Рекомендации по подготовки публичного выступления




 

Стержневая идея

 

Любое публичное выступление должно иметь стержневую идею (основной тезис), которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией с самого начала. Когда слушатели знают цели, которые отстаивают выступающие, это усиливает их внимание к докладу.

Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи.

Выступление может иметь несколько стержневых идей, но желательно, чтобы их было не более трех.

Сформулировать основной тезис — значит ответить на два вопроса: зачем говорить (это вопрос о цели выступления) и о чем говорить (это вопрос о средствах достижения цели, или, другими словами, о системе посылок и умозаключений).

К основному тезису выступления предъявляются следующие требования:

— фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

— суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

— мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

 


Структура выступления

Классическая композиция выступления включает три части: вступление, основную часть, заключение. Рекомендуется следующее примерное распределение времени: на вступление — 10-15%, на основную часть — 60 — 65%, на заключение — 20 — 30% всего времени выступления.

Успех выступления в значительной степени зависит от вступления. Нередко оно больше всего запоминается слушателями, и поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отработаны. Вступление должно включать объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания доклада. Необходимо четко сформулировать стержневую идею.

Содержание основной части — всестороннее обоснование, раскрытие основного тезиса. Существуют различные варианты построения системы аргументации, защиты основной мысли. Bm некоторые из них:

— проблемное изложение (формулирование темы как проблемы: выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

— хронологическое изложение;

— изложение от причин к следствиям;

— индуктивное изложение (от частного к общему);

— дедуктивное изложение (от общего к частному).

В заключении можно повторить стержневую идею и главные мысли основной части. Однако основное содержание заключения — это те выводы, которые следуют из цели и основных идей выступления.

 

Учет особенностей аудитории

 

При подготовке публичного выступления необходимо выполнить по меньшей мере три требования:

— учесть интеллектуальный уровень слушателей;

— пробудить и поддерживать интерес к теме;

— учесть количество слушателей; общее правило таково: чем больше число слушателей, тем более простым, доходчивым должно быть выступление (отказ от специальной и иноязычной терминологии, построение речи короткими предложениями т. д.).

 

Объем выступления

 

Не старайтесь передать слишком много информации в ограниченное время. Просрочка времени или перескакивание с одного нa другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Очень трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться после доклада.

 


План выступления

 

Готовясь к выступлению, некоторые заранее пишут свою речь; однако, выступая, довольно трудно точно воспроизвести написанные слова: устная речь значительно отличается от письменной. Устное выступление всегда выигрывает (за редкими исключениями) по сравнению с прочитанной по бумажке речью. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами — достаточная опора для вашей памяти.

 


Репетиция

Очень важно уметь видеть и слышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции. Известные ораторы тратили много времени на подготовку своих речей. Блестящие «экспромтом на деле нередко являются удачными домашними заготовками. Полезно хотя бы проговорить выступление перед кем-нибудь из близких.

 


Наглядный материал

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это утверждение справедливо и для выступлений. К тому же, как считают психологи, человек запоминает в среднем 10% того, что слышит, и 50 o того, что видит. Для облегчения усвоения слушателями излагаемого материала желательно использовать диаграммы, рисунки, схемы, графики. Наглядный материал является, кроме того, как бы «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиваться с порядка изложения. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать выступающему (например, если плакат написан мелким шрифтом и его трудно прочесть).

 

 


 

 


 


Приложение 17

 

 

Рекомендации по созданию благоприятного впечатления.

 

Данные рекомендации направлены на проявление положительных качеств и намерений личности при взаимодействии с окружающими. Рекомендуемые стратегии поведения соотносятся со своеобразием личности и с конкретной жизненной ситуации.

1. Действуйте естественно. Стремясь как можно скорее произвести хорошее впечатление, человек может позабыть о первой заповеди общения — будь самим собой. Наиболее благоприятное впечатление мы обычно производим, когда ведем себя естественно.

2. Показывайте Ваше лучшее «я». В сознании человек не един, в нем как бы несколько «я», которые иногда мирно уживаются, а иногда — вступают в конфликт. Постарайтесь демонстрировать людям те свойства, которые присущи вашему лучшему «я». Оно, кстати говоря, ближе всего к вашей истинной сути. Это поможет вам не только преуспеть в отношениях с другими людьми, но и справиться со своими недостатками, как внешними, так и внутренними. Улыбка, открытость, искренность — не стесняйтесь демонстрировать эти ваши «орудия успеха».

3. Демонстрируйте интерес к другим. Не стесняйтесь показать интерес к другому человеку — это один а3 лучших способов произвести хорошее впечатление. Конечно, искренний интерес! Будьте внимательны к собеседнику. Займите такое положение, чтобы быть с ним лицом к лицу. Не избегайте смотреть ему (ей) прямо в глаза.

4. Будьте хорошим слушателем. Помните, что люди намного больше интересуются своими собственными идеями, опытом, чем жизнью других. Быть хорошим собеседником — это значит прежде всего уметь слушать, усваивая мысли и реакции партнера.

5. Подчеркивайте моменты общности. Как известно, нас привлекает в других единство взглядов, общие интересы, схожие судьбы. Поэтому беседу хорошо построить на фундаменте общности. Это отнюдь не значит, что вы не должны оставаться самим собой. Просто, чтобы достичь первичного взаимопонимания с другими, вам нужно сперва поговорить об общем и лишь затем перейти к тому, что может оказаться различным. Вероятно, именно поэтому и принято говорить вначале о погоде или пустяках. На этой территории вряд ли возникнут конфликты. Пусть это не очень интересно — зато безопасно и можно спокойно двигаться дальше, если есть желание.

6. Выражайте искреннее одобрение. За редкими исключениями, люди любят одобрение своих идей и поступков, поэтому искренняя похвала существенно способствует хорошему впечатлению. Одобрение или комплимент, кстати говоря, естественно вытекают из нашего стремления найти объединяющие моменты. Не упускайте возможности сказать человеку приятное.

Необходимо, помнить о двух условиях. Первое — похвала непременно должна быть искренней, в противном случае она станет лестью, которая, как правило, производит отрицательное впечатление. Второе условие: комплимент не должен преследовать очевидной цели. Иначе Ваша похвала вполне закономерно будет сочтена фальшивой, и реакция на нее будет соответствующей.

 

Приложение 18

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: