ВРОЖДЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ




 

Различные формы поведения принято разделять на врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития.

Наследственно-закрепленные рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного обучения. Они видоспецифичны, т.е. неизменны у всех представителей данного вида.

В русле рефлекторной теории Павлов рассматривает врожденную форму поведения как совокупность сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов), которые являются основой для формирования многочисленных условных рефлексов, связанных с индивидуальным опытом.

Безусловные рефлексы обеспечивают координационную деятельность направленную на поддержание постоянства многих параметров внутренней среды, взаимодействия организма со средой, согласованную деятельность реакций организма (соматических, висцеральных и вегетативных).

Коган и др. развили теорию и предложили выделять несколько уровней организации деятельности мозга: элементарные, координационные и интегративные, сложнейшие безусловные рефлексы, элементарные условные рефлексы и сложные формы высшей нервной (психической) деятельности.

1. Элементарные безусловные рефлексы – простые ответные реакции местного значения. Они совершаются по главному каналу (центростремительные, центр., центробежные). Роль обратных связей невелика. Например: отдергивание обожженной ноги от огня или мигание при попадании соринки в глаз.

2. Координационные безусловные рефлексы – также осуществляются на сегментарном уровне, но включают ряд циклов, хотя и стереотипных, но допускающих коррекцию на основе отрицательных и положительных образующихся связей. Например: антагонистический рефлекс согласующий сокращение сгибателей и разгибателей.

3. Интегративные безусловные рефлексы – синтез координированных двигательных актов с их вегетативным обеспечением в комплексные реакции определенного биологического значения. Они обеспечивают поддержание гомеостаза и осуществляют коррекцию элементарных и координационных рефлексов.

Эти рефлексы обеспечивают целостные ответы организма (простейшие поведенческие акты с их вегетативными компонентами.

Сложность организации врожденных реакций прослеживается на примере отдел. рефлексов, которые считаются относительно простыми. В действительности он связан с различными рецепторными волокнами нескольких нервов (тройничного, языкоглоточного, блуждающего), многими отделами ЦНС (продолговатый, гипоталамус, кора). Слюноотделение связано с пищевым поведением, сердечно-сосудистой деятельностью, дыханием, эндокринной системой, терморегуляцией.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Условные рефлексы начинают вырабатываться со второго дня жизни ребенка. Первые рефлексы - на положение тела при кормлении – на вторые – пятые сутки. На 2 – е сутки – ориентировочный рефлекс – прекращает сосать и прекр. двигательной активности. На 7 – 10-й день на звуковые и световые раздражители.

Данные о времени образования тех или иных рефлексов противоречивы, т.к. это очень индивидуально.

Торможение возможно с первых дней жизни – внешнее.

4 стадии формирования условного рефлекса:

1. Стадия неспецифических реакций (ориентировочная реакция на раздражение).

2. Стадия торможения (прекращение деятельности ребенка).

3. Стадия неустойчивого условного рефлекса (условное раздражение не всегда вызывает ответную реакцию).

4. Стадия устойчивого условного рефлекса.

Скорость выработки условного рефлекса с возрастом увеличивается, т.е. необходимо меньшее число сочетаний. Скорость образования условных рефлексов у детей старше 10 лет такое же как и у взрослых. С развитием второй сигнальной системы количество условных рефлексов особенно резко возрастает.

Тема: «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНД»

План

1. Аналитическая и синтетическая функции коры больших полушарий головного мозга.

2. Иррадиация, концентрация и индукция процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Соотношение и развитие этих процессов в онтогенезе.

3. Учение Ухтомского о доминанте.

4. Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.

3. Учение Ухтомского о доминанте

Принцип доминанты был открыт Ухтомским А.А. в 1911 г. Возник под влиянием внешних раздражителей – экзогенной или эндогенной (со стороны крови и т.д.). 1904 – 1911 г.г. – проведена серия экспериментов. В отдельных участках нервной системы образуются господствующие очаги возбуждения. При наличии такого доминантного или господствующего очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только увеличивают доминантный очаг.

Доминанта господствуют в ЦНС в течении определенного времени – очаг повышенного возбуждения и длительного возбуждения, координирует и подчиняет работу нервных центров и рефлекторного аппарата в целом. Это совокупность нейронов с низким порогом – низким критическим уровнем деполяризации. Способны к эффективной временной и пространственной суммации. Поэтому ответные реакции этого центра сильнее и выраженнее, чем других. Центр не только тормозит другие, но и усиливает свою деятельность за счет других. Доминантный очаг притягивает импульсы от различных дополнительных источников, использов.для поддержания своего мощного тонуса.

На принцип доминанты во многом опираются представления о мотивациях.

Под доминантой Ухтомский понимал господствующий в ЦНС очаг возбуждения, в течение определенного времени, предопределяющий характер текущих реакций центров в данный момент. Он характеризуется:

1. Повышенной возбудимостью

2. инертностью, обусловленной следовыми процессами

3. способностью к суммации и сопряж.торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью доминантного очага.

У животных – половая, пищевая, оборонная, лактационная доминанты. Доминанта как состояние характерна своей направленностью и создает определенное поведение. Доминанта является примером взаимодействия рефлексов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: