Составные части управления перевозочным процессом




Любая сложная система делится на составные части (подсистемы). Так и система организации перевозочного процесса делится на составляющие подсистемы, по которым осуществляется управление. Рассмотрим основные из них.

1. Управление транзитными вагонопотоками из груженых и порожних вагонов имеет две цели – передачу груженных и порожних вагонов на смежные железные дороги и обеспечение заявок на погрузку грузов.

2. Управление местными вагонами обеспечивает доставку груженых вагонов к месту выгрузки.

3. Управление движением поездов по диспетчерским участкам должно обеспечивать устойчивый пропуск поездов по участкам.

4. Управление поездопотоками направлено на достижение двух целей. Во-первых, необходимо так организовать работу локомотивов и локомотивных бригад, чтобы готовые составы были своевременно обеспечены локомотивами и локомотивными бригадами. Во-вторых, при пропуске поездов следует учитывать пропускные способности участков и выгрузочные способности станций и своевременно направлять поездопотоки на параллельные ходы или заблаговременно отставлять составы на подходах к перегруженным объектам (станции, участки).

5. Управление работой станций, в первую очередь сортировочных (управление сортировочной работой), заключается как в непосредственной организации работы станций, так и при необходимости перераспределении сортировочной работы между станциями в случае возникновения затруднений.

6. Комплексное диспетчерское управление перевозочным процессом с участием всех причастных служб (пути, электрификации, локомотивной, вагонной и др.). Получило значительное развитие с появлением крупных автоматизированных диспетчерских центров управления.

При решении задач по каждой из составляющих управления перевозочным процессом должно обеспечиваться соблюдение требований: безопасности движения, экономии всех видов ресурсов (вагоно-часов, локомотиво-часов, бригадо-часов, поездо-часов, энергии), минимизации всех видов расходов.

Рассматривая в историческом плане управление перевозочным процессом целесообразно делать это по указанным выше составляющим. При этом следует учитывать изменения состояния управляемой и управляющей частей всей системы (табл. 4) по этапам развития железнодорожного транспорта.

Все это позволит четко представить исторический процесс развития системы руководства перевозочным процессом.


Таблица 4

Изменение состояния управляемой и управляющей частей системы руководства перевозочным процессом

по этапам развития железнодорожного транспорта мира

  Этапы, годы Управляемая часть Управляющая часть
Инфраструктура   Подвижной состав   Технические средства Характер управления перевозочным процессом
Длина сети, тыс. км Развитие станций Характер изменения объемов перевозок
1-й этап 1825 - 1860-е 211,4 (конец этапа) Появление сортировочных станций Рост перевозок Паровая тяга, двухосные вагоны (США – 4-х осные) Телеграфная связь, создание семафора Управление отдельными линиями
2-й этап 1860-е – 1914 (до I Мировой войны)   1082,1 Сортировочные станции с горками Быстрый рост перевозок Сочлененные паровозы (2+4+4+2) автосцепка, автотормоза, начало внедрения электрической и тепловозной тяги Жезловая система. Полуавтоматическая блокировка. Механическая централизация стрелок и сигналов. Диспетчерское управление на участках. Организация взаимодействия между линиями. Начало централизации управления вагонным парком.
3-й этап 1914 – 1945 I и II Мировые войны   1010,0 Создание и развитие сетей сортировочных станций Устойчивая работа. Рост перевозок Широкое внедрение электрической и тепловозной тяги, грузоподъемность вагонов до 60 т, нагрузка 20 т/ось ЭЦ, ДЦ, радиосвязь Управление сетями железных дорог в отдельных странах. Автоматизация управления движением.
4-й этап 1945 – 1980-е годы   953,3 Строительство станций с парками местной работы. Параллельный роспуск составов Снижение объемов перевозок (особенно пассажирских). СССР – рост перевозок. Повышение веса поездов, грузоподъемность вагонов до 100 т, контейнеризация. Начало высокоскоростного движения – до 270 км/ч Вычислительные и диспетчерские центры. Межгосударственные информационные центры Интеграция национальных сетей железных дорог. Единые базы данных.
5-й этап 1980 – по настоящее время   922,9 Процесс концентрации сортировочной работы Стабилизация объемов перевозок. Рост пассажирских перевозок. Вес грузовых поездов 10-20 тыс. тонн как система, рекорд 99 тыс. т, нагрузка на ось до 30 т. Высокоскоростное движение (рекорд 574,3 км/ч). Крупные диспетчерские центры (до 60 тыс. км). Создание сетей ЦУП. Мощные СПД. Широкое внедрение информационных технологий, создание международных транспортных коридоров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: