Десинхроноз это рассогласование суточных ритмов организма по фазе с физическими и социальными датчиками времени в условиях вечерних и ночных смен постоянно сопровождается десинхронозом – нарушение исходной архитектоники циркадной системы организма.
Десинхроноз, или рассогласование биологических ритмов – явление, получившее определенное распространение и среди отдельных студентов, которые, игнорируя законы биоритмики, не научились правильно организовывать ритм своей жизни. А ведь давно известно, что самым надежным и могучим рычагом победы человека над собой и окружающим миром является глубокое знание закономерностей природы.
Биоритмы – орудие естественного отбора. В борьбе за существование выживали лишь те организмы, которые могли чувствовать и измерять время. Приведем такой пример. Известно, что с наступлением зимы многие животные укладываются в спячку в удивительно точно избранный день. Если животное потревожить во время спячки, то оно, как правило, не доживет до весны. Так зачастую погибает медведь-шатун, некоторые виды сурков, сусликов, не улегшихся в спячку по тем или иным причинам.
Следует отметить, что бурное развитие современной авиации и космонавтики стало одним из важных стимулов для изучения проблемы биологических ритмов. Непрерывное увеличение скорости и продолжительности полетов летательных аппаратов приводит к тому, что их пассажиры за короткое время преодолевают огромные расстояния. Известно, что разница во времени между каждым меридианом составляет 4 минуты. Зона в 14 меридианов составляет один часовой пояс. Всего таких поясов 24, а разница во времени в каждом из них составляет 1 час.
|
Давно замечено, что при переезде в места с другим поясным временем наблюдается существенные нарушения деятельности различных функциональных систем организма усталость, расстройства сна, пищеварения особенно знакомы жителям Восточной Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Чукотки и Сахалина, все чаще выезжающим в европейскую часть страны в командировки, в отпуск, на санаторное лечение.
При изменении режима труда и отдыха, сопровождающемся изменением суточного ритма, необходимо соответственно изменять график и режим питания.
Резкая смена поясного времени отражается также на спортивных достижениях, особенно если соревнования проводятся в первые дни после перелета. В этом убеждают высказывания многих выдающихся спортсменов. По мнению неоднократной олимпийской чемпионки Л. Скобликовой, определенная доля в неудачном выступлении на первенстве мина спортсменов принадлежит смещению поясного времени и отсутствию научно обоснованной подготовки спортсменов с учетом новейших достижений науки и биоритмологии.
Согласование, то есть синхронизация биологического времени с астрономическим, в основном· происходит в течение 2 недель. Человек, приехавший в новое полушарие, должен постепенно адаптироваться к новому поясному времени, пока не наступит синхронизация его биологического времени с местным временем.
Современный этап научно-технического прогресса предъявляет новые требования к вузовскому педагогическому процессу, ведет к интенсификации умственного труда студентов. Все отчетливее заявляют о себе в этих условиях проблемы интеллектуального и эмоционального напряжения обучаемых. В первые же месяцы студенческой жизни молодой человек вынужден в значительной степени ломать свой динамический стереотип и перестраиваться на новые ритмы. Такая перестройка и адаптация к учебе и жизни в вузе вызывает у студентов высокое психоэмоциональное напряжение. Постоянно повышается и информационная нагрузка студентов дисциплинами учебного плана, для усвоения которых требуется значительное интеллектуальное напряжение. Вот почему, основываясь на достижение науки, необходимо с первых дней обучения в вузе вырабатывать у каждого студента психическую адаптацию высокого уровня, достаточный резерв физических и духовных сил, чтобы обезопасить молодых людей прежде всего от различных отклонений в психофизиологической деятельности. Именно поэтому в наш век, когда у человека дел невпроворот и времени в обрез, особенно важно научиться искусству жить – правильно организовать режим труда и отдыха. Мы все живем в одном пространстве и времени, а этим искусством владеем по-разному. Одни сохраняют в течение учебы и всей жизни высокую трудоспособность, другие чахнут смолоду.
|
В соответствии с суточной периодикой сейчас учеными уже составляются своеобразные «слуховые» и «интеллектуальные» меню, чтобы предупредить угнетение функций высших отделов центральной нервной системы. Большую роль в лечебно-оздоровительных учреждениях и учебных заведениях играет так называемая функциональная музыка, а точнее – одна из ее выразительных средств – ритм (ритмотерапия, ритмопедия). Это важно для поддержания на высоком уровне таких качеств, как память, внимание, координация движений, мышечная свобода.
|
Изучение биологических ритмов поможет раскрыть механизмы различных космических и географических факторов в их действий на процессы жизнедеятельности и тем самым изыскать средства целенаправленного влияния на регуляторные адаптивные функции организма и выдать научно обоснованные рекомендации для клинической практики и многих других дисциплин.
Тема: "ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
План
1. Внимание, память, их физиологические механизмы.
2. Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
3. Сигнальные системы действительности.
4. Речь, ее физиологические механизмы.
5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
6. Типологические особенности ВНД
7. Мышление, сознание, интеллект.
8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.
Инстинктивное поведение и его генетическая основа. Сложные формы приобретенного поведения.
1. Внимание, память, их физиологические механизмы.
Высшая нервная деятельность человека всегда характеризуется определенной направленностью и избирательностью. Человек при любой деятельности выделяет из множества окружающих предметов и явлений лишь те, которые имеют в данный момент наибольшее значение. Эта избирательность психических процессов называется вниманием.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул. Выражается в направленности психической деятельности на определенный объект, при этом осуществляется отбор необходимой информации.
Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение в деятельности, он начинает господствовать, доминировать над всеми остальными.
Любая избирательная деятельность связана с определенным уровнем активности мозговых структур. Этот уровень активности определяется специальным аппаратом, который включает ретикулярную формацию (субстрат регуляции состояния бодрствования) и любые доли головного мозга. Ретикулярная формация функционируют совместно с таламусом, гипоталамусом и корой. Существует иерархия. Кора и, прежде всего, ассоциативные зоны это центральное звено, которое регулирует отбор информации, формы восприятия, внимания и сознания.
Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или с раздражениями из внешней среды (например, сигнал опасности). Деятельность мозга может активизироваться через ретикулярную формацию. Этот механизм лежит в основе непроизвольного внимания, процесса, происходящего помимо желания человека и без постановки предварительной цели.
В основе произвольного внимания, требующего предварительной постановки цели и выработки программы действий, лежит активация мозга, связанная с деятельностью лобных долей коры больших полушарий. В клинической практике известно, что поражение этих структур приводит к невозможности больных сосредоточиться на какой-либо деятельности. Они легко отвлекаются. Электрофизиологические исследования также подтверждают, что произвольное внимание человека сопровождается усилением биоэлектрической активности лобных долей мозга.
У детей до 6 – 7 лет организация произвольного внимания затруднена, потому что механизмы, лежащие в его основе созревают поздно. Участки лобных долей, ответственные за его осуществление, созревают к 12 – 13 годам, так что в педагогической деятельности это необходимо учитывать. В младших классах мобилизация внимания учащихся на уроке возможна с учетом механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо формировать произвольное внимание ребят и помнить, что оно зависит не только от мозговых структур, но и находится под влиянием воспитательных процессов.
Память – это совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации. В основе памяти лежит образование временных нервных связей. Поэтому под памятью также понимают сохранение образованных в процессе обучения временных связей.
Информация в мозге хранится более или менее длительно. Отсюда деление памяти на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти сохранение временной связи происходит путем циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным путям. Этот процесс называется реверберация. При достаточно длительной реверберации в нейронах коры увеличивается обмен веществ, происходят изменения в структуре самих нейронов и синапсов, предполагают также, что изменения происходят в структуре РНК и ДНК. Кратковременная память переходит в долговременную, это процесс консолидации. Продолжительность консолидации зависит от особенностей образуемого условного рефлекса, длительности и интенсивности подкрепляющего безусловного раздражителя, функционального состояния коры, наследственных особенностей. Существенная роль отводится эмоциям.
Формирование физиологических механизмов памяти человека определяется наследственными факторами и факторами среды. Учитель и воспитатель обязательно должны обращать внимание на развитие памяти у детей.
С возрастом память улучшается до 20 – 25 лет, затем держится почти на одном уровне до 40 – 45 лет, потом угасает.
Память можно и нужно тренировать. Многочисленные примеры доказывают, что люди, профессия которых требует постоянной тренировки памяти, отличаются хорошей и долго сохраняющейся памятью. Феноменальной памятью обладал К. Маркс, он мог один раз прочесть страницу книги и точно слово в слово ее пересказать. Он тренировал память всю жизнь, ежедневно заучивал стихи. Это хороший способ тренировки памяти.
2. Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
Разное поведение человека и животных направлено на удовлетворение многообразных потребностей. Это связано с мотивациями и эмоциями. О мотивационно-эмоциональной сфере человека судят по поступкам, мимике, выразительным движениям.
Мотивации (побуждения, влечения) определяются генетической программой и индивидуальным опытом, активизируются потребностями и проявляется в избирательном возбуждении мозговых структур, что приводит к реализации целенаправленного поведения.
Различают низшие и высшие мотивации. Низшие биологические мотивации – голод, жажда. Высшие мотивации те, которые социально обусловлены.
Первая попытка объяснить эмоции человека с позиций физиологии принадлежит И.М. Сеченову, он считал, что эмоции – это "рефлексы с усиленным концом в их последней фазе". Важное значение имели исследования Павлова, который связал появления эмоций с переделкой динамических стереотипов.
Павловские взгляды на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П.К. Анохина (1964) и информационной теории П.В. Симонова.
В головном мозге человека и животных методом вживленных электродов обнаружен ряд нервных структур, связанных с появлением разнообразных эмоциональных реакций. Наиболее широко такие зоны представлены в лимбической системе, гипоталамусе и ретикулярной формации. Ярким доказательством участие гипоталамо-лимбической системы в формировании эмоций служат опыты с раздражением указанных структур. Так, при электрическом раздражении миндалевидного комплекса у кошки проявляется агрессивность (фырканье, выгибание спины, расширение зрачков и т.д.). Удаление некоторых образований лимбической системы превращает ручных животных в диких зверей. Раздражение точечной области впереди гипоталамуса подавляет реакцию ярости. Разрушение этой зоны вызывает сильнейший приступ ярости. Оказалось, что вирус бешенства локализуется именно в тех участках лимбической системы, разрушение которых сопровождается агрессивностью.
В лимбической системе были обнаружены центры не только отрицательных (ярость, гнев, тоска, страх и т.д.), но и положительных эмоций (успокоение, удовольствие, радость и т.д.). Причем эти противоположные центры лежат очень близко друг от друга. Перемещение раздражающего электрода только Большая радость может смениться крайней степенью страха и т.д.
Эти филогенетически более древние низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с действием подкорковых нервных структур головного мозга относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпикритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых, в эволюционном отношении, корковых зон (например, моральные чувства человека).
Исследования показали, что качественная оценка эмоций происходит с участием молодых отделов (в эволюционном плане) коры. При корковых поражениях развиваются эмоциональные расстройства: от аффектов чрезвычайной силы до глубокой апатии – эмоциональной тупости. Регулирование специфических человеческих эмоций осуществляется лобными долями тесно связанными с лимбикой.
Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной системы, эндокринных желез.
Так что гормоны, другие биологически активные вещества участвуют в управлении эмоциями. Оказывают влияние на проявление эмоций и никотин, алкоголь и наркотики. Эти вещества вызывают у человека ложное состояние комфорта, но парализуют волю. Такой человек не может решать серьезные задачи и не испытывает радостных чувств от достигнутых побед.
Исходя из биологической теории эмоций П.К. Анохина можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если организм (система) не может достичь полезного результата. Положительные эмоции возникают при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.
Информационная теория эмоций Т.В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, избыток – положительные.
У детей до 3-х лет превалируют низшие протопатические эмоции. Причем положительные эмоции надо воспитывать. Есть критический период до 3-х лет, если их не воспитать, то потом это сделать трудно. Это обусловлено низким уровнем развития психики. По мере созревания низшей нервной структуры – коры головного мозга происходит совершенствование психических процессов ребенка. Примерно с 3 – 4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. Но они еще слабы и уступают сильным биологическим потребностям. Так что для детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.
Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей и рисование. Период с двух-трех лет до семи называется возрастом афферентности. Дети в этом возрасте эмоционально раздражимы, т.е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20 – 22 годам, когда завершается формирование высших отделов нервной системы.
Эмоции для человека очень важны. Отрицательные – сигнал о нарушении гомеостаза – относительное постоянство внутренней среды. Положительные - награда организму за труд, затраченный в процессе достижения полезного результата. П.В. Симонов утверждает, что положительные эмоции сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно – рефлекторных реакций. В стрессовых ситуациях эмоции помогают вскрыть все резервы организма для получения необходимого результата.
Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Чтобы информация воспринималась ребенком и прочно запоминалась, она должна быть преподнесена ярко, эмоционально.
Вот почему учебно-воспитательная работа должна обязательно учитывать эту особенность и обязательно затрагивать эмоциональную сферу. Психологи выделяют даже специальный вид познавательных эмоций, физиологическую основу которых составляют ориентировочные рефлексы.
Исходя из этого первостепенной задачей педагога является развитие познавательных эмоций (гностических) у детей и подростков.
3. Сигнальные системы действительности
У человека и животных есть общая первая сигнальная система, в которой сигналами являются конкретные раздражители, действующие на рецепторы анализаторов.
ВНД человека принципиально отличается от ВНД животных, прежде всего, тем, что у человека появилась вторая сигнальная система, в которой сигналами стали слова видимые, слышимые и произносимые – по выражению Павлова "сигналы сигналов". У людей временные связи одинаково быстро и хорошо вырабатывается как на предмет, так и на словесный раздражитель. Т.е. у человека слово может заменить любой раздражитель первой сигнальной системы.
Проведем эксперимент. Выработаем рефлекс. На слово тропинка поднимаем руку. Если среди других слов употребить «дорожка», некоторые студенты также поднимают руку.
Критическим периодом в развитии второй сигнальной системы является период до 2,5 – 3 лет максимум до 5 лет. В этот период активно развиваются структуры мозга, ответственные за речь.
Возрастные и половые отличия:
Маленькие дети имеют преобладание первой сигнальной системы. Бурное развитие второй сигнальной системы начинается с 6 7 лет. Как правило, мальчики значительно раньше начинают абстрагировать, у них преобладает вторая сигнальная система, у девочек - первая сигнальная система. У девочек необходимо развивать вторую сигнальную систему, у мальчиков - первую сигнальную систему. Если посмотреть рисунки, то окажется, что девочки рисуют себя, мальчики все, кроме себя.
4. Речь, ее физиологические механизмы
Речь у человека возникла в результате необходимости общения в трудовой деятельности. Словом обозначают все, что действует на наши органы чувств, при этом можно мыслить абстрактно, т.е. отойти от конкретных образов, предметов. Поэтому речь – это не только средство общения людей, но и форма или средство мышления. Человек рождается с наследственной возможностью говорить. Однако для ее реализации необходимо научить ребенка пользоваться словом в качестве сигнала, несущего в себе ту или иную информацию. Это возможно только в определенном возрасте до 5 – 6 лет. В мире известно несколько десятков случаев воспитания детей дикими животными. В дальнейшем эти дети не смогли овладеть речевой функцией, т.к. у них не развились ответственные за речь структуры мозга.
Слово выполняет несколько функций:
1). Аналитическую – сигнализирует о предмете, выделяет его.
2). Синтетическую – обобщающее значение слова.
3). Понятийную – воспринимается не как звук, а как понятие.
Обобщающее значение слова развивается постепенно.
1-я степень обобщения – слово замещает чувственный образ определенного предмета (конец 1 года – начало 2 года).
Ляля – только данная кукла, елка –это только конкретный предмет.
2-я степень обобщения - (конец 2 года)
Ляля – несколько кукол, елка -– несколько предметов.
3-я степень обобщения (не раньше третьего года жизни)
Куклы, мячи и кубики - игрушки
Елка –дерево.
4-я степень обобщения (с 4,5 – 5 лет)
Игрушки, одежда, еда и др. – вещи.
Елка - растение.
Речь имеет две стороны: сенсорную (понимание речи) и моторную (активная речь).
Речь, слово значительно повысили способность мозга отражать действительность. Речь обеспечивает высшие формы анализа и синтеза.