Цели, виды, задачи, продолжительность и организация практик.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н Ельцина»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор университета

 

_______________ С.Т.Князев

 

“____”___________2011 г.

 

 

СКВОЗНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИК

Рекомендовано Методическим советом УрФУ
для бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»

профиль «Маркетинг»

 

 

Екатеринбург


 

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования за регистрационным номером № 636 от 18 ноября 2009 г. и учебными планами подготовки бакалавров направления Менеджмент профиль «Маркетинг»

 

 

Программу составили:

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента,

«_____»________2011 г., протокол № ___________

 

 

Зав.кафедрой Менеджмента И.В.Котляревская

 

Программа одобрена на заседании методической комиссии факультета

 

«____»__________20___ г., протокол № ___________

 

 

Председатель Методической комиссии _________________

 

Председатель Методического совета

ФГАОУ ВПО УрФУ ___________________

 

АННОТАЦИЯ

 

Практика организуется и проводится в соответствии с программой, построенной на основе студентоцентрированного, практикоориентированного, компетентностного подхода, в соответствии с ФГОС ВПО III поколения по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Программа формирует механизм согласования потребностей работодателей и образовательной системы ВУЗа в подготовке бакалавров менеджмента, разрабатывает формы участия предприятий в образовательном процессе. Программа является нормативным документом, определяющим цели и виды практик, продолжительность, организацию и содержание практик, а также рекомендации к ее прохождению, включающие в себя формируемые общекультурные и профессиональные компетенции.


Содержание

Общие положения

Цели, виды, задачи, продолжительность и организация практик

Цели и виды практик

Организация практики

Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики

Обязанности руководителя практики – представителя предприятия

Права и обязанности студентов практикантов

Порядок осуществления контроля над прохождением практики

Место практики в структуре ООП

Учебная практика

Маркетинговая практика

Преддипломная практика

Приложение 1 Титульный лист отчета по практике.

Приложение 2 Анкета самооценки студента по итогам прохождения практики.

Приложение 3 Бланк- задание прохождения предварительного этапа учебной практики.

Приложение 4 Бланк дневника прохождения практики

Приложение 5 Примерный перечень вопросов телефонного опроса выпускников кафедры.

Приложение 6 Бланк-задание прохождения учебной практики.

Приложение 7 Справка-отзыв о прохождении учебной практики.

Приложение 8 Лист наблюдения поведенческих и личностных особенностей респондентов (учащихся).

Приложение 9 Лист наблюдения поведенческих и личностных особенностей респондентов (администрация образовательного учреждения).

Приложение10 Примерный перечень вопросов полустандартизированного интервью с администрацией образовательного учреждения.

Приложение 11Бланк - задание прохождения маркетинговой практики.

Приложение 12 Справка-отзыв о прохождении маркетинговой практики.

Приложение 13Бланк - задание прохождения преддипломной практики.

Приложение 14 Справка-отзыв о прохождении преддипломной практики.

Приложение 15Рекомендации по ведению телефонного разговора.

Приложение 16Рекомендации по подготовке публичного выступления.

Приложение 17Рекомендации по созданию благоприятного впечатления.

Общие положения

Сквозная программа практик для бакалавров направления 080200 «Менеджмент» ориентирована на подготовку востребованных кадров с высоким уровнем профессиональной культуры, способных участвовать в эффективном преобразовании общества и экономики по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также контракторных, консалтинговых, инжиниринговых, торговых и др. услуг.

Динамика развития реформ и преобразований экономики региона в таких областях как развитие инфраструктуры г. Екатеринбурга и Свердловской области, системы трансфера знаний, коммерциализации инновационной деятельности требует подготовки профессионалов, способных понимать интересы и возможности различных субъектов рынка, умеющих трансформировать собственные интересы и цели в стратегию развития организации и региона. Модернизированная программа производственной практики формирует механизм согласования потребностей работодателей и образовательной системы ВУЗа в подготовке бакалавров менеджмента, разрабатывает формы участия предприятий в образовательном процессе.

Настоящая программа устанавливает требования к организации и порядку проведения всех видов практик бакалавров направления 080200 «Менеджмент» профиль «Маркетинг».

Учебная и производственные практики понимаются как вид учебных занятий, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в соответствии с ФГОС ВПО III поколения по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Согласно Положению об организации практики УГТУ-УПИ СМИК – Д, П-7,5 А6-01-2007 (пункт 4.3.1.) учебная и производственная практика могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Учебная и производственная практика студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» (профиль «Маркетинг») проходит в 2 этапа: 1 этап - предварительный, 2 этап – основной. Предварительный этап проводится в рамках практических занятий дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов в процессе теоретической подготовки и нацелен на подготовку к самостоятельному прохождению основного этапа практики во время, установленное графиком учебного процесса. Задания предварительного этапа практики разрабатываются преподавателями соответствующих дисциплин совместно с руководителем практики от кафедры.

В современных условиях очевидна необходимость построения управления предприятием с ориентацией на требования рынка. Маркетинг становится концепцией управления предприятием в конкурентной среде. Для подготовки специалистов-управленцев необходимо формирование навыков принятия управленческих решений, основанных на знании методологии и методики маркетинга и конкретизации условий их применения в рамках действующего предприятия. В связи с этим производственная практика для специальности 080200 «Менеджмент», профиль «Маркетинг» по предметной области рассматривается как маркетинговая.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практик производится в виде защит обучающимися выполненного индивидуального задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными УрФУ.

 

Цели, виды, задачи, продолжительность и организация практик.

2.1 Цели и виды практик.

Целью всех видов практик является содействие становлению компетентности бакалавров в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.

Подготовительный этап учебной и маркетинговой практики является формой организации самостоятельной работы студентов, планируемой согласно учебному плану и рабочим программам по дисциплинам модулей Б.1.3. Психология, Б.2.4. Информационные технологии, Б.2.5. Информационные системы маркетинга, Б.3.2. Маркетинг, Б.3.9. Деловые коммуникации, Б.3.12. Практический маркетинг, Б.3.13. Поведение потребителей, Б.3.19. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности, Б.3.22. Маркетинг в системах предпринимательства, Б.3.24. Маркетинговые коммуникации. Цель подготовительного этапа – подготовка студентов к реализации задач практики в условиях реального предприятия (организации).

Виды практик бакалавров для специальности 080200 «Менеджмент» профиля «Маркетинг» представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Виды практик бакалавров профиля «Маркетинг»

Наименование практики Сроки прохождения Продолжительность, недель
Учебная – подготовительный этап 1 курс, 10-13 недели 2 курс,5-7 и 10-13 недели  
Учебная - основной этап 2 курс, 4 семестр  
Производственная (Маркетинговая) – подготовительный этап 3 курс, 5-7 и 10-13недели  
Производственная (Маркетинговая) – основной этап 3 курс, 6 семестр  
Преддипломная 4 курс, 8 семестр  

 

Задачи учебной практики:

- закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин ООП;

- закрепление первичных профессиональных умений;

- приобретение опыта работы с информацией;

-приобретение опыта публичного представления информации;

- сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы студента;

-пропаганда университета, института, кафедры, своего направления подготовки;

-мотивация к освоению выбранной специальности, приобретению профессиональных компетенций.

Задачи производственной (маркетинговой) практики:

- закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;

- сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы студента;

- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации;

- участие в построении информационной системы организации для сбора, обработки и анализа информации, обеспечивающей принятие управленческих решений;

- ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

- участие в разработке и реализации маркетинговых стратегий и политик (конкурентной, товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной и т.д.);

- участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

- маркетинговое планирование деятельности организации и подразделений;

- аналитическое исследование организационной и управленческой структуры организаций;

- участие в организации работы исполнителей для осуществления информационно-аналитической деятельности предприятия;

- участие в реализации проектов, направленных на формирование и продвижение имиджа организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления, университета, института, кафедры, своего направления подготовки).

 

Задачи преддипломной практики:

- закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

- приобретение навыков для проведения научных исследований, в т. ч. необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра менеджмента;

- сбор материала для написания выпускной квалификационной работы;

- приобретение опыта аналитической, управленческой и организационной работы в коллективе в области:

- анализа степени воздействия макроэкономической среды на функционирование организации и органов государственного и муниципального управления;

- исследования различных структур рынка и анализа конкурентной среды;

- анализа поведения потребителей и формирования спроса;

- анализа рыночных и специфических рисков;

- анализа операционной деятельности организации;

- использования в практической деятельности организации информации, полученной в результате маркетинговых исследований;

- владения методами и программными средствами обработки деловой информации и использования корпоративных информационных систем;

- анализа и проектирования межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

- участия в разработке маркетинговой стратегии и осуществления мероприятий, направленных на ее реализацию;

- владения методами принятия оперативных решений в управлении производственной деятельностью организации;

- выявления и оценки новых рыночных возможностей и разработки бизнес-идеи.

 

2.2 Организация практики.

 

Требования к организации практики определяются ФГОС ВПО III поколения по направлению 080200 «Менеджмент» квалификация (степень) бакалавр, учебным планом по направлению Менеджмент профиль «Маркетинг», учебно-производственным графиком, программой практики, а также нормативно-методическими документами, разработанными в УрФУ и регламентирующими порядок организации и проведения практик.

 

2.2.1 Базы практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях, образовательных учреждениях или структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Направление студентов на практику производится в соответствии с договорами, заключенными университетом с организациями любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), или по гарантийным письмам организаций с обязательствами предоставить необходимые условия для выполнения студентами программы практики, назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой и обеспечить студентам условия безопасной работы.

При наличии в организации вакантных должностей, студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практик.

2.2.2 Рабочие места студентов:

В принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки, сформировать профессиональные компетенции в области менеджмента.

Примерные виды должностей, по которым или помощниками у которых могут работать студенты-практиканты:

- аналитик по маркетингу и разработке стратегии;

- менеджер по разработке продукта;

- менеджер по управлению брендами;

- менеджер по связям с общественностью и СМИ;

- специалист в области маркетинговых исследований, мерчендайзинга;

- специалист в области организации специальных событий (Event-marketing);

- специалист в области трейд-маркетинга.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

 

2.3 Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики.

В обязанности кафедры по организации практик входит:

- распределение студентов на места прохождения практики. Распределение осуществляется на предприятия (организации), включенные в базу экспериментально-производственных площадок кафедры. База формируется на основе анализа результатов взаимодействия кафедры с различными категориями предприятий (организаций), состоящим из опыта взаимодействия кафедры с предприятиями (организациями) в процессе прохождения студентами ранее организованных практик, участия предприятий (организаций) в образовательных проектах кафедры, заинтересованности и мотивированности предприятий (организаций) к активному сотрудничеству с кафедрой. Иногородние и иностранные студенты могут проходить практику по месту жительства;

- подготовка приказа о распределении студентов на практику;

- согласование программы практики с предприятиями-базами практики;

- обеспечение предприятий и самих студентов программами практики.

Для руководства практикой из состава выпускающей кафедры выделяются штатные преподаватели. До прибытия студентов на практику руководитель обязан:

- ознакомиться с базой практики и согласовать с руководством предприятия программу и порядок прохождения практики. Студенту выдается бланк - задание на прохождение практики (прил.6,11,13), который заполняет руководитель практики от предприятия (организации) - базы. На основе запроса предприятия и особенностей планируемых видов работ и заданий, порученных студенту-практиканту на предприятии, зафиксированных в бланке - задания, программа практики может быть скорректирована при совместной разработке кафедры, предприятия и студента. Выдача и возврат бланка-задания на практику регистрируется в кафедральном журнале практик;

- обеспечить студентов программами практики и выдать им индивидуальное задание;

- провести организационное собрание для студентов-практикантов по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.

- В период прохождения практики руководитель должен:

- следить за выполнением графика прохождения практики;

- систематически контролировать работу студентов и проводить индивидуальные консультации, отмечая даты контроля и консультаций в кафедральном журнале практик;

- в случае возникновения серьезных отклонений от запланируемого хода практики подключать к решению возникших проблем руководство предприятия и института.

- После завершения практики руководитель должен:

- проверить отчеты студентов о практике, дать отзыв и заключение о прохождении практики;

- участвовать в комиссии по приему зачета по практике;

- отчитаться на заседании кафедры о результатах практики.

 

2.4 Обязанности руководителя практики – представителя предприятия.

Функции руководителя практики от предприятия возлагаются на высококвалифицированных специалистов структурных подразделений.

Руководитель практики – представитель предприятия:

- определяет профессиональные задания студентам и их объем на период практики, заполняя бланк-задание (прил.6,11,13) распределяет студентов по рабочим местам;

- контролирует соблюдение трудовой и производственной дисциплины практикантами;

- знакомит с организацией работ на конкретном рабочем месте;

- контролирует ведение дневников, подготовку и составление студентами отчетов о практике.

По итогам практики готовит справку-отзыв от предприятия (организации) (прил.7,12,14). Данный отзыв прилагается к отчету о практике.

 

2.5 Права и обязанности студентов практикантов.

К производственной практике допускаются студенты, выполнившие план теоретического обучения. Перед выходом на практику студент получает от кафедры программу практики, индивидуальное задание, направление и методические указания.

Студент имеет право на:

- обеспеченность рабочим местом;

- возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю кафедры;

- возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.

- В круг обязанностей студента включено:

- систематическое ведение дневника практики, выполнение намеченной программы;

- подчинение правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии;

- соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

- представление в установленном порядке руководителю практики обязательных документов о прохождении практики, включая анкету для самооценки (прил.2), дневник практики, отчет, отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия, заверенную подписью и печатью.

 

2.6 Порядок осуществления контроля над прохождением практики

Контроль имеет своей целью определить возможные пути выявления и устранения недостатков, возникающих при выполнении программ практики.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением практики осуществляет проректор по учебной работе. Оперативный контроль за прохождением практики студентами, соблюдением ее сроков и содержания осуществляет руководитель практики от кафедры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: