Физиологические механизмы речи




Речь имеет рефлекторную природу. Ее физической основой является образование абстрактно- логических связей разной степени сложности. Они находятся в тесной взаимосвязи с развитием I сигнальной системы и с напряженной работой зрительного, слухового, двигательного анализатора и периферического речевого анализатора. Координация деятельности этих органов осуществляется нейронами различных зон коры головного мозга. В речи участвуют разные зоны коры:

1. Слуховой центр речи – центр Вернике в височной области коры, задний отдел левой верхней височной извилины, поле 42. При разрушении – сенсорная афазия – речевая глухота. Больной слышит, но не понимает. В результате его речь теряет смысл. Поля 39, 40 расположены в теменной доле, рядом с полем 22, осуществляет понимание смысла сочетаний слов или фраз. Их поражение приводит к расстройству речи и называется семантической (смысловой) афазией. При разрушении поля 39 теряется способность узнавать буквы, цифры. При поражении поля 37 – потеря памяти на слова – амнестическая афазия.

2. Двигательный центр – центр Брокка расположен в лобной доле в нижней части передней центральной извилины. Поле 44 обеспечивает артикуляцию и фонецию, процесс произнесения слов (при поражении больной речь понимает, но теряет способность говорить). У правшей этот центр в левом полушарии больше, чем в правом. При разрушении – моторная двигательная афазия. Поле 45 регулирует построение грамматически правильных сочетаний слов и пение. Поле 46 - мимику и жестикуляцию, от него импульсы поступают в поля 44, 45.

3. Письменная речь связана с многими центрами коры: с центрами движениями пальцев рук, со зрительными центрами, с центрами Вернике и Брокка.

Речевой аппарат включает органы дыхания: нос, глотка, ротовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие, диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование, фонеция, артикуляция. Воздушная струя возникает при выдохе, воздух, проходя через гортань, приводит в движение голосовые связки, их колебание воспринимается как звуки голоса.

Речевой аппарат сложнейшая многофункцинальная система. Тонкая настройка осуществляется корой.

Развитие речи у детей

Структурное созревание речевого центра происходит к двум годам. Но задолго до его формирования ребенок начинает реагировать на слова.

С двухмесячного возраста появляется гуление – это тренировка артикуляционного аппарата по образования звуков. Это сочетание гласных.

С 4-х месяцев появляется свирель – предречевые реакции. Ребенок с первых месяцев жизни должен слышать речь, направленную к нему. Иначе гуление будет монотонным, а свирели может и не быть.

С 2-х до 7-ми месяцев – звукоподражание взрослым.

В 7,5 – 8,5 месяцев появляется артикуляция слогов, повторение слогов.

В 8,5 – 9 месяцев появляется модулированный лепет, повторение слов с разной интонацией без смыслового значения.

К году ребенок начинает связывать слово с объектом

С 1 г. 4 мес. до 1 г. 10 мес. – предложения из 2-х слов.

С 1 года 6 мес. – 2 лет – предложения из 3-х слов.

В 1 – 3 года ребенок овладевает произношением слов. К двум годам словарный запас ребенка составляет 200 – 400 слов.

В 1-3 года ребенок овладевает речью, произносит слова, на словесный раздражитель – словесная реакция. В овладении речью важную роль играют кинестетические раздражения. С развитием речи ребенок овладевает грамматическим построением речи. Велика роль подражания, поэтому взрослые должны говорить правильно.

Эксперимент Кольцовой с детьми в доме ребенка.

1. Дети в манеже в течение 20 мин.

2. Движение по комнате в течение 20 мин.

3. Тренировка пальцев 20 мин.

В 3-ей группе со второго дня появляются голосовые реакции.

В 4 – 5 лет словарный запас 500 – 800 слов. С 7-11 до 15-17 идет колоссальное развитие второй сигнальной системы в связи с обучением. В период полового созревания развиваются железы внутренней секреции, меняется функциональное состояние нервной системы, повышается ее возбудимость, речь замедляется. Необходим правильный режим, трудовая деятельность, занятия физкультурой, т. е. условия для того, чтобы этот переходный возраст прошел без функциональных сдвигов.

 

 

5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.

Непрерывная деятельность клеток коры головного мозга ведет к их утомлению и истощению. Сон или состояние покоя возникает временами у всех живых существ. Сон ограждает корковые клетки от полного истощения и создает условия для восстановления. Регулярная смена сна и бодрствования – необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

И.П. Павлов, проводя эксперименты с собаками по методу условных рефлексов, обратил внимание на то, что развитие внутреннего торможения ведет к вялости и сонливости подопытных животных. Иногда собаки погружались в сон во время частого применения тормозных раздражителей. Так что по Павлову сон и торможение – это один и тот же процесс. В работающих клетках коры головного мозга при предельной степени утомления возникает процесс торможения, прекращающий деятельность этих клеток. Торможение иррадиирует, охватывая всю кору, и даже распространяется на подкорковые центры, в результате наступает новое качественное состояние нервных клеток – сон.

Сон, по Павлову, не бездеятельное состояние нервных клеток, а процесс, направленный на обеспечение обмена веществ нейронов с целью восстановления их работоспособности во время бодрствования. В настоящее время считают, что во время сна мозг освобождается от избыточной информации и, предполагают, что происходит в это время перевод информации из кратковременной в долговременную память.

Павлов учитывал, что сон может возникнуть и в результате ограничения притока аффективных импульсов в кору. Это было показано в экспериментах с выключением восходящих путей на уровне ствола мозга и в клинических наблюдениях. Так, описан случай, когда больной, потерявший все виды чувствительности, кроме зрения на один глаз и слуха на одно ухо, немедленно засыпал, когда их закрывали. Исходя из этих фактов, Павлов считал, что условное торможение, развивающееся в коре, обусловливает активный сон, а прекращение обычного притока импульсов, тонизирующий кору –пассивный.

Быстроволновой сон – углубление сна сменяется периодами быстрых колебаний электрокортикограммы, похожих на наблюдаемые в период бодрствования, хотя пробуждение не наступает. Сон в этот период наиболее глубокий, разбудить в это время особенно трудно. Такой сон возникает периодически 3 – 5 раз за ночь длительностью до 90 минут. При этом сне снижается тонус скелетных мышц, но резко усиливается вегетативные процессы: пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, усиливается гормональная активность. Этот сон еще называется парадоксальным, создаются условия, способствующие возникновению сновидений, галлюцинаций.

Фазы сна с медленной волновой активностью называется медленным ортодоксальным сном. Медленный сон имеет корковое происхождение.

Быстрый сон – стволовое происхождение. Сохранение бодрствования или наступление сна зависит от корково-подкоркового отношений.

Сновидения. Распространяющееся торможение может «обходить» стойко возбужденные корковые участки, так называемые сторожевые пункты, благодаря которым спящий человек сохраняет способность живо реагировать на важные для него события. Поэтому утомленная мать после бессонных ночей у постели больного ребенка спит среди шума, хлопания дверей и разговоров, но мгновенно просыпается при плаче ребенка.

В некоторых случаях сновидения могут носить творческий характер. Известны случаи, когда творческие личности, поэты, музыканты ученые дорабатывали свои произведения и открытия во сне. Происходит это потому, что во сне деятельность мозга не прекращается.

У взрослых людей, а часто и у детей фазы переходного состояния протекают быстро. Но можно проследить ту или иную фазу. Например, можно обнаружить, что засыпающий ребенок не слышит громкого разговора, но реагирует на легкое прикосновение или на слова, произнесенные шепотом.

Теории сна

Эксперименты подтверждают, что в процессах организации сна участвуют ретикулярная формация и промежуточный мозг. Во время сна снижается возбудимость органов чувств, урежаются дыхание и пульс, ослабляется работа пищеварительных желез и т.д.

Существовали и так называемые гуморальные теории сна, которые объясняли появление сна – накопление особых химических веществ – гипнотоксинов. Однако, в последнее время работами П.К. Анохина и сотрудников было доказано, что гуморальные факторы играют второстепенную роль.

П.К. Анохин предложил гипотезу корково-подкорковых механизмов сна, в основу теории положена Павловские представления о сне, которая удачно была дополнена данными современной электрофизиологии и нейрофизиологии.

В подкорковых отделах головного мозга обнаружены нервные структуры, которые участвуют в регуляции состояния бодрствования и сна. Важную роль играют структуры таламуса, гипоталамуса и реплинговой формации. Гипоталамус, активирует кору, имеет отношение к поддержанию бодрствующего состояния и организаций поведенческих актов, а ретикулярная формация к пробуждению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: