III. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ




III.1. Личность

Понимание личности в психологии. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов я стремлений, составляющих содержание ее “личного мира”, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально свое­образных способов упорядочения внешних впечатлений и внутрен­них переживаний.

2. Личность рассматривается как система черт—относитель­но устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуаль­ности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

3. Личность описывается и как деятельное “Я” субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образе-' ваний, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных "планов.

4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в •других людях (199, с. 17—18).

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, 'но возникает в результате культурного и социального развития (53, с. 315).

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной рабо­ты. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечат­лению, которое он производит на другого; он сам сознательно вы­деляет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающе­му, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе (216, с. 676—679).

Личность есть специфически человеческое образование, кото­рое “производится” общественными отношениями, в которое ин­дивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, состав­ляет не причину, а следствие формирования его личности. Форми-

\ т


рование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процес­сом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде (144, с. 176—177).

Личность—это социализированный индивид, рассматривае­мый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизую­щаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Функции регулятора поведения личности выполняют ее миро­воззрение, направленность, характер, способности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизую­щаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувст­ве “Я”, которое включает в себя представления о себе и само­оценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаб­людению, самоанализу и саморегуляции (74, с. 37—44).

Что значит быть личностью? Быть личностью—это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью—это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходи­мости, оценивать последствия принятого решения и держать за них. ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть лич­ностью—это значит постоянно строить самого себя и других, вла­деть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей вла­сти. Быть личностью—это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя (24, с. 92).

В психологии имеется множество попыток выявления ядра лич­ности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” (в смысле уникаль­ности, неповторимости каждого человека) и “личность”. Следо­вательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “чело­век”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, хотя, с другой стороны, личность — это и человек, и индивид, и субъект, и ин­дивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая ха­рактеризует все эти понятия с точки зрения включенности челове­ка в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершин­ное” понимание, когда личность рассматривается как особый уро­вень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологи­ческого и социального развития в личности. Одни включают био­логическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития


личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Ле-

онтьев).

4. Личностью не рождаются—личностью становятся; личность

формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятель­ности (180, с. 25—27).

Развитие личности. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие пред­полагает смещение потребностей на созидание, которое одно не

знает границ (144, с. 226).

Можно выделить два типа закономерностей возрастного разви­тия личности:

1) психологические закономерности развития личности, источ­ником которого выступает противоречие между потребностью лич­ности в персонализации (потребностью быть личностью) и объек­тивной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соот­ветствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих

общностей;

2) закономерности развития личности как в результате вхож­дения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т. д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относитель­но стабильной группы.

Переход на следующую возрастную стадию не является спон­танным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации

(198, с. 19—26).

Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением,

с типом и способом разрешения противоречий с социальной дей­ствительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.

Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. За­тем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, само­определяться по отношению к событиям; здесь изменчивость лич­ности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отно­шению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и опреде­ленно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную ло­гику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удов­летворению социальных ожиданий (4, с. 34—36).


Структура личности

Структуры индивидуальности и личности. Структуры ин­дивидуальности и личности изображены в виде схемы на втором форзаце слева. При этом приняты следующие определения.

Индивидуальность—совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально не­повторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

Личность—это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определен­ных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потреб­ностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: “Ради чего она совершается?”. Мотив предполагает знание о тех мате­риальных или идеальных объектах, которые способны удовлетво­рить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация—относительно; устойчивая в индивидуально непо­вторимая система мотивов.

Темперамент—характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности—психические свойства, являющиеся условиями

успешного выполнения какой-либо одной или нескольких дея-тельностей.

Характер—совокупность стержневых прижизненно формируе­мых свойств—отношений человека к миру, накладывающих от­печаток на все его действия и поступки.

На данной схеме организм и личность составляют единство, соответствующие компоненты—мотивация, темперамент, способ­ности и характер—объединены системообразующими признаками:

эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями (они на схеме заштрихованы).

Эмоциональность—совокупность качеств, описывающих дина­мику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность—мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и дея­тельности.

\ Побуждения — мотивационный компонент характера. Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возмож- •

12ft


ностей для преодоления трудностей и препятствий, для соверше­ния целенаправленных действий и поступков.

Призвание — качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склон­ностями, и с характером.

Целеустремленность—направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.

Стремление—потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной си­туации, но могут быть созданы как результат специально органи-, зеванной деятельности личности (63, с. 18—21).

В психологии была сделана попытка построения монистиче­ской концепции многомерного развития личности (182). В ней предложено пять своего рода “измерений” структуры- личности:

1) пространственно-временные ориентации; 2) потребностно-воле-вые эстетические переживания; 3) содержательные направленно­сти личности; 4) уровни освоения личностью деятельности; 5) фор­мы реализации деятельности (см. второй форзац, справа).

Развитие индивида в личность происходит, согласно этой кон­цепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и уни­версальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью надиндивидные процессы.

Личность—это активно осваивающий и целенаправленно пре­образующий природу, общество и самого себя человек, обладаю­щий уникальным, динамичным соотношением пространственно-вре­менных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содер­жательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия (включая и непредсказуемые) перед природой, обществом и своей совестью.

По доминирующей пространственно-временной ориентации можно выделить такие типы личности как: “мемуарист”, “конъюнк­турщик” и “прогнозист”. По потребностно-волевым переживани­ям: “пессимист”, “уравновешенный”, “оптимист”. По содержа­тельным направленностям: “деловой”, “экстраверт” (в том числе и “коллективист”), “игрок”, “интроверт”. По уровням освоения деятельности: “ученик”, “исполнитель”, “любознательный” и “тво­рец”. Типы личности по доминирующим формам реализации дея­тельности: “преобразователь”, “созерцатель”, “оратор”, “мысли­тель” <182, с. 69—70; 182а, с. 6—9).

Согласно (97) личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и" характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художест­венным (эстетическим).

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация.складывается из знаний о внешнем мире (при-


родном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познаватель­ная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяет­ся обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эсте­тической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убежде­ниями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о един­стве психологических и идеологических моментов, сознания лич­ности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскры­ваясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий' потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, спо­собностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность лич­ности развертывается и в творчестве, профессиональном или са­модеятельном, и в “потреблении” произведений искусства.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает, 2) что и как она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее художественные по­требности и как она их удовлетворяет (97, с. 260—262).

Система черт личности. В психологии существуют два главных направления исследований личности: в основе первого лежит вы­деление в личности тех или иных черт, в основе второго—опреде­ление типов личности.

Черты личности объединяют группы тесно связанных психоло­гических признаков. Приведем несколько примеров факторов

(черт личности) как нормальных психологических характеристик людей.

Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных пе­реживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отли­чают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естествен­ность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничест­ву, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (при низ­ких оценках по фактору) имеют значение такие черты, как вя­лость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди


холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обяза­тельны, но недостаточно гибки.

Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фак­тору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятель­ности, независимости, игнорировании социальных условий и авто­ритетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно от­стаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отсто­ять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, усту­пает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

Фактор / характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся та­кие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросо­вестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застой­ность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по данному фактору, склонен к непосто­янству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

Выделение черт личности предполагает существование конеч­ного набора базисных качеств, а индивидуальные различия опре­деляются степенью их выраженности. Проведенные в этом на­правлении исследования касаются главным образом полноты ана­лиза структуры личности (169, с. 18, 31, 35—36, 39—40, 63).

Чтобы показать характер переменных, охватываемых фактор­ным анализом, приведем список поверхностных черт личности по Кэттелу:

1. Уверенность в себе—покорность. /

2. Интеллектуальность, аналитичность—ограниченность, отсутствие вооб­ражения.

3. Зрелость ума—непоследовательность, подверженность влиянию.

4. Непостоянство, суетность—рассудительность, стоицизм, сдержанность.

5. Невротичность — отсутствие невротичности.

6. Черствость, цинизм — мягкость.

7. Своевольность, эгоизм—доброта, ненавязчивость, терпимость.

8. Ригидность, тираничность—покладистость, дружелюбие.

9. Злобность, черствость—добросердечие, обходительность.

10. Аутизм—реализм.

11. Сильная воля, добросовестность—вялость, непоследовательность, им­пульсивность.

12. Интеллектуальность — простота, недисциплинированный ум.

13. Отсутствие уверенности, инфантильность—зрелость, тактичность.

14. Асоциальность, шизоидность—открытость, идеализм, готовность сотруд­ничать.

О Заказ 1417 \yj


15. Веселость, энтузиазм, остроумие—ощущение несчастья, разочарован­ность, неповоротливость.

16. Активность, нервозность — самообладание, ригидность, конформизм.

17. Невроз, психопатия—эмоциональная зрелость.

18. Чрезмерная чувствительность, экспрессивность—флегматичность.

19. Злость, мелочность—естественность, дружелюбие, открытость.

20. Эмоциональность — неэмоциональность.

21. Подъем, экспрессивность, разнообразие интересов—замкнутость, спо­койствие, ограниченность.

22. Доступность, теплота, сентиментальность—замкнутость, холодность, ми­зантропия.

23. Ветреность, тщеславие, притворство — заурядность, безыскусность.

24. Агрессивность, параноидальность — надежность, добросердечность.

25. Эстетические интересы, независимость суждений.

26. Беспокойство, эмоциональность, гипоманиакальность—спокойствие, тер­пеливость, скромность.

27. Инфантильность, эгоцентричность — эмоциональная зрелость, устойчи­вость к фрустрации.

28. Непостоянство, бесхарактерность, недостаточный реализм — цельность, стойкость.

29. Душевная и физическая сила, бодрость — неврастения.

30. Предприимчивость, вспыльчивость — заторможенность, робость. 3). Общительность, пылкость—любовь к уединению, робость. 32 Меланхолия.

33. Жестокость, твердость — интроспекция, чувствительность, боязливость.

34. Воображение, интроспекция, конструктивность—степенность, скупость.

35. Ловкость, решительность—искренность, мягкость (168а, с. 230—231).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: