III.1. Личность
Понимание личности в психологии. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов я стремлений, составляющих содержание ее “личного мира”, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
2. Личность рассматривается как система черт—относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
3. Личность описывается и как деятельное “Я” субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образе-' ваний, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных "планов.
4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в •других людях (199, с. 17—18).
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, 'но возникает в результате культурного и социального развития (53, с. 315).
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе (216, с. 676—679).
|
Личность есть специфически человеческое образование, которое “производится” общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Форми-
\ т
рование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде (144, с. 176—177).
Личность—это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве “Я”, которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции (74, с. 37—44).
Что значит быть личностью? Быть личностью—это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью—это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них. ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью—это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью—это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя (24, с. 92).
|
В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.
1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и “личность”. Следовательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “человек”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, хотя, с другой стороны, личность — это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.
2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития
|
личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Ле-
онтьев).
4. Личностью не рождаются—личностью становятся; личность
формируется в онтогенезе относительно поздно.
5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности (180, с. 25—27).
Развитие личности. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не
знает границ (144, с. 226).
Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности:
1) психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих
общностей;
2) закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т. д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.
Переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации
(198, с. 19—26).
Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением,
с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.
Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. Затем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; здесь изменчивость личности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную логику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удовлетворению социальных ожиданий (4, с. 34—36).
Структура личности
Структуры индивидуальности и личности. Структуры индивидуальности и личности изображены в виде схемы на втором форзаце слева. При этом приняты следующие определения.
Индивидуальность—совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
Личность—это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.
Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: “Ради чего она совершается?”. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация—относительно; устойчивая в индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент—характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
Способности—психические свойства, являющиеся условиями
успешного выполнения какой-либо одной или нескольких дея-тельностей.
Характер—совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств—отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
На данной схеме организм и личность составляют единство, соответствующие компоненты—мотивация, темперамент, способности и характер—объединены системообразующими признаками:
эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями (они на схеме заштрихованы).
Эмоциональность—совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность—мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
\ Побуждения — мотивационный компонент характера. Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возмож- •
12ft
•
ностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Призвание — качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями, и с характером.
Целеустремленность—направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
Стремление—потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально органи-, зеванной деятельности личности (63, с. 18—21).
В психологии была сделана попытка построения монистической концепции многомерного развития личности (182). В ней предложено пять своего рода “измерений” структуры- личности:
1) пространственно-временные ориентации; 2) потребностно-воле-вые эстетические переживания; 3) содержательные направленности личности; 4) уровни освоения личностью деятельности; 5) формы реализации деятельности (см. второй форзац, справа).
Развитие индивида в личность происходит, согласно этой концепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и универсальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью надиндивидные процессы.
Личность—это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия (включая и непредсказуемые) перед природой, обществом и своей совестью.
По доминирующей пространственно-временной ориентации можно выделить такие типы личности как: “мемуарист”, “конъюнктурщик” и “прогнозист”. По потребностно-волевым переживаниям: “пессимист”, “уравновешенный”, “оптимист”. По содержательным направленностям: “деловой”, “экстраверт” (в том числе и “коллективист”), “игрок”, “интроверт”. По уровням освоения деятельности: “ученик”, “исполнитель”, “любознательный” и “творец”. Типы личности по доминирующим формам реализации деятельности: “преобразователь”, “созерцатель”, “оратор”, “мыслитель” <182, с. 69—70; 182а, с. 6—9).
Согласно (97) личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и" характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим).
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация.складывается из знаний о внешнем мире (при-
родном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий' потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в “потреблении” произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает, 2) что и как она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет (97, с. 260—262).
Система черт личности. В психологии существуют два главных направления исследований личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго—определение типов личности.
Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Приведем несколько примеров факторов
(черт личности) как нормальных психологических характеристик людей.
Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (при низких оценках по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди
холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.
Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстоять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.
Фактор / характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по данному фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.
Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Проведенные в этом направлении исследования касаются главным образом полноты анализа структуры личности (169, с. 18, 31, 35—36, 39—40, 63).
Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведем список поверхностных черт личности по Кэттелу:
1. Уверенность в себе—покорность. /
2. Интеллектуальность, аналитичность—ограниченность, отсутствие воображения.
3. Зрелость ума—непоследовательность, подверженность влиянию.
4. Непостоянство, суетность—рассудительность, стоицизм, сдержанность.
5. Невротичность — отсутствие невротичности.
6. Черствость, цинизм — мягкость.
7. Своевольность, эгоизм—доброта, ненавязчивость, терпимость.
8. Ригидность, тираничность—покладистость, дружелюбие.
9. Злобность, черствость—добросердечие, обходительность.
10. Аутизм—реализм.
11. Сильная воля, добросовестность—вялость, непоследовательность, импульсивность.
12. Интеллектуальность — простота, недисциплинированный ум.
13. Отсутствие уверенности, инфантильность—зрелость, тактичность.
14. Асоциальность, шизоидность—открытость, идеализм, готовность сотрудничать.
О Заказ № 1417 \yj
15. Веселость, энтузиазм, остроумие—ощущение несчастья, разочарованность, неповоротливость.
16. Активность, нервозность — самообладание, ригидность, конформизм.
17. Невроз, психопатия—эмоциональная зрелость.
18. Чрезмерная чувствительность, экспрессивность—флегматичность.
19. Злость, мелочность—естественность, дружелюбие, открытость.
20. Эмоциональность — неэмоциональность.
21. Подъем, экспрессивность, разнообразие интересов—замкнутость, спокойствие, ограниченность.
22. Доступность, теплота, сентиментальность—замкнутость, холодность, мизантропия.
23. Ветреность, тщеславие, притворство — заурядность, безыскусность.
24. Агрессивность, параноидальность — надежность, добросердечность.
25. Эстетические интересы, независимость суждений.
26. Беспокойство, эмоциональность, гипоманиакальность—спокойствие, терпеливость, скромность.
27. Инфантильность, эгоцентричность — эмоциональная зрелость, устойчивость к фрустрации.
28. Непостоянство, бесхарактерность, недостаточный реализм — цельность, стойкость.
29. Душевная и физическая сила, бодрость — неврастения.
30. Предприимчивость, вспыльчивость — заторможенность, робость. 3). Общительность, пылкость—любовь к уединению, робость. 32 Меланхолия.
33. Жестокость, твердость — интроспекция, чувствительность, боязливость.
34. Воображение, интроспекция, конструктивность—степенность, скупость.
35. Ловкость, решительность—искренность, мягкость (168а, с. 230—231).