Основные цели и задачи первого этапа реформирования:
- создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности;
- разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте;
- подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований;
- управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности;
- организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.
На первом этапе структурной реформы были сформированы законодательные основы и проведены организационные мероприятия, обеспечивающие разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Вступили в силу федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О естественных монополиях» «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В целях нормального осуществления хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» и развития конкуренции на железнодорожном транспорте принят целый ряд правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе, введен в действие прейскурант 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемых российскими железными дорогами», проведена реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций железнодорожного транспорта.
|
Основным итогом первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта стало создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО РЖД»), которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.
Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 процентов. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО «РЖД», а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В составе общества образованы 17 территориальных филиалов - железных дорог, функциональные филиалы (заводы, проектно-конструкторские, строительные подразделения и т.д.) и представительства общества за рубежом: всего 166 обособленных структурных подразделений.
Второй этап (2003-2005 г.г.)
Основные цели и задачи второго этапа реформирования:
- создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО «РЖД», осуществляющие те или иные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и/или открыты для конкуренции;
|
- рост конкуренции в грузовых перевозках;
- завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности);
- эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования;
- сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок;
- упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта.
Мероприятия второго этапа предусматривали: выделение конкурентных видов деятельности, которые могут осуществляться иными хозяйственными организациями в форме дочерних и зависимых обществ. К таким видам деятельности относятся, в частности, ремонт основных средств, подвижного состава и путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, снабжение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки.
В течение 2004-2005 года советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании 27 дочерних и зависимых обществ (ДЗО) ОАО «РЖД», в том числе по сферам деятельности:
- производства и капитального ремонта путевой техники;
- производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики;
- капитального строительства и проектно-изыскательских работ;
- ремонта грузовых вагонов;
- научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ;
|
- контейнерных грузовых перевозок;
- перевозок грузов изотермическим подвижным составом;
- пригородных пассажирских перевозок.
В целях дальнейшего реформирования пассажирского комплекса внутри ОАО «РЖД» создан специализированный филиал – «Федеральная пассажирская дирекция» (прообраз будущей Федеральной пассажирской компании). На железных дорогах создано 10 пригородных пассажирских компаний. В первую очередь пассажирские компании создавались в наиболее бюджетнообеспеченных регионах с высокой транспортной подвижностью и платежеспособностью населения. Региональные власти, как соучредители компаний, принимают меры по обеспечению их безубыточности. Стали курсировать частные поезда, в том числе на направлении Санкт-Петербург-Москва.
Одной из задач второго этапа проведения реформы явилось создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, и введенный в действие прейскурант 10-01 способствовали развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок. Из года в год росло число компаний - операторов подвижного состава, независимых от ОАО «РЖД», также как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся у них в собственности. К концу второго этапа эти компании владели примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими перевозилось порядка 1/3 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель превысил 50%. В табл. 11 приведено распределение собственников вагонов (кроме ОАО «РЖД») по количеству принадлежащих им вагонов (2005 г.).
Таблица 11.
Распределение вагонов по собственникам (кроме ОАО «РЖД» в 2005 г.
Число вагонов | Количество компаний | Доля, % | Общее число вагонов в группе компаний | Доля группы, % |
1-20 | 58,5 | 3,6 | ||
21-100 | 25,4 | 11,4 | ||
101-1000 | 13,8 | 41,5 | ||
1001 и более | 2,2 | 43,5 | ||
Итого | 100,0 | 100,0 |
Из таблицы видно, что наиболее многочисленную группу в 2005 г. составляли собственники имеющие от 1 до 20 вагонов. Однако наибольшее количество вагонов находится у собственников, имеющих более 1 тыс. вагонов. Таким компаниям принадлежит около 50% парка приватных вагонов. Примерно такое положение характерно и для последующих лет.
С целью дальнейшего развития конкуренции разработана программа предоставления услуг со стороны ремонтных мощностей ОАО «РЖД». Капитальный ремонт подвижного состава собственников проводится на заводах, которые выделяются в дочерние общества
В целях обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли и завершения разделения бухгалтерского учета по видам деятельности в декабре 2004 года принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Начиная с годовой отчетности за 2004 год, ОАО «РЖД» предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.
Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта были закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое, как федеральный орган исполнительной власти, представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом. Создана Межведомственная комиссия по вопросам структурной реформы.
Итоги второго этапа структурной реформы железнодорожного транспорта были одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 10 ноября 2005 года.
В тоже время на втором этапе реформы жесткие тарифные ограничения и сохранение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет общего финансового результата Компании не способствовали решению проблемы преодоления дефицита инвестиционных ресурсов. Рентабельность Компании оказалась крайне низка.
Третий этап (2006-2010 г.г.)
Основная цель этого этапа – создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок.
Задачами третьего этапа реформирования являются:
- проведение оценки целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе);
- переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность;
- развитие частной собственности на магистральные локомотивы;
- развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок;
- продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам;
- развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.
Очевидным приоритетом на 3-м этапе является повышение глобальной конкурентоспособности транспортной системы России.
Происходит резкое усиление конкуренции со стороны международных перевозчиков в направлении транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». В рамках вступления во Всемирную торговую организацию Россия уже в ближайшее время откроет свои рынки для подвижного состава зарубежных перевозчиков, обладающих значительными экономическими ресурсами для проникновения на российский рынок перевозок.
Изменилась социально-экономическая ситуация в стране, идет устойчивый рост экономики. Появились реальные возможности бюджетной поддержки социально направленных видов деятельности и проектов ОАО «РЖД».
Все это требует внесения дополнений в задачи третьего этапа реформы. Необходимо обеспечить переход к инвестиционной фазе развития с привлечением крупных инвестиций и в Компанию, и в железнодорожную отрасль в целом.
Поэтому в 2006-2010 годах дополнительными задачами являются:
- повышение капитализации Компании (холдинга), в том числе за счет эффективного вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок и формирования на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры;
- повышение глобальной конкурентоспособности ОАО «РЖД» для успешной экспансии на мировые транспортные рынки;
- улучшение качества транспортного обслуживания и повышение внутренней эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»; - повышение рентабельности капитала, увеличения прибыли на основе эффективного управления затратами, снижение себестоимости и др.
Для реализации задач третьего этапа прежде всего необходимо:
- прекращение субсидирования пассажирских перевозок за счет средств Компании;
- разделение естественно-монопольных и конкурентных секторов рынка с прозрачной отчетностью;
- формирование мощных конкурентоспособных на глобальном рынке операторских компаний в структуре РЖД;
- создание на основе открытого акционерного общества холдинга «Российские железные дороги»;
- рост капитализации дочерних обществ (ДО);
- выведение ДО на фондовые рынки и продажа их акций.
ОАО «РЖД» уже приступило к созданию специализированных компаний в области высокодоходных грузовых перевозок (перевозки автомобилей, лесных грузов) и крупной универсальной грузовой компании. Следующим шагом станет рост капитализации и привлечение частного капитала в создаваемые дочерние компании по грузовым перевозкам.
Необходимыми условиями реализации этих планов являются дерегулирование вагонной составляющей грузовых тарифов и возможность для дочерних перевозочных компаний устанавливать гибкие тарифы, исходя из конъюнктурных условий российского и международных рынков
Реализация мероприятий третьего этапа требует новых нормативно-правовых решений и кардинального совершенствования существующей нормативно-правовой базы. В частности, необходимо закрепить механизмы поддержки пассажирских перевозок и компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктуры. Принятие решения о механизме компенсации убытков позволит сформировать условия для создания и функционирования Федеральной пассажирской компании и снять с ОАО «РЖД» большую часть социальных обременений.
К концу третьего этапа ОАО «РЖД» будет представлять собой эффективный имущественно-договорной холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Такой холдинг будет прозрачным по финансовым потокам, с раздельным учетом по обособленным видам деятельности и отлаженными корпоративными процедурами управления.
Во исполнение решений заседания Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2005 года ОАО «РЖД» разработан План мероприятий по реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, одобренный советом директоров ОАО «РЖД» в марте 2006 года.
В результате выполнения мероприятий третьего этапа реформирования будет обеспечена реализация стратегической задачи по повышению конкурентоспособности и капитализации холдинга, эффективного вывода акций грузовых компаний на фондовый рынок, продажи акций части предприятий, осуществляющих ремонтные и другие вспомогательные виды деятельности, и формирование на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры, а также в полной мере будет обеспечена социальная защищенность работников железнодорожного транспорта.
Мониторинг промежуточных результатов структурной реформы железнодорожного транспорта в целом свидетельствует о ее реализации в соответствии с основными принципами принятой Программы.
Можно говорить об успешности проведения реформ.
Об этом говорят, прежде всего, крупные закупки вагонного парка компаниями-операторами собственного подвижного состава. Сегодня в их собственности находится около 300 тыс. грузовых вагонов, что принципиально влияет на освоение возрастающего грузооборота.
Существенно улучшаются в ходе проведения реформ и основные количественные и качественные показатели перевозочного процесса ОАО «РЖД», что видно из табл. 12.
Значительно растут инвестиции в развитие инфраструктуры ОАО «РЖД» и закупки подвижного состава. В 2006 г. по сравнению с 2001 г. ввод в действие вторых путей возрос в 35 раз, ввод автоблокировки - на 400 км, поставки электровозов увеличились в 8,8 раза, тепловозов – в 3,7 раза, грузовых вагонов в 82 раза, пассажирских вагонов – в 2 раза.
Таблица 12.
Изменение показателей перевозочной работы ОАО «РЖД»
в период проведения реформ 2000-2006 г.г.
Показатели | Годы, к 2001 г., % | |||
Среднесуточная погрузка, вагонов | ||||
Отправление грузов, млн. тонн | ||||
Грузооборот, млрд. тарифных ткм | ||||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км | ||||
Среднесуточная производительность грузового вагона, ткм нетто | ||||
Среднесуточный пробег грузового вагона, ткм | ||||
Среднее время простоя вагона на одной технической станции, час | 6,02 | 6,30 | 5,43 | 5,22 |
То же под одной грузовой операцией, час | 39,2 | 38,4 | 31,4 | 28,7 |
Участковая скорость грузовых поездов, км/час | 38,7 | 38,2 | 39,6 | 40,3 |
Среднесуточная производительность локомотивов, тыс. ткм брутто | ||||
Участковая скорость пассажирских поездов, км/час | 48,3 | 48,7 | 49,5 | 50,2 |
Позитивный ход структурной реформы на железнодорожном транспорте России подтверждается оценкой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), а также международными рейтинговыми агентствами.
Мероприятия по реформированию железнодорожного транспорта реализуются при контроле и, что особенно важно, поддержке Правительства и Президента Российской Федерации.
В тоже время реализация задач 3-го этапа реформирования требует напряженной работы как штаба Компании, так и всех ее работников.