Используйте подход персонажей народной сказки, записанной братьями Гримм, Гензеля и Гретель. Эти брат и сестра, идя по лесу, оставляли за собой дорожку из хлебных крошек, чтобы не заблудиться и найти дорогу домой. Я очень советую вам применять этот метод, рассказывая о себе. Любые отношения со временем слабеют. Для того чтобы сделать их прочными, приберегите свои откровения, чтобы их хватило надолго.
Человек, неожиданно нашедший друга, которому можно доверять, испытывает искушение открыть все эмоциональные шлюзы. Он торопливо рассказывает о себе слишком много подробностей, чем просто ошеломляет собеседника. Признания такого рода надо делать не спеша, постепенно, чтобы интенсивность и близость нарастали медленно, поэтапно. Дозированная выдача информации, как крошки, разбрасываемые по дороге Гензелем и Гретель, повышает долговечность отношений, потому что каждый партнер постоянно ощущает близость, возникающую из неиссякаемого, хоть и спокойного потока откровенных признаний.
Взаимная откровенность рождает доверие. Ведь, открывшись, человек становится уязвимым для того, кто знает его тайны. Взаимная откровенность создает безопасность, поскольку обе стороны стремятся держать при себе то, что знают, чтобы избежать неловкости, способной разрушить взаимное доверие.
Пользователи социальных компьютерных сетей в своем общении больше полагаются на откровенность в надежде вызвать чувство близости, так как не располагают средствами обмена невербальными сигналами, которыми обмениваются люди при первом знакомстве. Достоверность информации, распространяемой в сети, всегда вызывает сомнения, поэтому люди тратят много времени на выяснение окольными путями сведений о своих собеседниках. После проверки достоверности недостаток физического присутствия повышает вероятность более откровенных высказываний, создающих иллюзию близких отношений.
|
Внешняя привлекательность
Привлекательность – это драгоценный капитал, источник больших преимуществ для обладателя. Несмотря на то что все любят повторять поговорку «с лица воды не пить», на самом деле всем нравятся красивые люди. В каждой человеческой культуре есть четкие критерии привлекательности. Конечно, время от времени эти стандарты меняются, но все же у большинства людей в голове есть образцы и эталоны того, что считается красивым и привлекательным.
Быть привлекательным не означает быть совершенным. Приложив немного усилий, можно стать более притягательным для окружающих. По мнению Гордона Уэйнрайта, автора книги «Язык тела»[13], каждый может повысить свою привлекательность, если научится устанавливать и поддерживать зрительные контакты, вести себя бодро и жизнерадостно, хорошо одеваться, украшать свой гардероб милыми пустяками и внимательно слушать. Автор также подчеркивает важность осанки и походки, советуя читателям в течение недели ходить по улицам расправив плечи, с прямой спиной, втянутым животом и улыбкой на лице. Основываясь на многочисленных научных исследованиях, Уэйнрайт утверждает, что к концу недели вы ощутите, что окружающие относятся к вам с большей теплотой и уважением, чем раньше.
Люди склонны приписывать привлекательным людям даже те положительные качества, которыми они не обладают. Симпатичные мужчины и женщины обычно считаются более талантливыми, добрыми, честными и умными, чем менее красивые собратья. Контролируемые исследования показали, что людям с приятной внешностью (независимо от пола) чаще приходят на помощь, потому что всем хочется стать привлекательнее в глазах красивых людей.
|
Иногда внешняя привлекательность приносит даже вполне реальную финансовую выгоду. Некрасивые люди зарабатывают в среднем на 5–10 процентов меньше, чем люди со среднестатистической внешностью, а те, в свою очередь, – на 3–8 процентов меньше, чем люди, которых считают красивыми. Кроме того, отмечено, что красивые студенты получают более высокие оценки и пользуются большей симпатией преподавателей, чем остальные. Симпатичным пациентам врачи уделяют больше внимания, а преступники приятной наружности получают меньший срок, чем их некрасивые подельники. За примерами далеко ходить не надо: посмотрите на то, как полиция сквозь пальцы смотрит на нарушение законов «звездами» Голливуда.
Юмор
Люди, проявляющие чувство юмора в общении с окружающими, пользуются большей симпатией с их стороны, чем те, кто обладает этим качеством в меньшей степени. Кроме того, доверие и взаимная притягательность в отношениях повышаются, когда в них присутствует беззаботный добродушный юмор. Умелое его использование снижает тревожность, улучшает настроение и способствует более скорому установлению дружеских отношений. Иногда рискованная шутка может повысить градус интимности между влюбленными. Конечно, тот, кто шутит, в любом случае должен быть уверен, что его слова не будут восприняты собеседником как оскорбление.
|
Юмор приносит пользу тем, что вызывает смех. А смех, как известно, сопровождается выработкой эндорфинов, повышающих настроение. Вы, наверное, помните, что, согласно золотому правилу дружбы, нам симпатичны те люди, которые улучшают наше настроение. Отметим, что женщина будет чаще и с большей экспрессией смеяться над шутками понравившегося ей мужчины, какими бы плоскими они ни были, чем над шутками того, к кому она не испытывает никаких романтических чувств. Этот феномен еще раз подтверждает истинность золотого правила дружбы.
Регулярное общение
Чем чаще мы встречаемся и контактируем с кем-то, тем больше у нас шансов с ним подружиться. Американский психолог, специалист по человеческому поведению Леон Фестингер и двое его коллег изучали взаимоотношения жильцов двухэтажного дома на несколько квартир. Ученые обнаружили, что больше всего шансов подружиться у близких соседей. Меньше возможностей завязать отношения было у людей, проживавших на разных этажах. А вот те, кто жил на первом этаже, рядом с почтовыми ящиками, дружили с жильцами обоих этажей.
Правило частого общения подтверждает важность близости (как компонента формулы дружбы) для дружеских отношений. Людей, делящих одно жизненное пространство, неизбежно начинает тянуть друг к другу. Близость заставляет соседей нравиться друг другу еще до того, как они формально представятся. Ученики, сидящие в классе за одной партой, часто становятся друзьями. Я сам не раз наблюдал, что студентов тянет к тем, кто сидит рядом с ними, больше, чем к тем, кто устроился в противоположном углу аудитории. И на работе романы чаще возникают между людьми, регулярно контактирующими друг с другом.
Старая поговорка о том, что «разлука укрепляет чувства», не всегда бывает верна. Чем дальше друг от друга живут влюбленные, тем менее долговечными, как правило, оказываются их чувства.
Общинность
Замечено, что отдельных членов какого-либо объединения мы склонны оценивать на основании общего впечатления обо всей группе. Следовательно, если не слишком симпатичный человек хочет выглядеть привлекательнее, ему нужно всего лишь присоединиться к сообществу привлекательных людей. И наоборот, симпатичный человек покажется отталкивающим, если водит дружбу с группой малоприятных людей.
Оказывается, взрослый мир в этом отношении мало отличается от школьного. Если хочешь нравиться другим, дружи с популярными людьми. В деловой и профессиональной жизни это означает, что знакомства надо заводить с теми, кто выше по положению, поскольку очень большое значение имеет то, с кем ты общаешься. Если хочешь выглядеть успешным, объединяйся с успешными людьми.
Тем не менее правило общности не работает, если рассматривать человека не в составе большой группы, а в сравнении с одним-двумя людьми, с которыми он дружит или постоянно проводит время. В такой ситуации, если хочется выглядеть более милым и симпатичным, нужно водить компанию с людьми менее привлекательными. Этот феномен легко объяснить на примере потенциальных покупателей, посещающих демонстрационные залы домашних интерьеров. Утром человек уезжает из дома, который кажется ему превосходно обставленным. По возвращении домой после того, как он в течение дня рассматривал образцовые интерьеры, его собственный интерьер начинает казаться ему до крайности убогим. Так происходит оттого, что он увидел по-настоящему изящное убранство и сравнил его с обстановкой собственного дома.
Самооценка
Обычно мы склонны добиваться расположения тех, кто отличается высокой самооценкой. Следовательно, таким людям легче привлечь внимание окружающих и завязать с ними дружеские отношения. Люди с высокой самооценкой отличаются, помимо всего прочего, уверенностью в своих силах и уютно чувствуют себя в центре всеобщего внимания. Получив отказ, они расценивают его как жизненную неприятность, а не вызов собственной ценности. Напротив, те, у кого низкая самооценка, очень неохотно делятся с другими личной информацией. Скрытность служит защитным механизмом против критики и отвержения. Быть откровенным означает дать другому доступ к очень личному; к несчастью, для людей с низкой самооценкой откровенность и открытость есть terra incognita. По иронии судьбы, именно страх перед откровенностью приводит к отвержению, которого они так боятся.
Грань между высокой самооценкой и высокомерием очень тонка. Высокомерные люди чувствуют превосходство над остальными и держатся особняком. По этой причине их воспринимают как «других». В результате шансов быть привлекательными для окружающих у них становится меньше. Впрочем, это касается только «обычных» людей: с другими высокомерными и надменными людьми их отношения складываются намного лучше.
В американском обществе мужчины и женщины основывают свою самооценку на разных источниках. Мужчины в большинстве случаев ценят себя за способность зарабатывать деньги, производить впечатление на женщин и владение дорогими автомобилями и большими домами. Женщины же, несмотря на то что в современной Америке выпускниц колледжей теперь больше, чем выпускников, до сих пор оценивают свой статус в категориях физической красоты, молодости и умения общаться с людьми. Это особенно бросается в глаза во время разных телевизионных конкурсов, когда участников просят представиться и коротко рассказать о себе. Мужчина обычно сообщает о своей профессии («я электрик»), а женщина характеризует себя через отношения («я жена и мать троих детей»). Правда, в настоящее время, когда все больше и больше женщин начинают строить карьеру и зарабатывать деньги для семьи, они тоже привыкают характеризовать себя с точки зрения деятельности, а не социальных ролей и отношений.
Когда дело доходит до длительных (или не очень) любовных отношений, женщины с высоким статусом (молодые и физически привлекательные) склонны выбирать мужчин с высоким статусом (с востребованной престижной профессией и высокими наличными доходами). Такому выбору соответствует стратегия поиска партнера. Мужчины ищут молодых привлекательных женщин, способных стать матерями для их детей, а женщины ищут состоятельных мужчин, которые могут обеспечить и воспитать этих детей. Мужчины с низкой самооценкой склонны выбирать менее привлекательных женщин, а женщины с низкой самооценкой – мужчин с низким уровнем дохода.
Иногда люди с невысоким социальным статусом пытаются вести себя как баловни судьбы, чтобы завязать отношения с людьми из более высоких общественных кругов. Например, мужчина может притвориться, что хорошо зарабатывает, балуя любимую женщину дорогими подарками, водя машину, которая ему явно не по карману, и соря направо и налево деньгами, которых ему на самом деле не хватает. Такая стратегия эффективна лишь в краткосрочной перспективе, поэтому дело, как правило, заканчивается катастрофой, так как по прошествии времени обманщик оказывается на мели. Денег на хитрость больше нет, и тут же неизбежно открывается его истинное лицо – и истинное положение в обществе.
Не стоит ставить на такие вещи
Один из студентов рассказал мне об уловке, к которой они с приятелями прибегали, чтобы очаровывать девушек. Возле банковского терминала они собирали выброшенные распечатки чеков и самые крупные припрятывали, чтобы затем в нужный момент написать на них номера своих телефонов, которые они раздавали девушкам. Таким образом они создавали иллюзию состоятельных мужчин.