Различные формы поведения принято разделять на врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития.
Наследственно-закрепленные рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного обучения. Они видоспецифичны, т.е. неизменны у всех представителей данного вида.
В русле рефлекторной теории Павлов рассматривает врожденную форму поведения как совокупность сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов), которые являются основой для формирования многочисленных условных рефлексов, связанных с индивидуальным опытом.
Безусловные рефлексы обеспечивают координационную деятельность направленную на поддержание постоянства многих параметров внутренней среды, взаимодействия организма со средой, согласованную деятельность реакций организма (соматических, висцеральных и вегетативных).
Коган и др. развили теорию и предложили выделять несколько уровней организации деятельности мозга: элементарные, координационные и интегративные, сложнейшие безусловные рефлексы, элементарные условные рефлексы и сложные формы высшей нервной (психической) деятельности.
1. Элементарные безусловные рефлексы – простые ответные реакции местного значения. Они совершаются по главному каналу (центростремительные, центр., центробежные). Роль обратных связей невелика. Например: отдергивание обожженной ноги от огня или мигание при попадании соринки в глаз.
2. Координационные безусловные рефлексы – также осуществляются на сегментарном уровне, но включают ряд циклов, хотя и стереотипных, но допускающих коррекцию на основе отрицательных и положительных образующихся связей. Например: антагонистический рефлекс согласующий сокращение сгибателей и разгибателей.
|
3. Интегративные безусловные рефлексы – синтез координированных двигательных актов с их вегетативным обеспечением в комплексные реакции определенного биологического значения. Они обеспечивают поддержание гомеостаза и осуществляют коррекцию элементарных и координационных рефлексов.
Эти рефлексы обеспечивают целостные ответы организма (простейшие поведенческие акты с их вегетативными компонентами.
Сложность организации врожденных реакций прослеживается на примере отдел. рефлексов, которые считаются относительно простыми. В действительности он связан с различными рецепторными волокнами нескольких нервов (тройничного, языкоглоточного, блуждающего), многими отделами ЦНС (продолговатый, гипоталамус, кора). Слюноотделение связано с пищевым поведением, сердечно-сосудистой деятельностью, дыханием, эндокринной системой, терморегуляцией.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
Условные рефлексы начинают вырабатываться со второго дня жизни ребенка. Первые рефлексы - на положение тела при кормлении – на вторые – пятые сутки. На 2 – е сутки – ориентировочный рефлекс – прекращает сосать и прекр. двигательной активности. На 7 – 10-й день на звуковые и световые раздражители.
Данные о времени образования тех или иных рефлексов противоречивы, т.к. это очень индивидуально.
Торможение возможно с первых дней жизни – внешнее.
4 стадии формирования условного рефлекса:
1. Стадия неспецифических реакций (ориентировочная реакция на раздражение).
|
2. Стадия торможения (прекращение деятельности ребенка).
3. Стадия неустойчивого условного рефлекса (условное раздражение не всегда вызывает ответную реакцию).
4. Стадия устойчивого условного рефлекса.
Скорость выработки условного рефлекса с возрастом увеличивается, т.е. необходимо меньшее число сочетаний. Скорость образования условных рефлексов у детей старше 10 лет такое же как и у взрослых. С развитием второй сигнальной системы количество условных рефлексов особенно резко возрастает.
Тема: «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНД»
План
1. Аналитическая и синтетическая функции коры больших полушарий головного мозга.
2. Иррадиация, концентрация и индукция процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Соотношение и развитие этих процессов в онтогенезе.
3. Учение Ухтомского о доминанте.
4. Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
3. Учение Ухтомского о доминанте
Принцип доминанты был открыт Ухтомским А.А. в 1911 г. Возник под влиянием внешних раздражителей – экзогенной или эндогенной (со стороны крови и т.д.). 1904 – 1911 г.г. – проведена серия экспериментов. В отдельных участках нервной системы образуются господствующие очаги возбуждения. При наличии такого доминантного или господствующего очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только увеличивают доминантный очаг.
Доминанта господствуют в ЦНС в течении определенного времени – очаг повышенного возбуждения и длительного возбуждения, координирует и подчиняет работу нервных центров и рефлекторного аппарата в целом. Это совокупность нейронов с низким порогом – низким критическим уровнем деполяризации. Способны к эффективной временной и пространственной суммации. Поэтому ответные реакции этого центра сильнее и выраженнее, чем других. Центр не только тормозит другие, но и усиливает свою деятельность за счет других. Доминантный очаг притягивает импульсы от различных дополнительных источников, использов.для поддержания своего мощного тонуса.
|
На принцип доминанты во многом опираются представления о мотивациях.
Под доминантой Ухтомский понимал господствующий в ЦНС очаг возбуждения, в течение определенного времени, предопределяющий характер текущих реакций центров в данный момент. Он характеризуется:
1. Повышенной возбудимостью
2. инертностью, обусловленной следовыми процессами
3. способностью к суммации и сопряж.торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью доминантного очага.
У животных – половая, пищевая, оборонная, лактационная доминанты. Доминанта как состояние характерна своей направленностью и создает определенное поведение. Доминанта является примером взаимодействия рефлексов.