Положительные и отрицательные условные рефлексы образуются медленнее, чем у детей предыдущего типа. Речь медленная, спокойная, без выраженных эмоций и жестикуляций. Переход от возбуждения к торможению и обратно замедлен. Поэтому быстрая смена положительных и отрицательных раздражителей может привести к нарушению реакций. Ребенок, как правило, отличается спокойствием, усидчивостью, хорошим поведением, дисциплинированностью, легко справляется в трудной ситуации. Нередко такие дети хорошо учатся и проявляют большие способности. Полученное задание выполняют медленно, но добросовестно. (Тип соответствует гиппократовскому флегматическому).
Как уже было сказано, типологические особенности ВНД определяются генотипом. Жизненный опыт показывает, что черты, передающиеся по наследству, могут подвергаться существенному изменению под влиянием среды, окружающей человека со дня его рождения. Следовательно, врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Существует возможность изменения их под воздействием воспитания и обучения, что можно рассматривать как одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы – ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды.
Пластичность типов нервной деятельности, возможность их переделки путем воспитания представляют собой, по выражению И.П. Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем моложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.
Дети не в равной степени поддаются воспитанию. Особенно трудно приходится с детьми, имеющими неуравновешенную ВНД, особенно те, которых мы назвали взрывчатыми и распущенными. Но опыт показывает, что правильное воспитание с раннего возраста значительно уменьшает эти проявления типологических особенностей, смягчает их, прививает ребенку прочные навыки, уменьшает их запальчивость и агрессивность.
|
Тип ВНД ребенка напоминает ВНД взрослого человека лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервных процессов у детей и подростков имеют свои возрастные особенности. Так как детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо о типа их ВНД (Красногорский, 1958). Поэтому сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но в сравнении со слабым выраженность этого будет меньше. Нормального уровня развития основные свойства нервной системы достигают к моменту ее полного созревания: к 20 – 22 годам.
Особенности типов ВНД детей необходимо учитывать в своей педагогической работе. Вы хорошо должны знать своих учеников, чтобы умело использовать их особенности в своей работе. То, что посильно ученику с сильным типом нервной деятельности, может оказаться не под силу ученику со слабым типом. Дети с инертными процессами – медлительны, с преобладанием возбуждения – подвижны, непоседливы. И педагог должен так поставить свою работу, чтобы воспитать у них положительные качества. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертной нервной системой – воспитывать быстроту реакции и т.д.
|
Неправильно было бы считать, что один какой-то тип ВНД лучше, а другой – хуже.
Современными исследованиями показано, что каждый тип имеет свои положительные качества. Например, слабый тип в сравнении с сильным имеет более низкий уровень работоспособности, но зато обладает высокой чувствительностью к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше механическая память, имеющие слабую нервную систему лучше усваивают осмысленный материал. Дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания лучше, чем у холериков. Значит, правильно организованный индивидуальный подход к детям поможет добиться высокой успеваемости в классе.
Люди с разними типами нервной деятельности могут добиваться одинаковых успехов в разных видах деятельности. Но есть исключение из этого правила. Некоторые специальности требуют быстрой реакции. По мнению известного исследователя типов ВНД Теплова свойства нервной системы образуют почву, на которой легче формируются одни типы ВНД и труднее другие. Поэтому нужно помнить, что плохое поведение может быть связано с плохим воспитанием, а не с типом ВНД и предпринимать необходимые воспитательные меры.