь. Вы отвлекаетесь от всего, что вас волнует и тревожит. Все ваши мышцы приятно расслаблены и отдыхают.

А сейчас откройте глаза и потянитесь. Хорошо потянитесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох».

 

Список используемой литературы:

1.Л.Б.Баряева, Е.В.Загребаева. Игры-занятия с тактильным панно «Ежик». – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

2. Г.Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2006.

3. А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, В.П.Зинченко, А.Г.Рузская. Восприятие и действие. –М.: Просвещение, 1967.

4. Н.В.Самоукина Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы. –М.: Новая школа, 1995.

5. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой.- СПб.: ХОКА, 2007.

6. Тревога и тревожность/Сост. И общая редакция В.М.Астапова.- Спб.: Питер, 2001.

 

Пояснительная записка

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Критерии психического здоровья:

• уравновешенность;

• эмоциональная устойчивость;

• необидчивость;

• терпеливость;

• умение справиться с негативными эмоциями, такими как жадность, страх, гнев, зависть.

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.

Психическое здоровье детей и подростков — актуальная проблема образования. Его можно рассматривать как систему, состоящую из трех компонентов: аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного

В подростковом возрасте в организме человека протекают бурные процессы перестройки – гормональные изменения. Именно они являются причиной резких перепадов настроения и аппетита. Этим изменениям подвержены в подростковом возрасте все люди, но интенсивность протекания у всех разная.

Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния.

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы.

В связи с рядом физиологических причин, подростки сильно подвержены перепадам настроения и очень чувствительны ко всему окружающему. Часто родные воспринимают плохое настроение у подростков, как «переходной возраст» и «возрастной бунт». Но за этим стоит нечто большее, чем капризы и протест.

Отличить депрессию от угнетенного состояния обывателю непросто. Но существует ряд симптомов, на которые внимательный родитель или друг обязательно обратит внимание.

Основные признаки депрессии у подростков:

· Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей.

· Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться.

· Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда)

· Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочные боли.

· Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость.

· Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий).

· Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное.

· Избегание общения, тяга к одиночеству.

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам психологической поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей, овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, является основой развития личности подростка. Все вышеуказанные умения и навыки могут иметь свое начало на тренинге поведенческих навыков. В связи с актуальностью решения данной проблемы, стало необходимым создание коррекционной программы для подростков направленной на развитие навыков самообладания и саморегуляции, а также развитию адекватного отношения к собственной личности.

Цель программы- коррекция депрессивных состояний у подростка.

Цель программы: обучение подростков использованию социально приемлемых способов снятия внутреннего напряжения.

Занятия проходят в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.

 

Задачи программы:

1. Устранить симптомы депрессивного состояния.

2. Сформировать навыки саморегуляции.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

5. Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

6. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

7. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей 12-16лет, испытывающие эмоциональное неблагополучие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: