Любая сложная система делится на составные части (подсистемы). Так и система организации перевозочного процесса делится на составляющие подсистемы, по которым осуществляется управление. Рассмотрим основные из них.
1. Управление транзитными вагонопотоками из груженых и порожних вагонов имеет две цели – передачу груженных и порожних вагонов на смежные железные дороги и обеспечение заявок на погрузку грузов.
2. Управление местными вагонами обеспечивает доставку груженых вагонов к месту выгрузки.
3. Управление движением поездов по диспетчерским участкам должно обеспечивать устойчивый пропуск поездов по участкам.
4. Управление поездопотоками направлено на достижение двух целей. Во-первых, необходимо так организовать работу локомотивов и локомотивных бригад, чтобы готовые составы были своевременно обеспечены локомотивами и локомотивными бригадами. Во-вторых, при пропуске поездов следует учитывать пропускные способности участков и выгрузочные способности станций и своевременно направлять поездопотоки на параллельные ходы или заблаговременно отставлять составы на подходах к перегруженным объектам (станции, участки).
5. Управление работой станций, в первую очередь сортировочных (управление сортировочной работой), заключается как в непосредственной организации работы станций, так и при необходимости перераспределении сортировочной работы между станциями в случае возникновения затруднений.
6. Комплексное диспетчерское управление перевозочным процессом с участием всех причастных служб (пути, электрификации, локомотивной, вагонной и др.). Получило значительное развитие с появлением крупных автоматизированных диспетчерских центров управления.
При решении задач по каждой из составляющих управления перевозочным процессом должно обеспечиваться соблюдение требований: безопасности движения, экономии всех видов ресурсов (вагоно-часов, локомотиво-часов, бригадо-часов, поездо-часов, энергии), минимизации всех видов расходов.
Рассматривая в историческом плане управление перевозочным процессом целесообразно делать это по указанным выше составляющим. При этом следует учитывать изменения состояния управляемой и управляющей частей всей системы (табл. 4) по этапам развития железнодорожного транспорта.
Все это позволит четко представить исторический процесс развития системы руководства перевозочным процессом.
Таблица 4
Изменение состояния управляемой и управляющей частей системы руководства перевозочным процессом
по этапам развития железнодорожного транспорта мира
Этапы, годы | Управляемая часть | Управляющая часть | ||||
Инфраструктура | Подвижной состав | Технические средства | Характер управления перевозочным процессом | |||
Длина сети, тыс. км | Развитие станций | Характер изменения объемов перевозок | ||||
1-й этап 1825 - 1860-е | 211,4 (конец этапа) | Появление сортировочных станций | Рост перевозок | Паровая тяга, двухосные вагоны (США – 4-х осные) | Телеграфная связь, создание семафора | Управление отдельными линиями |
2-й этап 1860-е – 1914 (до I Мировой войны) | 1082,1 | Сортировочные станции с горками | Быстрый рост перевозок | Сочлененные паровозы (2+4+4+2) автосцепка, автотормоза, начало внедрения электрической и тепловозной тяги | Жезловая система. Полуавтоматическая блокировка. Механическая централизация стрелок и сигналов. Диспетчерское управление на участках. | Организация взаимодействия между линиями. Начало централизации управления вагонным парком. |
3-й этап 1914 – 1945 I и II Мировые войны | 1010,0 | Создание и развитие сетей сортировочных станций | Устойчивая работа. Рост перевозок | Широкое внедрение электрической и тепловозной тяги, грузоподъемность вагонов до 60 т, нагрузка 20 т/ось | ЭЦ, ДЦ, радиосвязь | Управление сетями железных дорог в отдельных странах. Автоматизация управления движением. |
4-й этап 1945 – 1980-е годы | 953,3 | Строительство станций с парками местной работы. Параллельный роспуск составов | Снижение объемов перевозок (особенно пассажирских). СССР – рост перевозок. | Повышение веса поездов, грузоподъемность вагонов до 100 т, контейнеризация. Начало высокоскоростного движения – до 270 км/ч | Вычислительные и диспетчерские центры. Межгосударственные информационные центры | Интеграция национальных сетей железных дорог. Единые базы данных. |
5-й этап 1980 – по настоящее время | 922,9 | Процесс концентрации сортировочной работы | Стабилизация объемов перевозок. Рост пассажирских перевозок. | Вес грузовых поездов 10-20 тыс. тонн как система, рекорд 99 тыс. т, нагрузка на ось до 30 т. Высокоскоростное движение (рекорд 574,3 км/ч). | Крупные диспетчерские центры (до 60 тыс. км). Создание сетей ЦУП. Мощные СПД. | Широкое внедрение информационных технологий, создание международных транспортных коридоров. |