IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ




1V.1. Деятел ьн ост ь. Состав деятельности. Ведущая деятель­ность. Учебная деятельность как ведущая. Действие. Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности. Операции. Интериоризация. Индивидуаль­ный стиль деятельности. Управление формированием деятельности. Ори­ентировочная основа деятельности. Поэтапное формирование умственных действий и типы учения............. 171

IV.2. Дея тельность и поведение. Факторы, влияющие на социальное поведение человека. Виды. деятельности и поведения. Поведе­ние детей в трудных ситуациях. “Выученная беспомощность”...188

1V.3. Потребности. Определения. Классификации потребностей. Трансформация потребности. Уровни и формы познавательной потреб­ности................... 183

IV.4. Мотивация. Мотив как предмет деятельности. Ценностные ориентации. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Побуждение. Полимотивированность. Аффективно-детерминированная внут­ренняя мотивация. Интерес. Интерес-возбуждение как мотив; Мотив и смысл. Мотивационный конфликт..........186

IV.5. Мотивация учения. Структура учебных мотивов. Клас­сификация мотивов учения. Развитие внутренней мотивации учения. Мо­тивация достижения............... 192

IV.6. Общение. Взаимоотношения и общение. Общение и дея­тельность. Общественные и межличностные отношения. Социальная роль. Межличностные отношения и тревожность. Интимно-личностное общение. Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте. Гуман­ные отношения детей. Эмпатический способ общения. Стереотипы в по­знании человека человеком. Способность проникать во внутренний мир другого человека. Понимание учащимися своих сверстников. .. 195

V. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ V.I. Ц ел и и задачи воспитания. Сущность воспитания. Цели воспитания и образования. Воспитание и обучение. Технология воспитания. Изучение и воспитание ребенка......... 201

V.2. Учение школьника. Определение. Учение как процесс. На­учение. Компоненты учебной деятельности. Учебные действия. Предмет учебной деятельности. Предметная структура учебной деятельности. Со­держание учебной деятельности. Этапы формирования умственных дейст­вий. Характеристики действия. Формы действия. Обобщение действия. Свертывание умственных действий. Умения и навыки. Приемы учебной работы. Перенос приемов учебной деятельности. Перенос знаний. Подра­жание. Самоконтроль. Самоорганизация учебной деятельности... 204

V.3. О буче ние. Определение. Учение и обучение в широком смыс­ле. Три типа задач обучения. Обучение как творческий процесс. Два главных пути обучения. Структура учебного процесса. Принципы обуче­ния по Л. В. Занкову. Обучение традиционное. Житейский опыт и науч­ные знания в обучении. Эмпирическое и теоретическое знание. Фазы обучения учащихся понятиям. Роль усвоения структуры учебного пред­мета в обучении. Логико-психологические основы определения содержа­ния учебных предметов. Варианты организации усвоения. Обучение и развитие. Зоны обучения. Развитие личности в процессе обучения. Кон­цепция управления учебным процессом. Самоуправление в обучении. Обучаемость и мотивация............. 215

V.4. Методы и приемы обучения. Осознание целей учения.


Схема проведения урока. Способ введения нового научного понятия. Использование образцов в обучении. Необходимо ли повторение? За­учивание. Виды учебных действий в начальной школе. Материализован­ные формы действий в обучении. Коррекция нарушений структуры мыс­лительной деятельности. Развитие речи. Научение и подкрепление. Приемы обучения по К. Роджерсу. Развивающе-ролевая форма организации учебного процесса. Формы общения при организации совместного дейст­вия. Деловая игра. Игра и обучение........... 230

V.5. Наглядность в обучении. Сущность наглядности. На­глядность в обучении. Виды учебной наглядности. Функции наглядного материала. Что осознается в наглядном материале?.......241

V.6. Проблемное обучение. Проблемные ситуации. Отноше­ние ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных си­туаций. Проблемная ситуация и задача. Проблемные ситуации в обучении 244

V.7. Обучение решению задач. Учебная задача. Умение ставить учебную задачу. Психологическая сущность процесса решения задач. Эвристики, Два вида обобщения решения задач. Психологические барьеры прошлого опыта. Прием отстранения для преодоления психоло­гического барьера. Формирование культуры решения задач.... 247

V.8. Программированное обучение. Определения и осо­бенности программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Об­ратная связь в обучении............. 252

V.9. Контроль и оценка в обучении. Организация конт­роля за процессом усвоения. Опрос как форма учета успешности. Функ­ции оценки. Содержательная оценка. Парциальные оценки. Групповые и индивидуальные нормы оценки. Надо ли сравнивать детей между собой? Вредны ли отметки в начальном обучении? Метод взаимного рецензиро­вания. Метод групповых оценок. Оценочная деятельность школьника в роли учителя. Виды самооценки. Взаимосвязь оценки учителя и само­оценки школьника. Ожидания учителя и их следствия. Проявления ожи­даний учителя в оценке отстающих школьников. Самооценка школьника и оценка его родителями............. 255

V.10. Уч ител ь. Передовой и новаторский опыт учителя. Индиви­дуальный стиль деятельности учителя. Виды стилей деятельности учителя. Уровни результативности деятельности учителя. Личностная центрация учителя. Создание атмосферы психологической поддержки в классе. Виды словесных воздействий учителя на учащихся........ 268

Литература....,........... 274




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: