V.6. Проблемное обучение




Проблемное обучение заключается в создании (организа­ции) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, приня­тии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятель­ности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим' руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: 1) сформировать у уча­щихся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достиг-


нуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе реше­ния ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного об­учения—сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся (129, с. 260—261).

Проблемные ситуации. Проблемная ситуация характеризует оп­ределенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Условием возниковения проб­лемной ситуации является необходимость в раскрытии нового от­ношения, свойства или способа действия.

Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три глав­ных компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неиз­вестном отношении, способе или условии действия; б) неизвест­ное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной си­туации; в) возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной си­туации (167, с. 33—34).

Отношение ученика к проблемной ситуации. Проблемная ситу­ация, возникающая в учебной деятельности, может вызвать состоя­ние эмоционального подъема, активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также состояние неудовлетворенности, напряже­ния, трудности, отрицательного отношения к выполнению учебно­го задания, неадекватную самооценку, что в конечном счете может быть одной из причин неуспеваемости школьника.

Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состо­ит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения проблемной ситуации она выступает как поло­жительный фактор, но превращается в отрицательный в случае от­сутствия таких условий и средств (сдерживающая и дезоргани­зующая функции).

Проблемная ситуация на слабо подготовленного в теоретиче­ском отношении ученика действует отрицательно, она больше уг­нетает, дезорганизует (если разрешение этой ситуации выходит за пределы его зоны ближайшего развития и учитель не оказывает ему своевременной помощи), в то время как хорошо развитого школьника она, напротив, стимулирует к поиску, активизирует в работе, что соответствует его желанию и стремлению постоянно применять свои знания и умения (256, с. 69—72).


Правила создания проблемных ситуаций. 1. Для создания проб­лемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которо­го учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые зна­ния или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

а) задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми вла­деет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть, составля­ет подлежащую.усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответ­ствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснения? ' подлежащего усвоению учебного материала. -,

4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учеб­ные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т. п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблем­ной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможно­сти объяснить им те или иные продемонстрированные факты (167, с. 181—183).

Проблемная ситуация и задача. Проблемная ситуация означа­ет,. что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожное и т. д. Возникшая проблемная ситуация переходит затем в осознаваемую человеком задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация—это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознаваемое впечатление, как бы сигнализирующее, что что-то не так, что-то не то. Процесс мышления начинается с анализа этой проблемной ситуации. В ре­зультате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова. Возникновение задачи означает, что удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и отношений между из­вестным и неизвестным, становится возможным искать и нахо­дить нечто новое, до того скрытое, неизвестное (42, с. 53—54).

Проблемные ситуации в обучении. Первый признак проблем­ной ситуации в обучении состоит в том,'что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возмож­ности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся.


Наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных. Общая проблемная ситуация—пробле­ма—должна распадаться на ряд подпроблем, связанных и выте­кающих одна из другой.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в

учебном процессе:

1. Проблемная ситуация создается тогда,.когда обнаруживает­ся несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2. Проблемные ситуации возникают при необходимости много­образного выбора из систем имеющихся знаний единственно необ­ходимой системы, использование которой только и может обеспе­чить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями ис­пользования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск пу­тей применения знаний на практике.

4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения за­дачи и практической неосуществимостью или нецелесообразно­стью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического

обоснования.

5. Проблемные ситуации при решении технических задач воз­никают тогда, когда между внешним видом схематических изобра­жений и конструктивным оформлением технического устройства

отсутствует прямое соответствие.

6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объ­ективно заложенное в принципиальных схемах противоречие меж­ду статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы (129, с. 264—268).

Введение в учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них познаватель­ных интересов. Тем не менее полностью построить обучение на ос­новах проблемности вряд ли возможно. В большинстве классов собраны учащиеся с разным уровнем подготовки и разными спо­собностями. И если для кого-то проблемное задание оказывается не по силам, т. е. не соответствует их возможностям, оно вносит дезорганизацию в учебную работу. Использование приемов проб­лемного обучения не должно исключать индивидуального обу­чения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: